СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для аттестации педработников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для аттестации педработников блок 2.1

Просмотр содержимого документа
«Материалы для аттестации педработников»

Блок 2.1. Информационно-аналитический отчёт о педагогической деятельности



1. Обеспечение повышения качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий.

1.1 Использование педагогическим работником программы, учебно - методического обеспечения образовательного процесса

В должности учителя русского языка и литературы работаю в МОУ Нижнебузулинской СОШ с 1974 года. Учебная нагрузка в течение трех последних лет 21 - 22 часа. В 2018 - 2019 учебном году работаю в 8,9 классах по ФГОС ООО. Учебники, по которым я работаю в 2018 - 2016 учебном году, представлены в таблице.

№ п/п

Класс

Предмет

Комп.

учеб.

плана

Программа

Учебно-методическое обеспечение

учебники

нал.раб.

тетрад.

(да, нет)

дидак.

матер.

(%)

метод.пос.

для учит.

(%)

Автор

Название

7

8

Русский язык

1

Программа для общеобразовательных учреждений изд. Дрофа, 2014 год

Ю.С.Пичугов



Е.И.Никитина

В.В.Бабайцева

Л.Д.Чеснокова

Русский язык Практика.8 кл

Русская речь 8 класс Русский язык. Теория

нет

100

100

8

8

литература

1

Коровина В.Я. Программа для общеобразовательных учреждений

Коровина В.Я.

Литература 8 класс в двух частях


нет

100

100

9

9

Русский язык

1

Программа для общеобразовательных учреждений изз.Дрофа,2017 год


Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева,

А.Ю.Купалова



Е.И.Никитина

В.В.Бабайцева

Л.Д.Чеснокова

Русский язык 9 класс





Русская речь 9 класс Русский язык. Теория

нет

100

100

10

9

литература

1

Коровина В.Я. Программа для общеобразовательных учреждений



Коровина В.Я.

Литература в двух частях

нет

100

100

13

11

Русский язык

1

Программа для общеобразовательных учреждений изз.Дрофа,2014 год


В.В. Бабайцева

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10 – 11 класс

нет

100

100

14

11

литература

1

Программа по литературе (5-11), составлена  Т.Ф.Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, Москва, «Дрофа», 2014

Т.Ф.Курдюмова, Е.Н. Колокольцев и др.

Литература 11 класс в двух частях


нет

100

100

Отличительной особенностью УМК В.В. Бабайцевой является чёткое разделение на 3 части: «Теория» (облегчает усвоение правил русского языка, удобен для повторения материала - его не надо искать в отдельных справочниках), «Практика» (содержит упражнения различного уровня сложности, много заданий, направленных на формирование речевой культуры), «Развитие речи» (богатейший материал для анализа текста, фрагменты произведений писателей часто используются в качестве образцов художественной речи). Всё перечисленное является безусловным достоинством данного УМК.

При работе по литературе в 8 9, 11 классах использую учебно–методический комплекс под редакцией Коровиной В.Я.

Содержание и структура УМК определяются целью литературного образования, которая состоит в приобщении учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитии их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности и идейно-нравственную позицию школьников.

В УМК четко соблюдаются основные принципы расположения материала: хронологический, проблемно--тематический и жанровый принципы (5 - 8 классы), курс в историческом освещении (9 класс) и курс на историко-литературной основе (10-11 классы).

Программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Особая роль отводится самостоятельному чтению художественных произведений; предлагаемые авторами сведения по теории, истории и истории литературы способствуют их глубокому восприятию. Большое внимание уделяется взаимосвязи литературы , истории, искусств (живописи, музыки и т. д.).

Отличительной особенностью учебников является наличие в них вопросов и заданий, дифференцированных по степени трудности, причем в наиболее сложных случаях даются советы по их выполнению. Вступительные и обобщающие статьи написаны популярно и иллюстрируются яркими примерами.



1.2 Постановка педагогических задач при реализации образовательной программы на учебном занятии (на примере конспекта учебного занятия)

Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения».

Цели урока

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения, классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств;

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание односоставных предложений в тексте;

  • классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

  • построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.



Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено8 часов (По программе под редакцией В.В.Бабайцевой). Это 7 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовали уроки по изучению следующих тем: виды односоставных предложений (1 час), определённо-личные предложения (1 час), неопределённо-личные предложения (1 час), безличные предложения (2 часа), назывные предложения (1 час).

Вид урока – комбинированный урок.







Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Определение темы; цели; задач; мотивация их принятия; планируемые результаты.

Демонстрация слайда

Создание ситуации успеха и эмоционального настроения.

 Приветствие

Настрой на рабочий лад

Запись даты и темы в рабочую тетрадь

 


Коммуникативные

2 мин.

Проверка усвоения теоретических знаний по теме

Проверка ЗУН:









  1. Проведение игры «Путаница»

Демонстрация слайда


 

Индивидуальная работа на доске

3х уч-ся





Работа в парах заполнение таблицы (в тетрадях)



Самопроверка

Вспомнить виды односоставных предложений и их признаки, восстановить соответствие между видом предложения, его признаками и примером

Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям; Знание особенностей строения односоставных предложений и их классификации


регулятивные

познавательные

коммуникативные

5 мин.

Обобщение и систематизация знаний.


Постановка вопроса

Демонстрация слайда



Демонстрация слайда

Индивидуальное сообщение учащегося о лингвисте.

 



Восприятие устной речи

 Умение воспринимать лингвистический текст

Личностные

коммуникативные

3 мин.



  1. Организация индивидуальной работы





Словарно – орфографическая работа


 

Индивидуальная работа в тетрадях (цифровой диктант)


Найти в тексте односоставные и двусоставные предложения. Работа по орфографии.

Классификация предложений по их структурным особенностям


регулятивные

познавательные

коммуникативные

10 мин






ФИЗМИНУТКА


2 мин.

Обобщение и систематизация знаний.




Организация работы с мини текстом.
















Индивидуальная работа


.


регулятивные

навательные

коммуникативные

3 мин.

Организация творческой работы




Творческая работа в разноуровневых группах

Составить текст-описание с использованием односоставных предложений (1 гр.). Определить вид односоставных предложений (2 гр.), заменить односоставные предложения двусоставными(3гр.)

Умение употреблять односоставные предложения в речи, выделять грамматические основы, заменять односоставные предложения синонимичными двусоставными.

Личностные познавательные

коммуникативные


12 мин.

Контроль






 Организация работы с тестами


 Индивидуальная работа по тестам

Взаимопроверка

 Решить тестовые задания по теме

 Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям


 Познавательные

5 мин

Рефлексия

 Задание на дом

Демонстрация слайда

Выставление оценок

Психологическая разгрузка

Демонстрация слайда


 Запись задания в дневник

 

 

 

3 мин









Конспект урока

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

- Посмотрите в окно.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


Кто автор этих чудесных строк?


Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Ответ. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения».

Какие цели перед собой вы можете поставить? (Предполагаемый ответ. Закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; понаблюдаем за употреблением всех видов односоставных предложений в речи, будем учиться уместному употреблению односоставных предложений в устной и письменной речи).

- Правильно. А что для этого необходимо?( Предполагаемый ответ. Вспомнить, какие группы односоставных предложений есть, на какие виды делятся односоставные предложения со сказуемым, чем может быть выражено в них сказуемое, какие предложения называются номинативными)

Это цель нашего урока.

А эпиграф урока К мудрости идут через большой труд.

- Как вы понимаете это высказывание? (Ответ произвольный)

- Используя крылатые выражения, пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!» (слайд)

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц.

Итак, первая «Сделал дело – гуляй смело».

II. Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения»

Индивидуальная работа у доски.

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ.

Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Давайте повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.

1. Индивидуальная работа у доски по карточкам. (3 человека по желанию)

1) Выпиши определённо- личное предложение и обоснуй свой выбор.

А. Какое великолепие и спокойствие.

Б. Нас разбудили в шесть часов.

В. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры.

Г. Лежи на боку да гляди на Оку.

2). Выпиши неопределённо- личное предложение и обоснуй свой выбор.

А. Дом простоит долго и переживёт первых жильцов.

Б. Многим не терпелось кинуться в бой.

В. Большой костер развели на берегу, против посёлка.

Г. Ярмарка. Крещенский мороз.

3). Выпиши безличное предложение и обоснуй свой выбор.

А. Каменное здание было одно.

Б. Необыкновенно тихо было в лесу.

В. Тоскливо и медленно проходили дни и ночи.

Г. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

2. Классу предлагаю игру «Путаница». (слайд)

Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.

Правильные ответы заносим в тетради.

Вид предложения

Признаки

Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Зима!

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Привезли ёлку.

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Подморозило.

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

Тему знаю хорошо.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Проверка по слайду). В оценочный лист заносим число правильных ответов.

Проверка индивидуальных ответов у доски. Каких односоставных предложений нет на доске? Приведите примеры.

III. Обобщение темы «Односоставные предложения»

  1. «НЕ ТОРОПИСЬ СКАЗАТЬ - ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ» (слайд)

Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике?

Давайте послушаем об этом сообщение.

Сообщение учащегося: слайд портрет А.А.Шахматова.

Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии.

Шахматов внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.

  1. «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»

Цифровой диктант.

Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.

1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)

2. Весна берёт свои права. (А.Фет)

3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)

5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)

6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)

7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

8. Не спится, няня. (А.Пушкин)

9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)

10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 2 вариант: 2, 7

Ученики сверяют свои ответы. (Проверка по слайду)

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись.

2. Словарно-орфографическая работа (слайд)

Брош.., могуч…, допеч.., замуж…, кулич…, скрипуч…, пишеш…, вскач…, свеж…, нареж…те, невтерпеж…,рощ,..., много дач…,отреж…,стереч.., ветош…, с плеч…плащ…

-Какое орфографическое правило повторяли?

- Проверьте, как вы записали слова (презентация ).

- Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2? А 5 и более?

Игра «Кто быстрее составит односоставное предложение и определит его вид с 2 –мя словами из словарного диктанта.

Не забывайте заполнять лист учёта ответов и оценок. Что каждому нужно помнить? (При выставлении себе оценок быть честным и объективным).

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия ученика

Оценка за словарную работу

Оценка за «Путаницу»

Цифровой диктант

Оценка за тест

Оценка за активность на уроке

Итоговая оценка за урок.

 

 


 

 

 

 



III. Формирование новых понятий и способов действия

1..Физминутка. Игра «Согласен! Не согласен!» («Тонкие вопросы») ДА! НЕТ! Слайд

Если вы согласны со мной, то покачайте головой, помашите левой рукой, помашите правой рукой, поклонитесь.

1. Это предложения с одним главным членом. Я люблю тебя, жизнь.

2. Определенно- личные предложения - это односоставные предложения?
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее?
4.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?

5. Люблю грозу в начале мая. Это предложение двусоставное?

2. Групповая работа по разноуровневым заданиям

Ну, а теперь пришла пора попробовать себя в роли писателей. На предложенные темы

1 группе нужно написать сочинения-миниатюры. Ваша задача – в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить в тексте односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять в погоне за ними настроение сочинения.

1 группа – Пишут сочинение-миниатюру по картине «Как прекрасен этот мир» (презентация, слайд) (задание для детей со средней мотивацией к обучению )

2 группа – Записать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Определить вид односоставных предложений. (задание для детей с низкой мотивацией)

Зимн..е утро. Холодно. Но свет..т яркое со..нце. Красиво разукрасил моро.. окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудес(?)ную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

Моро.. и со..нце! День чудес(?)ный!
Ещё ты дремл..шь, друг пр..лес(?) ный!
Пора, красвица, проснись!

3 группа – Выписать односоставные предложения. Заменить односоставные предложения двусоставными, сделать вывод о роли односоставных предложений в тексте. (задание для детей с высокой мотивацией к обучению)

Зимн..е утро. Холодно. Но свет..т яркое со..нце. Красиво разукрасил моро.. окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудес(?)ную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

Моро.. и со..нце! День чудес(?)ный!
Ещё ты дремл..шь, друг пр..лес(?) ный!
Пора, красавица, проснись!

Проверка выполнения заданий.

3.  Тестовое задание (по вариантам).

Тест

I вариант

1. По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

Б) По наличию или отсутствию членов предложения.

В) По наличию главных членов предложения.

2. На какие виды делятся односоставные предложения?

А) Назывные, определенно-личные.

Б) Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.

В) Назывные, безличные, обобщенно-личные.

3) Какое предложение является односоставным?

А) Жди ясного на завтра дня.

Б) Черные сосны на белый песок кинули странные тени.

В) На заре ты ее не буди.

Г) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

4) Какое предложение является безличным?

А) На работе следите за осанкой.

Б) Дадим друг другу руки и молча двинемся в путь.

В) Кругом ни души.

Г) Звездное небо.

5) Какое предложение является неопределенно- личным?

А) Мне не спалось.

Б) Выхожу на крыльцо.

В) Далеко-далеко грохочет.

Г) О произошедшем будут долго вспоминать.

II вариант

1) По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения

Б) По наличию или отсутствию членов предложения.

В) По наличию главных членов предложения.

2) На какие виды делятся односоставные предложения?

А) Назывные, определенно-личные.

Б) Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.

В) назывные, безличные, обобщенно-личные.

3) Какое предложение является односоставным?

А) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.

Б) От лип душистым медом тянет.

В)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г) Здесь розы больше кулака.

4) Какое предложение является назывным?

А) На улице пустынно.

Б) Вчерашний день не воротишь.

В) Загрустив, вспыхнула осень маленьким дождем.

Г) Чудная ночь.

5) Какое предложение является безличным?

А) Не жалею, не зову, не плачу.

Б) Не презирай совета ничьего.

В) Вороне соколом не быть.

Г) Из воды пустой масла не извлечешь.

После выполнения работы – взаимопроверка. Правильные ответы на слайде.

1-В

1-В

2-Б

2-Б

3-А

3-Б

4-В

4-Г

5-В

5-В

V. Итог урока

Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока:

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились, стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?

- Как вы думаете, для чего нужны   знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?

- Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

- Если было трудно/ не трудно – почему?

- Какие у вас оценки, результаты?

- Если хорошие – мои поздравления.

- Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру на тему “Скоро, скоро Новый год! ”, используя односоставные предложения.

VII. Этап рефлексии

(стикеры)

Если урок понравился и все было понятно – светлый стикер

Если урок не понравился, что-то не поняли - темный

Самоанализ урока.

Автор: Завьялова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение: МОУ Нижнебузулинская СОШ

Предмет: русский язык

Преподавание русского языка в 8 классе ведется по программе «Русский язык 5-9» (2014.) под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.

УМК: 1).Русский язык. Практика. 8кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. 2). Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. 3).Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Урок русского языка

Класс – 8

Тема: «Односоставные предложения»

Типология урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация, листы оценивания учащихся, карточки с заданиями для работы у доски, разноуровневые задания творческого характера, тестовые задания.

Цель урока: классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Задачи:

1) закрепить знания, умения по теме «Односоставные предложения»;

2) развивать навыки анализа, сравнения, обобщения, умения делать выводы, умения строить высказывание с учетом предложенной ситуации; 3) воспитание интереса и уважения к родному языку.

4) формирование навыка работы с тестовыми заданиями.

Формируемые УУД:

Личностные:

Развитие личности. Учащиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом, адекватно реагируют на встреченные трудности, умеют оценить степень освоения учебного материала и выбрать исходя из этого предложенное задание (дифференцированные задания), в результате большинство учащихся были успешны при выполнении заданий, получили хорошие отметки.

Коммуникативные:

Учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и с учителем, участвуют в совместной работе, уважают выбор другого члена коллектива; имеют навыки работы в паре. Учащиеся умеют выслушать мнение другого, при необходимости корректно объяснить ошибки. Задают вопросы, касающиеся темы урока. Умеют логически выстроить рассуждение, представить информацию в виде алгоритма.

Учащиеся умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

Учащиеся выделяют и формулируют познавательную цель урока. Умеют проводить анализ предложенных примеров, обобщать, перестраивать речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные

Умеют проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности; планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Авторскиймедиапродукт: презентация к уроку

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемно-поисковый – основной для учеников среднего и высокого уровня подготовленности.

Ресурсы основные: компьютер, проектор; презентация « Односоставные предложения»; текст из справочника об учёном Шахматове А.А.

Ресурсы дополнительные: Интернет – ресурс

Авторские комментарии. Данный урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода. При подготовке и проведении урока использована технология встречных усилий.

Именно поэтому на уроке были использованы методы нахождения изучаемого языкового явления, метод систематизации полученных знаний, метод орфографического разбора, метод работы в парах, метод контроля и самоконтроля. Познавательные способности учащихся развивались за счет выполнения различных заданий. Применение презентации способствовало поэтапному ходу урока. Урок способствовал формированию самооценки школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Всё это позволило каждому ученику обобщить свои знания по данной теме на посильном уровне.

Место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы: заключительный урок.

Время проведения урока: 45 минут.

Краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока: в классе учится группа учеников и со средним уровнем развития, и группа детей с высокой мотивацией обучения.

Урок дан в рамках школьного МО.

Этапы урока:

  1. Мотивация (Самоопределение) к деятельности

Цель: преодоление неловкости, создание непринужденной атмосферы.

  1. Формирование ожиданий учеников.

Цель: выявить ожидания учеников и определить опасения, для того чтобы процесс обучения был эффективным

  1. Актуализация знаний.

Цель: проблемная подача учебного материала

  1. Постановка цели и задач урока

Цель: работа над формулированием темы урока

  1. Эмоциональная разрядка (разминка)

Цель: взбодрить ребят, зарядить их положительными эмоциями.

  1. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель: проверить усвоение материала, отработать навыки взаимодействия в парах.

  1. Рефлексия.

Цель: оценить свою работу на уроке, свои ожидания; работа с листом самооценки (подсчёт итоговой оценки).

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.









Анализ урока русского языка.

Составила ЗДВР Пушкарева Наталья Сергеевна.

Дата проведения урока 29.01.2017

Учитель : Завьялова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение: МОУ Нижнебузулинская СОШ

Класс – 8

Количество учащихся в классе – 16

Присутствовали на уроке - 16

Тема: «Односоставные предложения»

Типология урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Урок был начат своевременно. Был применен прием эмоционального настроя на работу. Прочтённое учителем стихотворение одновременно явилось организующим моментом, анализ предложений текста помог сформулировать тему урока.

Цели урока:

обобщение знаний и систематизация знаний об односоставных предложениях по их значению и структурным особенностям;

отработка умений построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида; воспитание и уважения к родному языку, доброго отношения друг к другу.

Способ организации урока. Урок начался с определения темы урока, проблемы и путей решения. Был использован дидактический прием – игра «Путаница», в ходе которой ученики должны были распределить предложения по видам односоставных (работа в парах с последующей самопроверкой на слайде презентации). В это время три человека работали по карточкам у доски. Им было предложено выписать заданный тип предложений. После коллективной проверки ребята устно приводили примеры предложений, которых не оказалось среди выписанных на доске.

Урок соответствует содержанию рабочей программы, календарно-тематическому плану.

Методы и приемы обучения были разнообразны, направлены на достижение поставленной цели: информационно-рецептивный, репродуктивный – основные для учеников низкого уровня подготовленности; проблемно-поисковый – основной для учеников среднего уровня подготовленности.

На уроке преобладали групповые и индивидуальные формы заданий, применялись продуктивные формы заданий - словарная работа, ставшая основой для составления односоставных предложений, физминутка в форме игры «Согласен! Не согласен!».

Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, критического мышления, уровневой дифференциации.

Контроль и оценка учебной деятельности происходил в ходе всего урока посредством самооценки (ребята в течение урока заполняли листы самооценки).

На уроке прослеживается практическая направленность используемого учебного материала с целью расширения знаний в области фольклора.

Уровень самостоятельности на уроке был высоким, ребята работали в парах, в малых группах. Наряду с репродуктивными заданиями выполнялись также и творческие разноуровневые (работа с деформированным текстом, составление связного текста с использованием односоставных предложений, замена односоставных предложений двусоставными). ).

На каждом этапе урока шел процесс формирования УУД.

Личностные:

Развитие личности. Учащиеся понимают смысл предложенных пословиц.

Коммуникативные:

Учащиеся активно взаимодействует со сверстниками и учителем, участвуют в совместной работе; имеют навыки коллективной работы, понимают смысл текстов; умеют их анализировать; проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся темы урока;

учащиеся учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеют монологической и диалогической формами речи.






































1.3. Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств

При подготовке к урокам, на уроках и внеклассных мероприятиях активно использую информационно-коммуникационные технологии.

Цель: повышать мотивацию обучения, развивать познавательную активность учащихся, стимулировать самостоятельность учащихся при подготовке к урокам.

  Задачи:  1) воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, интернета; 2) вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное;  3) повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

С 2016 года я веду элективный курс для учащихся 9 классов «Компьютерная продукция для русского языка», целью которого является научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности. На занятиях ребята учатся составлять интерактивные тесты, мультимедийные презентации, интерактивные игры для уроков русского языка и литературы, что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Задания поискового характера приучают к самостоятельной систематизации научного материала, умению преподнести полученную информацию.


Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание союзов»

2)- Так как же образовались эти союзы? Сейчас послушаем Знатока.

Сообщение. Слияние двух слов в одно - наиболее распространенный способ образования союзов. Из двух древних непроизводных союзов и и бо (причинный союз) возник подчинительный ибо со значением причины. От союза и частицы образованы союзы или (и + ли), даже (да + же), ежели (еже + ли), либо (ли + бо), от сочетания глагола с другими частями речи образованы в древности союзы если (есть + ли; раньше так и писали: естьли), будто (будь + то - указательное местоимение).

Союзы тоже, также оттого, притом, зато обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи (то + же, так + же, при + том, за + то). С помощью частицы бы (образована от глагола быть) активно создаются в 17 - 18 веках союзы с разнообразным значением: дабы (да - от быть + бы), абы (а + бы), чтобы (что + бы), кабы (как + бы), якобы (яко - наречие + бы).

Для образования союзов сначала в ход пошли «маленькие» слова (местоимения, служебные части речи).

Начиная с 18 века, в языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих: как будто, в силу того что, потому что, оттого что, из-за того что и др.

С появлением в языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного или раздельного их написания.

Наибольшую трудность на письме вызывают простые союзы: также, тоже, чтобы, притом, зато, причем, потому что. Их приходится отличать от созвучных сочетаний слов, которые тоже употребляются в тексте.

3)Работа с «Практикой» и «Теорией». (работа в группах смешанного состава)

Задание : 1 группа. Упр.353 и стр.150 «Теории»

2 группа. Упр.355 и стр.150 «Теории»

Прослушивание выступлений по самостоятельным наблюдениям.

Тренировочные упражнения (работа в парах)

1)- Постарайтесь самостоятельно решить, когда слитно, а когда раздельно? Презентация.

Журавль был южный. Но (за) то Он в гости к нам пожаловал! Благодарю его (за) то, Что мне перо пожаловал.

(С.Кирсанов)

Пришли мы к выводу. (И) так, Мы можем сделать ведь (и) так: Прополем грядки мы, (за) то Нас и похвалят все (за) то.

(Д. Кондратов)

Думал: а чем бы тебя мне порадовать. Что (бы) такое придумать заглавное, Что (бы) сияла ты всеми каратами. (В.Боков)

«Хорош рассказ!» - сказал Сережа. Рассказ прочел я быстро то (же). Сказал о нем примерно то (же) (Д.Кондрашов).

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, (Презентация к уроку исследования по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» прилагается.) ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал. Так подобрать и оформить материал к уроку в 8 классе «Односоставные предложения» помогли учащиеся. В основу урока был положен фольклорный материал. Урок получился ярким, запоминающимся.

1.4. Создание здоровьесберегающей среды

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающиеся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, поэтому у школьника снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обусловливает повышение заболеваемости среди детей. Именно поэтому применению здоровьесберегающих технологий уделяют особое внимание на протяжении всего педагогического процесса.

Одной из важнейших задач своей работы я поставила создание условий для психологического комфорта на уроке и во внеурочной деятельности, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни. На уроках стараюсь создать благоприятный психологический климат. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Задания на уроках строятся так, чтобы обучающиеся не находились в постоянном напряжении. Использование активных методов обучения и игровых методик позволяет, не прерывая процесса обучения, менять форму деятельности, что приводит к более глубокому усвоению материала и повышению мотивации к предмету.

Очень важным я считаю и дифференциальный подход к ученикам. Задания должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей учеников, их интересов, степени их подготовленности. Индивидуальный поход должен осуществляться на каждом уроке. Учитель должен знать психологические особенности каждого ученика, найти особый подход к каждому, в противном случае он может не только не достигнуть желаемого результата, но и подорвать здоровье обучающегося.

Для снятия физического напряжения провожу физминутки в разной форме: танцевальные под весёлую музыку, упражнения на разные группы мышц, гимнастику для глаз и т.д. Всё это благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, ЦНС, развивает внимание, укрепляет мотивацию на изучение предмета, вызывает положительные эмоции.

В школе в соответствии с графиком проветриваются кабинеты на каждой перемене, один раз в сутки используется стационарный облучатель-рециркулятор, проводится влажная уборка, что приводит к тому, что в кабинете всегда царят чистота и порядок.

А самое главное - это, конечно же, ежедневный контроль за физическим и психологическим состоянием каждого ребенка и оказание ему посильной помощи.

1.5 Система индивидуальной работы с учащимися

Индивидуальная работа с обучающимися проводится по нескольким направлениям:

- работа с одаренными детьми;

- работа со слабоуспевающими детьми;

- работа с детьми с девиантным поведением (по специальным программам).

Работая над темой по самообразованию «Актуализация знаний и способов деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях ФГОС», мною был изучен обширный материал, который помог спланировать работу по данному направлению.

Работа с одаренными детьми проводится индивидуально, в основном на занятиях кружка «Занимательная грамматика», при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, при подготовке к творческим конкурсам. Ребята участвуют в различных конкурсах как внутри школы, так и вне её. Занимают призовые места на муниципальном и региональном уровне. Дейнеко Людмила становилась победителем различных конкурсов выразительного чтения конкурса чтецов как муниципального, так и регионального уровня, Яцуценко Данил призёр этого же конкурса и конкурса, посвящённого Дню белого журавля, награждён грамотой за 2 место в районном конкурсе художественной самодеятельности «О, мир кино – чудесный мир!», пробовал свои силы в конкурсе писем с фронта. Учащиеся 6 класса приняли участие в областном заочном конкурсе инсценированной военно-патриотической песни »Нам этот мир завещано беречь».

Для обучающихся, слабо подготовленных по русскому языку и литературе, провожу дополнительные занятия по индивидуальным маршрутным листам, что помогает ликвидировать пробелы в знаниях, развить необходимые умения и навыки.

По результатам мониторинговых и итоговых работ по русскому языку провожу анализ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!