Методический семинар для молодых учителей русского языка и литературы.
Мастер-класс
«Мастерская лингвистического калейдоскопа слова»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Сайфутдинова Эльвира Гарафутдиновна
Добрый день.
Уважаемые коллеги!
- Я хочу начать наш разговор с рассказа о масштабном эксперименте, который провёл Эмото Масару, исследователь Японии. Он произносил над молекулами воды различные слова, проигрывал музыку, даже читал над водой молитвы. Он говорит: «Представим, что у вас человек, а вот у нас вода. В этой воде содержится много различных типов информации. Если ввести эту воду в тело человека, то человек усвоит эту информацию просто через воду».
- О чём свидетельствует этот эксперт? Как вы считаете?
- Действительно, слово имеет силу. Он считал: «Передавая воде положительные эмоции, мысли и чувства, Вы наполняет её добром. В ответ на это вода наполнит миром и спокойствием нашу жизнь и наши тела»
- Посмотрите, как выглядят кристаллы воды, когда им говорят «спасибо» или читают молитву разных религий. Посмотрите, как уродуется молекула воды, когда ей говорят «ты мне противен». И самыми красивыми молекулами являются любовь, надежда и благодарность. Поэтому слово имеет большую ценность.
- А потому в своей работе над словом я использую такую технологию, как мастерская.
- Мастерская – одна из форм реализации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе. Эта форма работы позволяет создать Лингвистический калейдоскоп.
Цели мастер-класса - передача педагогического опыта организации мастерской как с одной из форм реализации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.
- Вашему вниманию хочу предложить Лингвистический калейдоскоп слова «мир», созданный учащимися 10 класса. Материал обобщён в презентации.
- Этому труду предшествует подготовительная работа, где каждый в группе выполняет определённую исследовательскую задачу.
- На последнем занятии они обобщают собранный материал и создают Лингвистический калейдоскоп слова.
Обязанности в группе распределяются следующем образом.
Архивариус работает со словарём , находит значение слова.
Лексиколог находит синонимы и антонимы данного слова.
Этнограф выписывает пословицы с данным словом.
Искусствоведы собирают названия фильмов, картин с данным словом.
Лирик собирает стихотворения , в которых встречается данное слово, и выразительно их читает.
Цели проекта:
найти новый подход к поиску лексического значения слова МИР,
изучить и проанализировать семантические свойства слова МИР применительно к различным культурным сферам,
сделать более интересным процесс обучения в школе.
- Затем были сделаны выводы по каждой работе
И в работе в целом
- А теперь нам предстоит составить Лингвистический калейдоскоп слова «любовь»
Ваша задача, уважаемые коллеги. Презентовать калейдоскоп слова «любовь» на основе материала, который может быть собран вашими учениками. На работу 5 мин.
/Группа получает пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем готовит защиту и вывод по работе на 1 мин./
- Итак, время истекло. Обсудите в группе, что у вас получилось.
Переходим к защите.
…………………
- О чём свидетельствует ваш калейдоскоп? /Слово «любовь» многогранно/.
- Перед нами калейдоскоп слова «любовь». Он сложился в разнообразные узоры чувств, мыслей, переживаний поэтов, художников и учёных. Это свидетельствует о том, что любовь великое чувство, объединяющее все стороны человеческой жизни.
- А как вы можете использовать технологию педмастерских на своих уроках?
- Посмотрите у вас на столах многогранники. Напишите на гранях фигуры, с чем у вас ассоциируется любовь после нашего мастер-класса и повесьте свой многогранник, прокомментировав.
- Мы только что убедились. Что любовь многогранное чувство.
Всё начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!..
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви.
- Уважаемые коллеги. Близится наш профессиональный праздник. Хочу пожелать. Пусть каждый день будет добрым, успешным, плодотворным, интересным и насыщенным, пусть каждый ученик благодаря Вам увидит мир по-новому и совершит свое гениальное открытие. Пусть в жизни будут новые победы, в деятельности будет много ярких идей, в доме всегда живет счастье, а на сердце — любовь. Будьте любимы и счастливы!