СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Учебное исследование на уроках и во внеурочной деятельности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс поможет участникам сформировать полное представление об учебном исследовании и проекте как форме организации познавательной деятельности учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Учебное исследование на уроках и во внеурочной деятельности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Наследие»

МБОУ ЦО «Наследие»










Мастер-класс

Участники: учащиеся 5-11 кл., учителя, родители

Тема: «Учебное исследование на уроках и во внеурочной деятельности»


Разработчик: учитель русского языка и литературы

Вагапова Эльвира Гимрановна


























Цель: создать условия для полного представления участниками понятий об учебном исследовании и проекте как форме организации познавательной деятельности учащихся.

Участники: учителя ОУ, учащиеся, родители

Регламент: 20 мин.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.

Обеспечение: информационные материалы по теме; компьютер, проектор, экран.

(Участникам раздаются листы бумаги А4)



Ход

1. Информационный этап.

Ведущий учитель:

К теме моего мастер-класса непосредственное отношение имеют все участники образовательных отношений: учащиеся, учителя и родители. Она близка и понятна всем. В настоящее время педагоги очень часто используют его как средство развития творческой инициации, формирования компетенций учащихся, их умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в группах. Догадались ли вы, о чем речь?

(Ответы участников: это учебное исследование).


Слайд 1 УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Сегодня очень часто с целью пропаганды и активизации проектно-исследовательской деятельности проводятся конкурсы, фестивали, конференции. Итоги подобных мероприятий показывают, что есть случаи некоторого непонимания обучающимися и руководителями проектных и исследовательских работ учащихся. Что есть проект и что есть исследование? Поэтому предметом нашего обсуждения сегодня станет рассмотрение этих двух понятий.


Слайд 2 (Вопросы на слайде)

Участникам занятия предлагаю ответить на следующие вопросы на ваших индивидуальных рабочих листах (не для проверки). Ответы могут быть в виде схем, рисунков, записи ( на ваше усмотрение).

A) Что такое проект?

Б) Что такое исследование?

B) Что такое учебное исследование?

Г) Какие отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование?

Насколько легко и быстро вы отвечали на вопросы? (Участники, возможно, скажут, что имели затруднения в некоторых формулировках.)


Ведущий учитель: (Пока участники отвечают на вопросы, формируем рабочую группу)

Для дальнейшей работы предлагаю определить рабочую группу, которая поможет мне, аудитории определить, где проект и исследование.


Задание для рабочей группы.


Выделите из предложенных работ учащихся проектную и исследовательскую, обоснуйте свой выбор.

Приложение 1. Работы учащихся:


1. Макет малой родины.

2. Распечатанная слайдовая презентация «Роль синонимии и антонимии в стихотворении М.Цветаевой «Восхищенной и восхищенной».

3. Сочинение «История создания фразы «Мы идем в тяп-тяп».


2. Работа с участниками мастер-класса.


Слайд 3 (Ключ для ведущего) Вернемся к поставленным в начале занятия вопросам. Сформулировали ответы на своих листах. Проверять мы не будем. Сравним их с ключами.


A) Что такое проект? Совместная поэтапная деятельность учащихся, учащихся и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.

Б) Что такое исследование? Деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

В) Что такое учебное исследование? Это исследование, целью которого является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Главное – приобретенный личностями опыт.

Г) Какие отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование? Задумывая проект, мы четко представляем себе проектный замысел, т. е. ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.

3. Ведущий учитель: Выступление рабочей группы.

4. Ведущий учитель:

Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная работа (в нашем случае «Народные праздники татар Урала»), где мы тоже учимся навыкам проектной и исследовательской деятельности. В рабочей программе есть раздел «Татарские народные игры».

Предлагаю всем поучаствовать в игре «Золотые ворота, откройтесь!» (Алтын капка – ач капка).

Условия игры: Ведущие: 2 чел. Они образуют арку (ворота), через которую проходит поезд из участников игры. В определенный момент ворота закрываются, внутри остается человек и получает наказание-задание (спеть, станцевать, показать сценку, рассказать сказку или стихотворение, проговорить скороговорку, поздравить участников очного этапа на родном языке).

ИГРА (3 мин).

Ведущий учитель: Учащиеся, участники занятия впервые познакомились с игрой. Можно ли на основе данной игры сформулировать темы для учебного исследования и проекта?

Сформулируем темы.


НАПРИМЕР Слайд 3. Темы исследований

- История возникновения игры «Алтын капка – ач капка».

- Роль игры в жизни татарского народа.

- Роль фольклорно-этнографической игры в жизни современного школьника.


Темы проектов

- Фольклорно-этнографическая игра «Алтын капка – ач капка» в моей жизни.

- Знакомьтесь «Новая игра для детей «Алтын капка – ач капка» (сочинение, отзыв, рисунок, фильм)


4. Заключительный этап.

Ведущий. Всем участникам мастер-класса выражаю огромную благодарность.

Вместе мы вспомнили, что главный смысл исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата,как в «большой» науке, в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Учитель растет и развивается вместе со своими учениками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!