СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Учитель года - 2021"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект упражнения на активизацию словарного запаса

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Учитель года - 2021"»

Мастер-класс

Добро пожаловать в чудесный мир ответов на вопросы.

Ответ существовал,

но формулировке

не поддавался.

Макс Фрай.

Самая актуальная проблема школьников нашего времени и мы все с вами об этом знаем – неумение давать полный ответ на вопрос. Все ответы либо односложные, либо не о том, что спрашивали.

В чём причина? Почему ученики сталкиваются с этими затруднениями? (2 слайд)

- не видят ключевых слов в вопросе;

- маленький словарный запас;

- тенденция времени (стремление к сокращениям, сленговым словам) Мы всё меньше понимаем наших детей. И взаимодействие их с нами всё чаще превращается в это: (видео)

Всё это было бы смешно, если не было б так грустно.

Наша задача есть и остаётся - выпустить из школы личность, которая будет способна грамотно коммуницировать с социумом при этом максимально постараться сохранить наш язык, великий и могучий.

Работа над этим должна быть комплексной, совместной. На всех уроках. Всеми учителями. Единые требования к ответам на вопросы. Только тогда это будет входить в привычку. Так и никак иначе.

(3 слайд)

В своей работе в этом направлении я использую приёмы театральной педагогики Константина Станиславского, Георгия Товстоногова, Всеволода Мейерхольда и Михаила Чехова, а также арт-терапию психолога Елены Тарариной.

Сегодня я буду говорить не про работу над цепочкой ключевых слов в вопросах и текстах, не про структуру ответа на вопросы, что тоже немаловажно в работе по развитию речи.

Сегодня мы поработаем над проблемой маленького словарного запаса (4 слайд), выполним упражнение, которое необходимо выполнять с детьми на протяжении 7 дней каждое полугодие. Ученикам очень нравится этот тренинг, выполняют с удовольствием (5 слайд). Мы все знаем очень много слов, но, к сожалению, пользуемся далеко не всеми. Вокруг нас разбросаны ответы на любые вопросы, надо только суметь их отыскать.

(6 слайд). Техника речевой креативности позволит активизировать способности говорить и формулировать. Расширить наш словарный запас. Механика упражнения позволит разогнать наш мозг и достать нужные месту и ситуации слова. Как итог: быстрее соображаем, лучше импровизируем.

Техника выполняется в парах. Нам понадобиться один лист бумаги на пару, ручка или карандаш. (7 слайд) Есть желающие поучаствовать из комиссии?

Каждому из участников предлагается за одну минуту назвать как можно больше слов, сегодня мы выполним эту работу только на одном из каждой пары, в дальнейшем предполагается поменяться ролями. Задача партнёра ставить за каждое произнесенное слово – палочку у себя на листке. По истечению времени – посчитать их количество. Определитесь, кто будет говорить, кто отмечать. И мы начинаем с существительных, я засекаю одну минуту (пауза)

(Слайд 8)

Продолжаем работу, теперь нужно за одну минуту, назвать как можно больше прилагательных (пауза)

(Слайд 9)

Пришла очередь глаголов (пауза)

(Слайд 10)

Чувствуете, как нейроны уже зашевелились? Пассивный словарный запас превращается в активный. Если выполнять эту практику семь дней подряд, уровень поднимется до нормы и будет держаться полгода.

Усложняем. Идём на уровень выше. (11 слайд)

  1. За одну минуту вы должны сказать связку из трёх слов: сущ-прил - глагол. За каждую связку слов этот же партнёр ставит палочку.

Норма – 15 связок (12 слайд)

  1. То же самое, но связки должны быть максимум несовместимыми, фантастичными. (13 слайд)

Норма – 7 связок. (14 слайд)


Вот таким образом, мы начали путь к повышению речевой креативности. Партнёры в парах потом меняются местами и выполняют эти же упражнения. Данная техника уменьшает страх публичных выступлений, укрепляет уверенность в себе.

Видите ли вы использование этой техники в рамках ваших уроков? (возможна подмена понятий на терминологию вашего предмета, можно использовать и таким образом, ученику будет проще в дальнейшем выстроить ответы именно в рамках вашего предмета, пополнение словарного запаса определённой предметной области)

Развивать это дальше у себя и у детей - это уже ваше решение.

Помните, что всё начинается с общения.

У меня всё, спасибо за внимание. (15 слайд)







Анализ

У меня не стояло задачи за один мастер-класс научить давать полноценные ответы на вопросы. Я показала один аспект этого умения – расширение словарного запаса.

Опираясь на авторскую технику Тарариной, которая лёгкий уровень и усложнённый разграничила друг от друга, я в свою очередь их объединила. От простого к сложному. Считаю, что это более результативно.

Я использую эту технику с детьми с 8 класса. Каждый ученик ведёт свой «дневник речевой креативности», куда записывает результат с первого дня упражнений и последнего и видит в сравнении. Мы подняли за это время результат до нормы у 9 человек, и выше нормы у 5. Детям очень нравится эти упражнения, они соревнуются между собой даже на переменах. 9 класс в полном составе успешно сдал собеседование, словарный запас стал богаче.

Результаты предметные (сочинение, собеседование) и метапредметные (отвечать на вопросы полными предложениями).

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!