СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ОКР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для подготовки учащихся заочной формы получения образования к обязательной контрольной работе по учебному предмету "Методика развития речи"

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ОКР»

Материал для подготовки к ОКР


  1. Предмет, задачи учебного предмета «Методика развития речи».

Предмет МРР – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

  1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания). Проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью.

  2. Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, орфоэпическая правильность речи, овладение средствами звуковой выразительности речи (тон, тембр, ударение и т.д.), выработка четкой дикции.

  3. Формирование грамматического строя речи (формирование морфологической стороны речи, способов словообразования и синтаксиса).

  4. Развитие связной речи, которое включает развитие диалогической речи (умение вести диалог, понимать обращенную речь, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации) и развитие монологической речи (умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить высказывания разных типов).

  5. Ознакомление с художественной литературой.

  6. Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова: количество и порядок слогов и звуков в слове, их характеристика).

  1. Речь, функции речи. Требования к речи воспитателя.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Функции речи:

Коммуникативная – основная для ребенка, в ней он использует первые слова.

Мыслительная – речь является средством познания и мышления, расширяя представления об окружающем мире.

Функция регулятора поведения – первые слова, которые выполняют эту функцию – глаголы повелительного наклонения «нельзя», «дай» и др.

Функция планирования формируется в 3 этапа: на первом планирование для других (ребенок называет взрослому будущее действие), второй – планирование для себя (проговаривает в голос, что будет делать) и третий – внутренне планирование.

Социализирующая функция – с помощью речи осуществляется национально-культурная социализация человека.

Экспрессивная функция – чувства, эмоции.

Типичные ошибки, встречающиеся в речи воспитателя: нарушение орфоэпических норм; использование непонятных для детей слов; быстрый темп речи, многословие, иногда грубость; много ошибок в произношении; засорение белорусской речи русизмами, русской – белорусизмами (интерференция).

Требования к речи воспитателя:

- Содержательность – воспитатель должен нести новую, правдивую информацию, раскрывать перед детьми взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют в окружающей жизни.

Точность произношения – умение их многих, близких по значению слов подобрать то, которое наиболее точно и полно характеризует предмет или явление их особенности.

Выразительность произношения – эмоциональность.

Звуковая сторона речи – чистое звукопроизношение, выразительная дикция, орфоэпическая правильность.

Воспитатель должен владеть умением вести диалог, слушать других, речь его должна быть не многословной, понятной, логичной. Примером должна быть вся манера поведения в процессе речевого общения (поза, жесты, отношение к собеседнику).

  1. Методы и приемы обучения развитию речи детей дошкольного возраста.

Метод развития речи - способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в УДО чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В УДО они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего по­ложительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в УДО. 

  1. Формы общения детей дошкольного возраста

Речевая деятельность человека тесно связана с другими видами деятельности (игровой, трудовой, учебной, интеллектуальной). Характер деятельности, ежедневных взаимоотношений между взрослыми и детьми значительно влияет на интенсивность развития речи ребенка.

Основными средствами общения выступают экспрессивно-мимические (выражение глаз, положение бровей, губ), предметно-деятельностные (выразительные позы, предметные действия, жесты) и речевые. Каждой форме общения соответствуют определенные особенности речи ребенка - лексика, грамматический строй, чёткость. Известно, что дети одного возраста часто имеют разный уровень речевого развития. Эти различия зависят от уровня общения взрослых и ребенка.

По данным психологов, на протяжении дошкольного детства возникают четыре формы общения:

  • ситуативно-личностная (эмоциональная);

Возникает в первый месяц жизни. Это, по сути, обмен положительными эмоциями между взрослым и ребенком. Поэтому такие отношения называют эмоциональными.

  • ситуативно-деловая;

Возникает во второй половине первого года жизни в результате овладения ребенком предметными манипуляциями, их постепенного усложнения в совместной предметной деятельности ребёнка и взрослого. Внутри этой формы общения и возникают необходимые условия для появления первых слов ребенка. Высказывания ребенка раннего возраста в основном возникают по поводу предметов и событий, которые находятся в его поле зрения или обозначают его желания, действия.

  • внеситуативно-познавательная;

В основе которой лежат познавательные мотивы: ребенок стремится узнать о животных, растениях, машинах. Время возникновения этой формы общения не совсем достоверно. Явная примета внеситуативно-познавательного общения - первые «теоретические» вопросы ребёнка, связанные с предметами и явлениями окружающей действительности: «Почему деревья качаются?», «Кто сильнее, лошадь или корова?». На этом этапе развития ребёнок , овладев определенным уровнем речи , может уже не только представить себе конкретную ситуацию, но и передать ее словами, рассказать о ней взрослому. Кроме того, ребенок понимает и осмысливает рассказы взрослого про те вещи и явления, которые он не может увидеть, потрогать.

  • внеситуативно-личностная.

Появляется, когда ребенок начинает интересоваться происходящими событиями во взаимоотношениях между людьми. Сами люди, их поступки, нормы поведения становятся предметом общения между детьми и взрослыми. Она характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Пересказ детей, достигших уровня внеситуативно-личностной формы общения, определяется логичностью, целостностью, структура его и речевые особенности почти полностью совпадают с текстом - оригиналом.

Воспитатель при определении содержания речи учитывает те интересы и представления детей дошкольного возраста, которые уже у них сложились, чтобы вести соответствующую работу на основе материала, который является для детей интересным и значимым.

  1. Этапы подготовительного периода развития речи детей раннего возраста. Возрастные промежутки.

Первый год жизни является подготовительным периодом развития речи детей и длится от 1 месяца до 1,5-2 лет.

Он делится на три этапа:

Первый этап - этап эмоциональных отношений ребенка со взрослым - охватывает период от 1 до 5-6 месяцев жизни.

На первом месяце устанавливается первое элементарное общение ребенка со взрослым на эмоциональной основе. Инициатива общения принадлежит взрослому. Поэтому очень важно вызвать обратную реакцию ребенка.

На втором месяце общение взрослого с ребенком в этот период приобретают характер «разговоров»: взрослый играет с ребенком, улыбается, стараясь задержать на себе детский взгляд, вызвать у него улыбку.

На третьем месяце ребенок различает звуки разной высоты. Инициатива общения теперь принадлежит ребенку. Он начинает искать взглядом взрослого, увидев его, громко смеется, произносит гласные а - а, э -э -э, двигает ручками и ножками - возникает комплекс оживления.

На четвертом месяце увеличивается количество звуков, развивается гукание и гуление. Дети начинают подражать голосовым реакциям других детей. Определяют местонахождение предмета, разыскивают взрослого, услышав его голос и источник звука.

На пятом месяце, увидев взрослого, ребенок воспроизводит целый поток звуков, обращенных непосредственно к нему, призывает взрослого подойти, подолгу гулит, отличает тон, с которым к нему обращаются. В конце первого полугодия жизни дети начинают понимать мимику, жесты. В шесть месяцев появляется лепет: многократное произнесение отдельных слогов (ба - ба , ма -ма- ма , тя - тя - тя).

Второй этап подготовительного периода (от 6 до 11-12 месяцев) характеризуется возникновением общения взрослого с ребенком на основе понимания речи взрослого.

Ф.И. Фрадкина описывает следующие реакции ребенка на обращенные к нему слова взрослого:

  • повороты головы до предмета после его указания взрослым (7-8 месяцев);

  • выполнение заученных движений на слова «до свидания», «Ладушки» (7-8 месяцев);

  • выполнение элементарных поручений взрослых по словесной инструкции: «открой», «дай Лялю», «положи» (9-10 месяцев);

  • выбор предмета по словесным указаниям (10-11 месяцев);

  • приостановление действия под влиянием словесного запрета: «нельзя» (12 месяцев).

Дети в 7-8 месяцев реагируют сначала на слово как на определенную совокупность звуков, и только с 10-11 месяцев жизни ребенок начинает реагировать на содержание слова. При этом слово для ребенка еще не приобретает обобщенного значения, ребенок связывает его с конкретным (только одним) предметом.

Во втором полугодии жизни ребенок перенимает звуки собственного лепета, позже лепет обогащается новыми звуками. Подражая звукам взрослого, ребенок в возрасте 10-11 месяцев усваивает новую артикуляцию, повторяет каждый услышанный звук или слово, произносит первые слова- обозначения (мама, папа, дай, на).

Третий этап подготовительного периода (10-12 месяцев - второй год жизни) - этап развития самостоятельной речи ребенка.

В конце первого года жизни появляются первые осознанные слова. Ребенок называет словами взрослого (мама, папа, тетя, няня, баба), отдельные действия (дай, на), появляются слова так, нет. В словаре годовалого ребенка насчитывается в среднем 8-12 слов.

  1. Виды занятий по развитию речи детей раннего возраста.

Павлова Л.Н. Выделяет 4 вида занятий по развитию речи в раннем возрасте:

1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);

2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета);

4. Чтение художественной литературы и сказок.

Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года

Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок.

Структура занятия с детьми в возрасте 2-3 лет

Поэтому в этом возрасте важна эмоциональная установка на предстоящее занятие, что повышает его эффективность. Первое напоминание о предстоящем занятии служит сигналом для наведения порядка в игровом материале. Повторная установка уже на самом занятии («Начинаем заниматься…») мобилизует внимание, интерес детей, побуждает их принять рабочую позу и соблюдать другие правила поведения на занятии. Прямые обучающие приёмы: показ образца, показ способа действия, объяснение – сочетаются с использованием игровых. Занятие иногда может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками). Не все занятия проходят за столами. Особое внимание следует уделить развитию артикуляции.

  1. Особенности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

Особенности организации занятий с детьми второго года жизни:

- Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.

- С самого начала занятий ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое.

- Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают.

- Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.

- Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей. В этом возрасте наряду с лёгкой утомляемостью и отвлекаемостью у детей отмечается недостаточная подвижность нервных процессов. Она выражается в длительных латентных периодах речевых ответов, частых ответах-последействиях, постепенном нарастании активности ребёнка в ходе занятия.

- Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.

- Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

Приёмы активизации речи детей раннего возраста (не только на занятиях):

- разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка),

- поручения,

- показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий),

- разыгрывание ситуации непонимания,

- приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет),

- побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию),

- просьбы,

- создание моментов сильной заинтересованности,

- раскрытие мотивации к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»),

- приём собственного вопроса-ответа (задать вопрос и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»).

  1. Методические приемы обучения детей произношению первых осмысленных слов.

Обучение произношению первых слов происходит поэтапно: сначала ребенок понимает слово, затем повторяет его за взрослым, в конце концов, самостоятельно использует его в различных ситуациях.

Приемы обучения детей произношению первых осмысленных слов описаны Г.М. Ляминой. К ним относятся прежде всего словесные обозначения взрослым предметов и игрушек, которые вызывают интерес у ребенка.

Если слово сложное для ребенка по звуковому составу, можно применить такой педагогический прием, как произношение взрослым наименования предмета с звукоподражанием, обозначающим этот предмет (машина - би -би, собака - гав-гав , часы - тик-так ). Это помогает активизировать речевую деятельность детей и постепенно подводить их к правильному произношению слов. Эффективным приёмом обучения детей произношению первых слов является многократное повторение взрослым этого слова.

Дети привыкли выражать свои желания и просьбы жестами, мимикой. В 10-12 месяцев необходимо учить ребенка выражать свои желания словами («Скажи: дай, тётя, мячик»).

Проводят и специальные занятия:

- показ и называние игрушек и предметов

- прятание предмета и его показ

- занятия с картинками



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!