СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Применение стратегий критического мышления для формирования положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса:  передача опыта по использованию стратегий критического мышления  как один из способов повышения мотивации  познавательной активности учащихся на уроках.

Задачи: 

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • Распространение педагогического опыта.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его  результативности.

Результаты  обучения:

Учителя знают:

-  основные методы мотивации и стимулирования  деятельности учащихся.

Понимают:

- что необходимо уделять особое внимание  повышению мотивации, как основному условию повышения познавательной активности учеников.

Готовы:

-творчески планировать ход урока с развития мотивации  учащихся к учебной деятельности.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов);   материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Применение стратегий критического мышления для формирования положительной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы»»

Алматинская область

Жамбылский районный отдел образования

Августовская конференция

Секция учителей русского языка и литературы









Мастер-класс

«Применение стратегий критического мышления

для формирования положительной мотивации учащихся

на уроках русского языка и литературы»







Провела

учитель русского языка и литературы

СШ села Мынбаева Аккушкарова Г.М.














Узынагаш 2015


Цель мастер-класса:  передача опыта по использованию стратегий критического мышления как один из способов повышения мотивации познавательной активности учащихся на уроках.

Задачи: 

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

  • Распространение педагогического опыта.

  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

  • Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Результаты обучения:

Учителя знают:

- основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

Понимают:

- что необходимо уделять особое внимание повышению мотивации, как основному условию повышения познавательной активности учеников.

Готовы:

-творчески планировать ход урока с развития мотивации учащихся к учебной деятельности.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов);   материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Ход мастер – класса

  1. Постановка проблемы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется , чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим небольшим опытом работы.

Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой с тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»

Цель : снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

2.Вступительное слово (теоретическая часть)

- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

Презентация

В презентации и памятках (раздать коллегам) даны приёмы и стратегии с описанием, которые наиболее успешно могут применяться учителем на уроках. За год работы над данной проблемой : «Развитие навыков критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к предмету и качества образования» я не скажу, что использую все, но некоторые довольно успешно практикую.

Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть, один из приёмов, это «Пирамида», который очень нравится моим учащимся и применяется как на уроках русского языка, так и литературы.

 Практическая часть

Объединение в группы

Приём «Догадайся сам» Используя слова разных частей речи, предложить собраться коллегам в группы, но по какому принципу не сообщать.)

Анализ упражнения

Пирамида 
Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков словесности. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так: 
1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение). 
2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды». 
3. Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы – заготовки текста. 
4. Написание полноценного текста. 
Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради. 
Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа. 
Третья строка – и три слова о месте и времени действия. 
Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа. 
Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях. 
Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа. 
На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. 
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям. 
Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах. 
Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва. 
1.О чём. 
2. Особенности. 
3. Место и время. 
4. Главные события. 
5. Главные герои. 
6. Ваши эмоции. 
7. Дополнение к п. 1 
8. Собственное мнение о прочитанном. 
Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах: 
• Можно менять формы слов, части речи, число и род; 
• Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова; 
• Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов. 
В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию. 
Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога. 

 Представление результатов работы, обсуждение. 

Подведение итогов: Технология развития критического мышления в групповой работе учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий и способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Отметим, что используя предложенные приёмы и технологии ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет  главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.


ЗАПОМНИТЕ!
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть он должен быть гуманистически ориентированным педагогом.

Рефлексия

Прием «Точка зрения»
-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-- класса и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости. Очень хорошо Ничему не научился


 

Очень плохо Многому научился


РЕФЛЕКСИЯ
* Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
* Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что … . Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что …

*Позициональная дискуссия:
 
Работа была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!