СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерами славиться Россия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастерами славиться Россия»

Классный час.

Класс: 4

Тема занятия: «Мастерами славится Россия» (Эстетическое воспитание)

Цель: создание условий для знакомства детей с мастерами Тульской области.

Задачи:

Воспитательные: учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры; воспитывать гордость за свой край и его талантливых людей, уважение культурных традиций народа Тульского края; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Развивающие: развивать художественный вкус, активизировать творческое воображение; развивать познавательную активность учащихся.

Образовательные: рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

Форма проведения классного часа: беседа.

Участники (в т.ч. приглашенные): ученики, учитель, мастер одетый в специальный наряд.

Ресурсы: филимоновские игрушки готовые, филимоновские игрушки не расписанные, краски, кисти.

Источники информации: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/04/22/filimonovskaya-igrushka-proshloe-nastoyashchee-budushchee-konspekt ; https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-dlia-uchashchikhsia-nachalnykh-kla-1.html ; https://uchitelya.com/tehnologiya/52693-konspekt-uroka-filimonovskaya-igrushka-4-klass.html ; https://www.culture.ru/materials/254549/istoriya-filimonovskoi-igrushki ; https://deti-online.com/pesni/russkie-narodnye-pesni/ (музыка)

Цифровой контент: музыка, презентация. https://learningapps.org/watch?v=pcn11c8b220 лернинг

Ход классного часа

Учитель

Методы и приемы

Дети


Вводная часть

-Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шелковыми разноцветными нитками расшивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров вообще становились настоящими произведениями искусства.

Ребята, сегодня мы поговорим о мастерах нашей области.

Рассказ


Основная часть

Перед вами игрушки.

Ребята, подумайте, а из чего сделаны игрушки? Совершенно верно.

Но, посмотрите, какие это необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены разноцветными полосками. А почему так? Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами, кружками, наши предки верили, что она становилась не только игрушкой, а оберегом. В минуту опасности люди считали, что нужно быстро очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и злые духи не смогут переступить черту и ничего плохого сделать человеку. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым.

По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Ремесленное производство филимоновской игрушки в первоначальном своем виде прекратилось после Октябрьской революции, и до наших дней сохранилось очень мало исторических уникальных изделий. В советские годы оставалось несколько мастериц не бросавших своего ремесла, среди которых Александра Гавриловна Карпова, Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова, Анна Иосифовна Дербенева и Александра Федоровна Масленникова. В 1960-е годы эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м годам искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сцены из деревенской жизни. Ещё одним стимулом к популяризации филимоновской игрушки, стало открытие с начала 1990-х годов в Одоевской школе искусств специализированного курса, в рамках которого стали преподавать гончарное мастерство по основам лепки. На сегодняшний день в Одоеве филимоновскую игрушку лепят несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.

-Какую форму имеет филимоновская игрушка?

Давайте теперь посмотрим: как украшена игрушка?

- Какие цвета преобладают в филимоновской игрушке?

-А какие элементы росписи вы видите на игрушке?

- Что же они означали? Что же хотели изобразить мастера на своих игрушках?

-Кто скажет, что мог обозначать круг?

-Что могла обозначать волнистая или ломаная линия?

-Что обозначала клетка? Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

-А что же означала женская фигурка в игрушке? Великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Берегиня.– Этот образ – продолжение рода всего живого.

- Форма каждой игрушки, цвет, узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают её непохожей на другие.

- Кто лепил игрушки?

А из чего лепили игрушки? А что потом делали с вылепленными игрушками? Сразу ли их раскрашивали?

-Верно, а приспособление для обжига называется «Горн».

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел и расписать каждому свою игрушку. Но прежде, к нам в гости пришел мастер который покажет мастер-класс, как ее можно слепить. У нас на столах лежат не расписанные игрушки. Возьмите их и распишите. Я и мастер будем к вам подходить и помогать. Работать вы будете под музыку. Пожалуйста, приступайте.

А теперь давайте сделаем с вами выставку.

Как работаем в парах? Как взаимодействуем друг с другом.

Рассказ



























































Беседа



































Наглядный (мастер-класс)

Творческий (роспись)



Из глины

























































Она более вытянутая вверх, стройная, изящная.

желтые, лиловые, зеленые, реже синие и фиолетовые

зигзаг (ломаная линия), круг, ёлочка, клетка





солнышко

вода

поле











игрушки лепили сами люди, а не машины



из глины. Нет, сначала игрушка подвергалась обжигу



смотрят мастер-класс.



Расписывают игрушки.




Заключительная часть.


- Что нового узнали сегодня ?

- Каковы особенности филимоновской игрушки?

- Назовите, кто является главным чародеем по изготовлению таких замечательных свистулек, игрушек?

- Что особенно понравилось сегодня?

- Для чего нужны филимоноские игрушки?

- Ребята, своей яркостью, необычностью филимоновские игрушки дарят нам радость, хорошее настроение. Особенно приятно, что Филимоново находится на Тульской земле. Мы гордимся золотыми мастерами своего дела, благодарим за их труд, желаем творческих успехов в дальнейшем!


Беседа










Что лучше роботы или ручной труд

Вам было трудно это делать? А какого мастерам?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!