СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения Хранители культурно- исторических традиций: народные ремесла края./Жамбылская область/

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. О существовании ткачества свидетельствуют археологические находки костяных, каменных и глиняных пряслиц, грузиков от примитивного ткацкого станка, спиц для натягивания ткущейся основы,.

О домашнем промысле и ремеслах можно судить по дневниковым записям путешественников.Они писали,  что значительную часть изделий из войлока казахи изготовляли для собственных нужд. Домашние промыслы и ремесла казахов развивались в условиях кочевого и полукочевого хозяйства.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения Хранители культурно- исторических традиций: народные ремесла края./Жамбылская область/»

Хранители культурно- исторических традиций: народные ремесла края.



Мы узнаем:

- о традиционных ремеслах нашего края;

- о мастерах, внесших вклад в развитие ремесла


Мы научимся:

создавать макет жилища будущего с учетом национальных особенностей

Ключевые слова:

Ремесло

Орнамент

Промыслы



Вспомните! Что это за предметы , где они использовались?











Из истории народных промыслов.

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. О существовании ткачества свидетельствуют археологические находки костяных, каменных и глиняных пряслиц, грузиков от примитивного ткацкого станка, спиц для натягивания ткущейся основы,.

О домашнем промысле и ремеслах можно судить по дневниковым записям путешественников.Они писали, что значительную часть изделий из войлока казахи изготовляли для собственных нужд. Домашние промыслы и ремесла казахов развивались в условиях кочевого и полукочевого хозяйства.

Важной составной частью материального культурного наследия казахов . В ремеслах отражается быт и материальное производство, уровень развития и ценностные ориентиры народа. «Изучение национальных художественных традиций способствует их сохранению и использованию в новых социальных условиях»,- пишет У.Джанибеков в своей книге «Культура казахского ремесла».

Своим творчеством они показывают неповторимость национального ремесла, основанных на присущих ему навыков и знаний. Учат бережно относиться к достоянию прошлого, воспитывают трудолюбие, умение ценить и уважать опыт лучших создателей прекрасного, способствуют развитию эстетическо-художественного вкуса у молодого поколения.

Народные ремесла в своем развитии прошли сложный путь от изготовления седла и предметов быта до современных изделий домашнего обихода: ковров, тускиизов, циновок и т.д. Мастера испокон веков занимались изготовлением войлочных изделий, плетением, ткачеством, вышивкой, тиснением по коже, были искусными кузнецами, ювелирами, резчиками по кости и дереву.

Работа в паре: Составьте таблицу «Виды ремесел родного края».

Возникновению казахского ремесла способствовали обстоятельства, в которых оказались жите ли нашего края- натуральный способ ведения хозяйства, весь ее жизненный уклад- кочевой образ жизни. Но кочевые пути в регионеЖамбылской области имели особое направление, потому что все пастбища находились недалеко друг от друга. Прекрасные летние и зимние пастбища были главной ценностью региона Тараз. Эти пастбища стали основой для разведения овец.

Разводили и верблюдов, но они мало приспособлены к климату. Крупный рогатый скот разводили, но он требовал стойлового содержания , не был приспособлен к тебеневке( добыче корма из-под снега)

Народные ремесла явились продуктом деятельности людей , в процессе которого люди приобрели определенные умения и навыки.В этой работе развивались отношения человека к окружающим людям,к трудуи результатам своего труда.

Представьте, что вы ремесленник. Опишите приемы изготовления своего изделия. Сделайте набросок.

Значительную роль в условиях полукочевого быта и натурального хозяйства играли различные ремесла и домашние промыслы. К одному из наиболее развитых ремесел относится металлообработка..Изготавливалась домашняя утварь : кухонные тазики, кумганы, чаши, жаровни,бронзовые светильники. Из металла ремесленники- оружейники делали сабли, копья, топоры, наконечники стрел.

Занимались ремесленники и обработкой кости.Основными материалами служили рога и верблюжья кость.



Казахские мастера лепки издавна работают с таким податливым материалом, как глина. Раскопки свидетельствуют, что глиняные гончарные изделия использовались еще в V веке до нашей эры. Потомки усуней и тюрков особенно преуспели в гончарном искусстве..

Большое влияние на становление гончарного ремесла оказывали предметы, попадающие в страну по Шелковому пути. Поэтому многие казахские лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранского, китайского и даже японского производства. Только в XIII веке казахские мастера приступили к поиску совершенно иных форм. Многие изделия данного периода характеризуются наличием черного фона, на котором очень четко просматривается нанесенный узор. Одной из особенностей предметов тех веков является сплошное нанесение замысловатых орнаментов. Некоторые изделия окрашивались в зеленый цвет, популярностью также пользовалась глазурь.

Работа в паре: Составьте рисунок из геометрических узоров.. Поделитесь своими рисунками.





В XIV-XV веках гончарное искусство перешло на новый уровень. Лепнина того времени украшалась разноцветным орнаментом, а в колористической гамме начал превалировать желтый цвет. Линии узоров стали более четкими, а краски – насыщенными. Для акцентирования основного рисунка применялись линии контрастных оттенков или геометрические фигуры. Узором покрывалась практически вся поверхность изделия, а пробелы между основными орнаментами заполняли точками и различными завитушками. Прослеживается частое использование голубого цвета


Подумайте ! Почему использовался голубой цвет?


Традиционные домашние промыслы , связанные с обработкой продуктов животноводства, находились в ведении женщин.Кожа и выделываемый из шерсти войлок были самыми необходимыми материалами для изготовления жилища, одежды и предметов быта.


В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока (толстый шерстяной материал) – их древнее достояние, связанное с кочевым скотоводческим хозяйством.Большого совершенства добились мастерицы Тараза в изготовлении узорных войлоков. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стены. Из него делали әбдіреқап – чехлы для сундуков, аяққап – настенные сумы для посуды, кебенек – войлочные плащи, байпақ – войлочные чулки, типа валенок, қалпақ – войлочные шляпы, жабу – попоны, терлік, тоқым – подстилки, тебіңгі – потники боковые для седла и другие изделия.


Работа в паре. Составьте список изделий из кошмы .Нарисуйте орнамент для ковра.


Наиболее традиционными изделиями казахского кошмоваляния являются:

- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;

- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- сырдак – полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями;

- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат оста тки от второго, или наоборот.



Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.

Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во время кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканые сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.

Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы.

Среди женских ремесел у казахов в прошлом значительное место занимало ткачество как безворсовые, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.

Основными орнаментальными мотивами изделий из безворсовой ткани являются ромбы, крупные завитки.

.Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства, как в прошлом, так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент, чаще в виде цветков и листьев.

Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте- по бархату, замше, тонкому сукну.

Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности для дома- кровати, сундуки и т.д.

Оригинальна и неповторима резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными раньше были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже – ларь, әбдіре- сундуки, төсекағаш – кровать, жастықағаш – изголовье подушечное, асадал – шкаф разборный для хранения посуды; музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк – черпаки, тостаған- миски, күбі- маслобойни и многое другое.

Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.

Казахи в большей степени были кочевниками и использовали для жилья юрты, которые были мобильными и в них был минимум необходимых предметов.Но каждая семья по своему украшала свое жилище.

Посмотрите на юрту.Опишите ее.Назовите основные части.Убранство юрты.

Создайте свой проект современной юрты с убранством. Отобразите в рисунке, на слайдах или миниатюрной модели.



. Так, мастерицы Тараза , следуя богатейшим национальным традициям, делают тканные и войлочные ковры, алаша, баскуры, бау. На выставках произведений декоративного народного искусства можно увидеть современные орнаментальные композиции. В большинстве своем они изготовлены из войлока, ткани, кожи. Эти работы свидетельствуют о восстановлении традиций в изготовлении кошм, ковров, сырмаков, гобеленов.

Исследуйте! Используя дополнительный материал, газеты, Интернет узнайте о людях с «золотыми « руками.»

В Таразе открылся Магазин изделий народных ремесел.Мы надеемся, что вы, юные краеведы, продолжите изготовление изделий народных ремесел.

https://www.youtube.com/watch?v=b31nvaYqBXU

Сделаем вывод: Современные мастера продолжают развитие народных ремесел.







Задания:

1.Какие промыслы развивались раньше?

2.Создайте рисунок войлочного ковра.

3.Побывайте в музее и рассмотрите экспонаты народных промыслов.

4.Узнайте у родных , нет ли в семье вышивки, ткачества, плетения ,принесите в класс , рассмотрите и поделитесь мнением .

5.Используя видео, телевидение , интернет, расскажите о современных видах ремесленного мастерства

6. Соберите информацию о народных ремесленниках.поделитесь ею с одноклассниками .

7. Опишите убранство современной юрты. Какие изделия народного прикладного искусства используются?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!