СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в баснях Крылова И. А."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика в баснях Крылова И. А."»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа №2»












Творческо - исследовательский

проект

«Математика в баснях Ивана Андреевича Крылова»

Математическая секция





Выполнила ученица 5 класса Коваленко Ксения

Руководитель: Шевцова О. В.,

учитель высшей категории










Барнаул 2023

Паспорт проекта


Тема: «Математика в творчестве Ивана Андреевича Крылова»

Автор проекта: Коваленко Ксения

Руководитель проекта: Шевцова Ольга Владимировна

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса

Связь с другими предметами: литература

Срок реализации: 2023 год

Цель: формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению

предметов математики и литературы.


Задачи проекта:

Обучающие:

обучение математике и литературы

Коррекционно-развивающие:

развитие внимания, памяти и мышления, смекалки;

развитие индивидуальных творческих способностей

учащихся.

Воспитывающие:

воспитание чувства уважения к соперникам;

помощь в организации разумного досуга;

упрочение контактов среди учащихся школы на основе

доброжелательных отношений, взаимовыручки и

взаимопонимания

Методы:

  1. Теоретический – метод изучения теоретического материала

  2. Исследовательский – метод научного познания

  3. Рефлексии – метод погружения в себя и самопознание

  4. Описание – метод исчерпывающего представления предмета

  5. Презентация



Описание методов:

Теоретический метод позволит нам узнать о творчестве И. А. Крылова, через составление математических задач

Исследовательский метод позволит нам узнать больше о творчестве и биографии И. А. Крылова.

Метод рефлексии поможет проанализировать и своевременно скорректировать работу над проектом, собственную деятельность.

Метод описания даст нам возможность представить материал в полном объеме.

Выводы:

В результате работы над проектом «Математика в творчестве Ивана Андреевича Крылова» сформированы:

  • Проектно – исследовательские умения

  • Умение анализировать собственную деятельность и корректировать ее.



























Эпилог


«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».

Паскаль

Проект включали в себя рассказы биографии И.А. Крылова, его басни, их анализ и математические задания. Их цель - формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики через мир басен и игру пробуждает интерес к математике как учебному предмету.


Введение

 

Мир построен на силе чисел.

Пифагор.

Басня - короткий рассказ сатирического характера. С помощью басни с давних пор человек искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми.

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.

И.А. Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей работающих, честно и умело.

Я люблю басни. Однажды читая басни Крылова, я обратила внимание, насколько точно передает мастер основную мысль произведения, используя при этом язык математики.

Актуальность


Тема моей проектной работы связана с попыткой привлечения интереса учащихся к математическим задачам с помощью использования в них персонажей басен Крылова.

В чём актуальность басен Крылова? Басни Крылова были широко известны при его жизни, любимы они и сегодня. Герои крыловских произведений внешне не похожи на людей. У них есть хвосты и перья, длинные уши и острые клювы. Однако в их характерах и поведении столько человеческого, что каждый раз удивляешься таланту баснописца создавать яркие, узнаваемые образы.

Проблема исследования


Научиться решать математические задачи и поднять уровень математической подготовки через басни Ивана Андреевича Крылова.


Гипотеза


«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».

Паскаль

Языковой материал басен И.А. Крылова является достаточным и богатым для проведения данной работы. Тема работы является актуальной при изучении в 5-6 классах математических задач и имеет практическую значимость. Материалы работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении своеобразия басен И. А. Крылова.


Этапы реализации проекта

Организационный

- Выбор темы.

- Формулирование проблемного вопроса проекта.

- Составление плана работы.

Исследовательский (сбор и обработка информации)

Чтобы собрать полную и точную информацию о И. А. Крылове

Практический

-Оформление презентации

-Выводы.

Итоговый Защита проекта.

Исследовательская часть


       В первой половице XIX века одним из самых читаемых писателей в России был, несомненно, Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Басни его расходились в десятках тысяч экземпляров - тиражи по тому времени неслыханные. Они стояли в ряду самых значительных достижений русской литературы. Издание каждой новой  книги его басен становилось событием в духовной жизни страны. В литературных спорах его имя - на первом плане.

 Крупная и необычная фигура Крылова была одной из самых заметных в Петербурге. Даже те из современников, кто не разделял общего восхищения крыловскими баснями, отдавали должное его обширному уму и оригинальному острословию.

           Кто мог подумать, что сын бедного армейского капитана достигнет такой популярности.

         Образование  баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Учился из милости с детьми помещика, у которого прислуживал лакеем. Не получив систематического образования, самостоятельно овладел французским, немецким, итальянским языками, увлекался математикой и русской литературой, рисовал и играл на скрипке.

          Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а, переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журналы  «Почта Духов», "Зритель".  В своих произведениях Иван Андреевич резко критикует крепостное право и помещиков,  рисует разложение нравов дворянского общества. Обстановка в России накалена вследствие Французской буржуазной революции. Дерзость молодого Крылова и его друзей не могла не привлечь внимание правительства.  Журнал «Зритель» закрыт,  но Крылов с товарищем начинает издавать «Санкт-Петербургский Меркурий», еще более резкий и смелый, чем два предыдущих. Вскоре журнал закрывают, а Ивана Андреевича изгоняют из столицы как неугодного дворянскому правительству писателя. Он вынужден жить в провинции в роли секретаря-приживала. Сменяются цари, оживляется политическая жизнь. Крылов возвращается в столицу. Теперь он меняет тактику. Его новым оружием становится басня, так как в условиях жесточайшей реакции говорить правду открыто невозможно. Он переходит на язык иносказаний и аллегорий. За несколько лет Крылов становится признанным баснописцем. В 1812 году он поступает на службу в Публичную библиотеку, где проработает 29 лет. Литературная деятельность Ивана Андреевича завершилась в 1836 году, в 1844 году он скончался.

Ведь математику принято относить к точным наукам. И считают, что если прозвенел звонок на этот урок, то всё постороннее - литература, искусство, поэзия - должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль, следует, однако, признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства на уроках математики.

Мне стало интересно. Я стала внимательно изучать каждое произведение и искать связь между числами и событиями. Ведь можно изучая литературу, начать понимать лучше математику. Так объектами моего исследования стали басни. Я сделала попытку составить несколько задач, но при этом использовать сюжет из басни.

Результаты исследования

В результате своего исследования, собрав информацию о И. А. Крылове и его баснях, были составлены интересные математические задачи.


Проказница Мартышка бананы собрала, всего их 38, домой их отнесла. Осел с Козлом решили капусту принести, 7 грядок штук по 9, устали всё нести. Всё дома положили и все пошли гулять, а косолапый Мишка пришел в дом отдыхать. Поел чуть капусты, бананов он поел, всего съел 26 он, не все ли Мишка съел?

7 * 9 = 63 - капусты принесли Осел и Козел

38 + 63 = 101 - бананы и капуста

101 - 26 = 75 - всего осталось после того, как съел Мишка

Ответ: 75 - всего осталось после того, как съел Мишка


У Осла и Козла было 7 пакетов конфет по 9 штук в каждом, у косолапого Мишки 38 конфет, у проказницы мартышки конфет не было и она съела у друзей 26 конфеты. Сколько конфет осталось?

7 * 9 = 63 конфеты у Осла и Козла

38 + 63 = 101 конфета всего

101 - 26 = 75 конфет осталось

Ответ: 75 конфет осталось.


У Вороны было 9 яблок, а у Лисицы 7. На сколько больше яблок у Вороны, чем у Лисицы?


9-7=2 (я) на столько больше у Вороны

Ответ: на 2 яблока.        


Лебедь и Рак отправились в лес за грибами. Лебедь собрал 68 грибов, а Рак 91 гриб. Лебедь разделил свои грибы на 4 части поровну, и поделился с соседями, а Рак разделил свои грибы на 7 равных частей и поделился ими с друзьями, оставив себе одну часть, так же как и Лебедь. У кого грибов больше и на сколько?

1. 68:4 = 17 (грибов) осталось у Лебедя

2. 91:7 = 13 (грибов) осталось у Рака

3. 17-13 = на 4 гриба у Лебедя больше, чем у Рака.

Ответ: на 4 гриба у Лебедя больше, чем у Рака.

Муравей пошел в поле делать припасы на зиму. В первый день он собрал 8 зернышек, во второй день - 6 зернышек. Все припасы сложил в мешок и отдал на хранение Стрекозе.

Стрекоза не удержалась и съела 9 зернышек. Сколько зернышек Стрекоза оставила Муравью на зиму?

  1. 8 + 6 = 14 (зернышек) собрал Муравей за два дня.

  2. 14 – 9 = 5 (зернышек) Стрекоза оставила Муравью.

Ответ: Стрекоза оставила Муравью 5 зернышек.


Ворона собрала 42 жёлудя, а Кабан 56 желудей. После пришла Лиса и забрала из их суммы 34 жёлудя. Сколько осталось жёлудей у Кабана и Вороны?

  1. 42 + 56 = 98 (желудей) собрали Ворона и Кабан.

  2. 98 – 34 = 64 (желудя) осталось у Кабана и Вороны.

Ответ: 64 желудя осталось у Кабана и Вороны.


Рак пытался тянуть груз 9 раз, а Щука только 7. Насколько больше раз Рак пытался тянуть груз?

9 – 7 = 2 (раза) на два раза Рак пытался тянуть больше груз.

Ответ: на два раза Рак пытался тянуть больше груз.


Муравей из басни «стрекоза и муравей» сделал заготовки на зиму, собрал 68 зерен овса и 91 зерно пшеницы. Какие зерна ему нужно перенести из дальней кладовки в первую очередь, чтобы зерна хватило дольше, если на неделю овса ему хватит 4 штуки, а пшеницы 7 штук. На сколько недель больше хватит еды?

  1. 68:4 = 17 (штук) овса Муравью хватит на неделю.

  2. 91:7 = 13 (штук) пшеницы Муравью хватит на неделю.

  3. 17-13=4 (недель) на 4 недели больше хватит овса.

Ответ: на 4 недели больше хватит овса.








Заключение

Крылов в своих баснях воссоздает типичные жизненные ситуации. Его персонажи всегда, индивидуальны, неповторимы. 

Автор считал, что его основная задача писать для народа, а само обращение к басне объясняет её доступностью для всех возрастов и сословий

Басни И.А. Крылова, как истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». В ходе данной работы мы исследовали и проанализировали тексты 20 басен И. А. Крылова и были составлены математические задачи.

Идут года, проходят столетия …Человек покоряет космос, исследует морские глубины, вступает в век роботов и интернета, но не меняются человеческие пороки: лень, зависть, лесть, глупость, корысть, жадность, невежество. Крылов считал, что искоренить пороки можно через их осмеяние… В его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается вся житейская мудрость, пока существует человечество, будут живы и басни И.А.Крылова.



Список литературы:

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. организаций. : в 2 ч. : ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. Москва : Просвещение, 2019. 307 с.

Дополнительная литература:

1. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. Москва : Дрофа, 2007. 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Иван Андреевич Крылов. Басни и жизнеописание http://krilov.ru/ (Дата обращения: 30.07.2019);

  2. И. А. Крылов в воспоминаниях современников http://krylov.lit-info.ru/krylov/vospominaniya/vospominaniya-ukazatel-imen.htm (Дата обращения: 30.07.2019);

  3. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. URL: http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 30.07.2019);

  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (Дата обращения: 30.07.2019).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!