Материализованный и внешнеречевой уровни сформированности деятельности в классе задач на движение.
Исследуем процесс формирования деятельности по решению класса задач К1 на движение со следующими характеристиками:
задачи на движение ;
в задачах участвуют 3 движущихся объекта;
скорости объектов относительно независимы и постоянны;
в задачах рассматриваются 3 ситуации равновесия;
в задачах составляются 3 уравнения – модели каждой из ситуаций;
система трёх уравнений выступает моделью задачи;
интерпретация решений системы осуществляется на конкретных числовых множествах.
Материализованный уровень формирования деятельности представлен субъекту в форме конкретной задачи класса К1.
Задача . Три пловца должны проплыть из пункта А в пункт В и обратно. Сначала стартует первый, через 5 секунд – второй, ещё через 5 секунд – третий. Некоторую точку С между А и В все пловцы миновали одновременно. Третий пловец доплыл до В и повернув назад встретил второго в 9 метрах от В, а первого – в 15 метрах от В. Найдите скорость третьего, если расстояние АВ равно 55 метрам.
Решение задачи (последовательность действий):
Объект 1 – пловец 1 со временем t (с), скоростью V(м/с), расстоянием S (м) и связью S=Vt.
Объект 2 – пловец 2 со временем t (с), скоростью V(м/с), расстоянием S (м) и связью S=Vt.
Объект 3 – пловец 3 со временем t (с), скоростью V(м/с), расстоянием S (м) и связью S=Vt.
В ситуации I («Сначала стартует первый, через 5 секунд – второй, ещё через 5 секунд – третий. Некоторую точку С между А и В все пловцы миновали одновременно») время 1 пловца на 5с больше времени 2, время 1 пловца на 10с больше времени 3, время 2 пловца на 5с больше времени 3, S1=S2=S3.
В ситуации II («Третий пловец доплыл до В и повернув назад встретил второго в 9 метрах от В») время 2 пловца на 5с больше времени 3, S2=46м, S3=64м.
В ситуации III («Третий пловец доплыл до В и повернув назад встретил первого в 15 метрах от В») время 1 пловца на 10с больше времени 3, S1=40м, S3=70м.
Цель – поиск скоростей движения пловцов. Скорости пловцов будут независимы и иметь некоторые постоянные значения.
Переменные x(м/с), y(м/с) ,z(м/с) – скорости движения первого, второго, третьего пловцов соответственно.
Анализ связи 1, 2, 3 пловцов в ситуации I на языке переменных:
S1= x∙t
S2= y∙(t-5), S1=S2
S3= z∙(t-10), S1=S3
Система уравнений определяет уравнение - модель ситуации I , описанной в действии 4.
Анализ связи 1, 2, 3 пловцов в ситуации II на языке переменных: t2= , t 3= , t2-t3=5.
Уравнение = 5 - модель ситуации II, описанной в действии 5.
Анализ связи 1, 2, 3 пловцов в ситуации III на языке переменных: t1= , t 3= , t1-t3=10.
Уравнение = 10 - модель ситуации III, описанной в действии 6.
Переменные x, y, z – одни и те же скорости в ситуациях I, II, III. Их значения являются решением каждого из уравнений.
Моделью каждой из ситуаций I, II, III выступает система:
Найдём решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными на основе общего метода решения.
Решаем данную систему.
z=1
x= 1/2
y=2/3
(м/с, м/с, 1 м/с) набор скоростей, удовлетворяющих решению задачи.
Анализ решения задачи позволяет установить следующую систему действий по решению всякой задачи на движение класса К1 - общий способ решения:
Выделим динамические характеристики ( S, V, t) с их единицами измерения для 1 объекта движения.
Выделим динамические характеристики ( S, V, t) с их единицами измерения для 2 объекта движения.
Выделим динамические характеристики ( S, V, t) с их единицами измерения для 3 объекта движения.
В относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик 1,2,3 объектов.
В другом относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик 1,2,3 объектов.
В следующем относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик 1,2,3 объектов.
Поставим цель – поиск неизвестных динамических характеристик (скоростей) на зафиксированном множестве значений, удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.
В качестве независимых переменных x, y, z выберем одни и те же неизвестные динамические характеристики каждого из объектов с фиксированием единиц измерения их значений.
В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 1 и 2 объектов.
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 1 и 3 объектов.
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 2 и 3 объектов.
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Поставим задачу – решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Решаем построенную систему рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем.
Интерпретируем все решения системы в содержании данной задачи.
В качестве решения задачи фиксируем те наборы значений, которые удовлетворяют условию исходной задачи с указанием единиц измерения.
В процессе решения задач на движение основными этапами являются:
A) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик
B) сведение к уравнениям в ситуациях I, II, III, к системе, её решение и интерпретация
C) описание ситуаций с помощью математических моделей – рациональных уравнений
D) решение системы уравнений и отбор решений задачи.
Внешнеречевой уровень сформированности деятельности в классе задач К1 на движение характеризуется включённостью общего способа деятельности вместе с процессом его конкретизации в системе следующих задач:
Установить общий способ решения в классе задач К1 на движение в системе последовательных действий.
Провести конкретизацию каждого действия общего способа решения в содержании следующей задачи:
Задача. Три мотоциклиста стартуют одновременно из одной точки кольцевого шоссе в одном направлении. Первый мотоциклист впервые догнал второго, сделав 4,5 круга после старта, а за полчаса до этого он догнал третьего мотоциклиста. Второй мотоциклист впервые догнал третьего через 3 часа после старта. Сколько кругов в час делает первый мотоциклист?
Решение:
о. Выделим динамические характеристики ( S, V, t) с их единицами измерения для 1 объекта движения.
к. У первого мотоциклиста выделим его скорость, время, путь с единицами измерения- круг/час, час, круг соответственно. Установим связь: S=V∙t.
о. Выделим динамические характеристики ( S, V, t) с их единицами измерения для 2 объекта движения.
к. У второго мотоциклиста выделим его скорость, время, путь с единицами измерения- круг/час, час, круг соответственно. Установим связь: S=V∙t.
о. Выделим динамические характеристики ( S, V, t) с их единицами измерения для 3 объекта движения.
к. У третьего мотоциклиста выделим его скорость, время, путь с единицами измерения- круг/час, час, круг соответственно. Установим связь: S=V∙t.
о. В относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик 1, 2, 3 объектов.
к. В относительно изолированном фрагменте задачи : «первый мотоциклист впервые догнал второго, сделав 4,5 круга после старта» зафиксируем ситуацию I взаимной связи 1 и 2 мотоциклистов:
I | | V (круг/час) | t (час) | S(круг) |
1 догнал | | одинаково | 4,5 |
2 | | на 1 круг м. |
о. В другом относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик 1, 2, 3 объектов.
к. В другом относительно изолированном фрагменте задачи: «за полчаса до этого первый мотоциклист догнал третьего мотоциклиста» зафиксируем ситуацию II взаимной связи 1 и 3 мотоциклистов:
II | | V (круг/час) | t (час) | S(круг) |
1 догнал | | одинаково | |
3 | | на 1 круг м. |
о. В следующем относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик 1, 2, 3 объектов.
к. В следующем относительно изолированном фрагменте задачи: «второй мотоциклист впервые догнал третьего через 3 часа после старта» зафиксируем ситуацию II взаимной связи 2 и 3 мотоциклистов:
III | | V (круг/час) | t (час) | S(круг) |
2 догнал | | 3 | |
3 | | 3 | на 1 круг м. |
о. Поставим цель – поиск неизвестных динамических характеристик (скоростей) на зафиксированном множестве значений, удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.
к. Поставим цель – поиск неизвестных скоростей мотоциклистов, измеряемых в (круг/час), удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.
о. В качестве независимых переменных x, y, z выберем одни и те же неизвестные динамические характеристики каждого из объектов с фиксированием единиц измерения их значений.
к. В качестве независимых переменных x, y, z выберем скорость 1, 2. 3 мотоциклистов соответственно. Зафиксируем единицы измерения независимых переменных x, y, z – круг/час.
о. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 1 и 2 объектов.
к. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 1 и 2 мотоциклистов:
I | | V (круг/час) | t (час) | S(круг) |
1 догнал | x | 4.5/x | 4,5 |
2 | y | 4.5/x | на 1 круг м. |
о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
4.5− y =1
о. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 1 и 3 объектов.
к. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 1 и 3 мотоциклистов:
II | | V (круг/час) | t (час) | S(круг) |
1 догнал | x | одинаково | |
3 | z | на 1 круг м. |
о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
x() − z() = 2
о. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 2 и 3 объектов.
к. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик 2 и 3 мотоциклистов:
III | | V (круг/час) | t (час) | S(круг) |
2 догнал | y | 3 | 3y |
3 | z | 3 | 3z, на 1 круг м. |
о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
3y-3z=1
о. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
к. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
о. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
к. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными:
(*)
о. Поставим задачу – решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
к. Поставим задачу – решение системы (*) трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
о. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
к. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
о. Решаем построенную систему рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем.
к. Решаем построенную систему (*) рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем:
1) Из первого уравнения выразим x через y:
2) Из третьего уравнения выразим z через y:
3) Упростим второе уравнение:
4) Выражения переменных x и z через переменную y подставим во второе уравнение и решим его:
y1= -3.5
y2 = 2
(-4.5, -3.5, -3 ) - первое решение системы
( 3, 2 ,2) – второе решение системы
о. Интерпретируем все решения системы в содержании данной задачи.
к. Так как скорости мотоциклистов положительны, то набор (-4.5, -3.5, -3) не удовлетворяет условию задачи, а набор ( 3, 2 ,2) удовлетворяет условию задачи.
о. В качестве решения задачи фиксируем те наборы значений, которые удовлетворяют условию исходной задачи с указанием единиц измерения.
к. В качестве решения задачи фиксируем набор (3, 2 ,2), который удовлетворяет условию задачи с единицами измерения (круг/час).
о. и к. В процессе решения задач на движение основными этапами являются:
A) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик
B) сведение к уравнениям в ситуациях I, II, III - к системе, её решение и интерпретация
C) описание ситуаций с помощью математических моделей – рациональных уравнений
D) решение системы уравнений и отбор решений задачи
9