Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой… и, наконец, стали ими играть.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо — неприятностей не миновать.
Современному ребенку нужна народная кукла. Основным является то, что ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит — кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нем, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.