Мастер- класс «Модульное оригами»
Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами.
Задачи:
Рассмотреть оригами как вид декоративно- прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приёмы и технологию выполнения.
Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.
Значение оригами для развития ребёнка
| Кто придумал бумагу цветную Красную, жёлтую и голубую, Верил, наверно, Маг, что могут ребята Сделать фигурки из разных квадратов. Эти фигурки на всём белом свете. Знали лишь только японские дети. Символом мира стал белый журавлик, Символом счастья - бумажный кораблик, Сказочных бабочек, розовых зайцев Выполнить можно при помощи пальцев. Я предлагаю попробовать с вами. Выучить технику «оригами». |
С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень её развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
«Рука - вышедший наружу мозг»- писал И. Кант.
Сухомлинский.В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают стимулирующее значение развития мелкой моторики ребёнка.
Взрослые с рождения дают своим малышам катать пальчиками пластмассовые или деревянные погремушки, пирамидки округлых форм разных диаметров, чтобы в движение вовлеклись все пальчики. Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей- дошкольников.
Бумага - доступный и универсальный материал для работы, широко применяется не только для рисования, аппликации, но и в художественном конструировании. Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания – задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте-оригами. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
Сегодня можно найти большое количество изданий, печатающих литературу по оригами. Они подразделяются на три категории:
1.Малой сложности - для начинающих и для маленьких читателей-дошколят.
2.Средней сложности – для широкого круга читателей (умеющих читать условные обозначения, принятые в оригами во всём мире, и складывать элементарные поделки), в том числе педагогов школьников – преподавателей оригами в Домах творчества и т д.
3.Повышенной сложности - для профессионалов, т.е. для людей, которые занимаются этим видом искусства давно, и простое увлечение складывания из бумаги переросло в хобби или в преподавание начинающим.
В оригами существуют различные стили или виды. Их легко можно различить по «почерку»- материалу и способу изготовления:-«кирикоми оригами» или ещё одно название «аэрогами» (оригами с надрезами) Могут быть выполненные из квадратов, полосок, прямоугольников;
- Аппликация (или по-другому - полуобьёмное оригамное панно или открытки, выполненные в технике оригами). Этот способ широко используется на занятиях по ручному труду и конструированию педагогами ДОУ. Для изготовления такого панно или открытки нужны лишь качественная бумага, художественный вкус, навык в складывании и желание.
-«Работа с полосками» широко используется в определённом кругу у оригамистов, разнообразные вариации с полосками – буквы, шары, складывание спиралей, всевозможных забавных зверушек и т д.
-«Ёлочные структуры». Используются в создании различных гофрирок. Таким способом можно складывать вазы, торшеры, вазоны, веера, шляпы и т д.
-«Спирали»- Складываются из полоски таким образом, чтобы линии «долина» и «гора» чередовались и были параллельно друг другу. В результате чего получится «гармошка».
- «Итеромодульное»- разномодульное. Модель составляется из квадратов, сложенных по – разному, эта техника хорошо используется в складывании животных (скелет динозавра) орнаментов, звезд и коробочек.
-«Банк оригами» (искусство складывания денег) из бумажных купюр разного номинала можно сложить разнообразные фигурки животных, насекомых.
- « КУСУДАМЫ». Декоративные шарообразные конструкции, которые
Обычно собирают из шести и более одинаковых модулей, являющиеся сторонами куба (изделие в технике оригами).
-«Оригами бумажная бижутерия». Броши, подвески, значки, серёжки и т. д.
- «Декоративные упаковки товаров». Грамотно упаковать подарок – это тоже искусство.
- «Складывание салфеток». Грамотно сервировать стол- это полдела. А вот создать гостям соответствующее настроение, произвести фурор, показать своё мастерство, сделать вечер незабываемым поможет искусство складывания всевозможных салфеток.
Сегодня, я хочу остановиться подробнее на технике, которая называется : «Китайское модульное оригами».Иногда её называют 3д- оригами, оригами из треугольников или просто модульное оригами. Маленькие бумажные треугольники таят в себе фантастические возможности.
Наверное, более правильно было бы назвать эту технику модульный конструктор. Ведь освоив несколько приёмов соединения, можно создавать разные поделки – животных, растений, людей, сооружения.
Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл король с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели- благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способ складывания. Сначала бытовало мнение, что это - абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключённые. Но позже выяснилось, что такая техника популярна в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги.
Такая техника называется китайское модульное оригами.
Искусство оригами – это загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребёнка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, её бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают всё новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъём захватывающе интересным.
Диаграмм для китайского модульного оригами мало – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.
Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей (модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – Я пойму!
Занятие оригами, постоянно и ненавязчиво решая творческие задачи, активизируют развитие логического мышления.
На каждом занятии дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз), что развивает глазомер.
Эта технология помогает решать ещё одну задачу подготовки детей к школе – развитие коммуникативных умений. В собственной работе дошкольники учатся договариваться со сверстниками и взрослыми, действовать сообща, подчиняясь правилам работы с бумагой.
Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушария мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь. Ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
2. Изготовление треугольников.
3.Изготовление поделки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детского сада «Теремок».
Составила: Воспитатель высшей квалификационной категории
Рыжова Н.В.
2011 г.