«Использование контекстных задач на уроках как средство формирования математической грамотности у обучающихся в начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ «Розовская СОШ»:
Бобкова Ольга Викторовна
Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях
- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- использование начальных математических знаний
- приобретение начального опыта применения математических знаний
ФГОС НОО, с.11
… «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений»…
«Использование контекстных задач на уроках как средство формирования математической грамотности обучающихся в начальной школе» Цель: формирование математической грамотности у обучающихся посредством использования контекстных задач на уроках в начальной школе.
Задачи:
- проанализировать теоретический и практический материал по вопросу;
- проанализировать материал учебников и программ;
- рассмотреть особенности использования контекстных задач на уроках;
- внедрить в систему уроков контекстные задачи, нацеленные на формирование математической грамотности.
Три составляющие математической грамотности:
- Умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Умение находить и отбирать информацию
М.М. Зощенко (1894–1958)
«…А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка..»
-Если Миньке было 5 лет, то в каком году они справляли Новый год? (1899/1900)
- Давайте я вам напомню годы жизни автора (1894-1958 гг.).
- Если Миньке было 5 лет, то в каком году они справляли Новый год? (1899/1900)
- Сколько лет назад это было? (121/120 лет назад)
-Сколько лет назад это было? (120/123 года назад)
Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач
Новизна Практическая значимость
- Объяснить ребятам, что такое контекстная задача.
- Научить составлять и решать такие задачи.
В магазине имеются коробки конфет трёх видов: за 200р., 250р. и 280р. В коробке за 200рублей- 15 штук конфет, за 250 рублей- 16 штук, а за 280 рублей – 18 штук. Оля ждёт в гости двух подруг. Коробку конфет какого вида ей следует купить, чтобы можно было разделить все конфеты поровну, если у неё имеются две купюры по 100рублей и 6 монет по 10 рублей?
Лена договорилась встретиться с подругой в половине шестого вечера. В 16ч 40мин начинаются мультфильмы: 3 мультфильма по 9минут каждый. Успеет ли Лена прийти на встречу вовремя, если ей очень хочется посмотреть все мультфильмы?
МАШИНА
Бензин – 45 руб/л
Расстояние от Москвы до Сочи 1600км
ПОЕЗД
Плацкарт – 3000р за 1 билет
Расход топлива – 10л на 100км
САМОЛЁТ
Остановка в мотеле (12ч) – 1000р за номер
Цена билета эконом-класса – 5000р
Время в пути – 40ч
Питание – 500р на человека
Питание.
Путь от аэропорта до места
Путь от вокзала до места назначения.
назначения.
При интерпретации информации
Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направления на схеме и т. п.
Пользуясь диаграммой , выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом
Используйте цифровые платформы
Внеурочная деятельность
Программа «Занимательная математика» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1—4 классы /
под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Критерии оценивания решения контекстных задач
Критерии
Количество баллов и показатели оценивания
Полнота и достаточность определения данных, необходимых для решения задачи
Последовательность и правильность этапов решения задачи
2б – учащийся определил все данные, необходимые для решения задачи, в случае их недостаточности осуществил самостоятельный поиск информации;
2б – этапы решения задачи последовательны, нет ошибок в решении;
Аргументация способа решения задачи
1б – учащийся использует все данные, которые приведены в содержании задачи, но в случае их недостаточности не осуществил поиск необходимой информации;
0б - данных, необходимых для решения недостаточно.
1б - этапы решения задачи последовательны, но допущены ошибки в решении;
2б – предложены несколько способов решения, но выбран наиболее рациональный, что аргументировано учеником;
Полнота и правильность представленного ответа
0б – последовательность этапов и путь решения неверный.
1б - предложен один способ решения. Выбор аргументирован;
2б – ответ полный и правильный;
Правильность оформления исходных данных и этапов решения задачи.
0б – не предлагается способ решения задачи.
1б – ответ правильный и не полный;
2б - исходные данные и порядок решения оформлены верно, используется полная и сокращенная форма записи, рисунки, графики, подтверждающие решение;
0б - ответ неправильный.
1б – данные и порядок решения оформлены верно, но не приводятся схемы и рисунки, иллюстрирующие решение задач;
0б – данные и способ решения оформлены неверно.
Показатели уровня сформированности математической грамотности у обучающихся 2-б класса (3 четверть)
1
Активные участники конкурсов и олимпиад