СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «…Тоннель-то роется с двух сторон…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта по организации деятельности обучающихся на уроке литературы с использованием приемов технологии развития критического мышления 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «…Тоннель-то роется с двух сторон…»»

«…Тоннель-то роется с двух сторон…»

Мастер – класс

Стебеньковой Людмилы Николаевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»

Энгельсского района Саратовской области


ЦЕЛЬ: презентация опыта по организации деятельности обучающихся на уроке литературы с использованием приемов технологии развития критического мышления

ЗАДАЧИ:

- продемонстрировать приемы организации деятельности обучающихся на уроке литературы с использованием приемов технологии развития критического мышления и ИКТ

- прокомментировать эффективность применения приемов;

- показать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приемам.

3. Рефлексия.

Однажды ученики спросили Хинг Ши (известный китайский мудрец), какова его основная задача как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

У русского советского поэта Ильи Сельвинского есть следующие строки:

И все же немало я сил затратил,

Чтоб стать доступным сердцу, как стон.

Но только и ты поработай, читатель:

Тоннель-то роется с двух сторон.

В рамках мастер – класса «…Тоннель-то роется с двух сторон…» хотела бы поделиться опытом и продемонстрировать эффективные приемы организации деятельности обучающихся на уроке литературы с использованием приемов технологии развития критического мышления.

Думается, важно то, что применение ТРКМ на уроках литературы закладывает основы развития творческих способностей учащихся, нравственного и эмоционального воспитания личности.

Современный урок должен базироваться на развитии критического мышления, позволяющего формировать у детей способность ставить новые вопросы, приводить обоснованные аргументы.

И поэтому необходимо учить культуре диалога. Только диалог способен помочь учителю сделать учебный процесс поистине интересным. Что я вкладываю в понятие диалог?

Диалог – это такой тип сотрудничества, при котором создается ситуация, направленная на активизацию приемов мышления, выработку культуры речевого общения. Именно диалог предполагает равенство всех позиций образовательного процесса, создание атмосферы взаимоуважения, обстановки психологической комфортности.

Системно - деятельностный подход к обучению диктует новые формы и новые типы заданий, направленных на вовлечение учащихся в образовательную деятельность, при которой формируются универсальные учебные действия.

А теперь представьте, что вы находитесь не только на мастер-классе, но и на обычном уроке…

Урок литературы в 6 классе «Собака тоже человек» по рассказу Л. Андреева «Кусака» (6 класс)

(Учитель исполняет под гитару фрагмент песни композитора Сергея Никитина «Собака бывает кусачей»).

Собака бывает кусачей

Только от жизни собачей.

Только от жизни, от жизни собачей,

Собака бывает кусачей.

Собака хватает зубами за пятку,

Собака съедает гражданку лошадку,

И с ней гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у нее завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

- Что собой представляет выражение «собачья жизнь», как вы его понимаете? (это фразеологизм, его значение - тяжелая жизнь, в которой нет места радости).

- В чем причины такой жизни? (у собаки нет будки, она голодна и одинока).

- А когда собака имеет все: и будку, и миску, и хозяина - что с ней происходит?

Прекрасна собака, сидящая в будке,

У ней расцветают в душе незабудки,

В желудке играет кларнет… (у нее «в душе расцветают незабудки»)

Предлагаю вывести формулу собачьего счастья:

хозяин - дом (будка) - еда - возможность служить

Рассказ Л. Андреева называется «Кусака». Кусака – это собака. Все действия руководителя направляются на поддержание зародившегося интереса к проблеме и создание условий для ее творческой реализации.


Урок литературы в 10 классе «Л.Н.Толстой. Писатель. Мыслитель. Гений» (Страницы большой жизни)

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно! Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает.

Внешне природные алмазы очень тусклые и не имеют вообще никакой формы. Чтобы алмаз по-настоящему раскрыл все свои внешние свойства и засиял при свете солнечных лучей, профессиональным ювелирам приходится немало трудиться, придавая камню форму и изысканную огранку. В результате чего ограненный алмаз получает уже иное название – бриллиант.

Алмаз – первоначальный камень, не имеющей никакого блеска, цвета и формы. Такие камни в чистом виде могут быть использованы только в научных целях, в медицинских и промышленных. Бриллианты стоят в разы дороже алмазов за счет того, что им придают особую форму путем огранки. Их реже продают в чистом виде, в основном в каких-либо украшениях с драгоценными металлами, за счет чего они ценятся еще выше. На самом деле разница состоит лишь в названиях, ведь алмаз и бриллиант – это, по сути, один и тот же камень.

Каждый человек – алмаз, который может

очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен,

через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека не стараться ........,

но стараться …… Л.Н.Толстой

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить.

Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».

«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер. (Доктор Шелдон Ли Купер — вымышленный персонаж, главный герой телесериала «Теория Большого взрыва»)

Урок литературы в 11 классе.

В 1958 году в газете «Комсомолец Заполярья» было опубликовано стихотворение, которое изначально называлось «Желание». Позже поэт внес некоторые правки в свое творение и дал ему другое название (Внимание на экран)

Когда стихи кладутся на музыку? Как поэзия становится песней?

По-разному. Иногда это коллективный плод содружества поэта и композитора, иногда стихи сами просятся на музыку, в них самих заложен музыкальный строй. В другой раз прекрасная мелодия рождает поэтические строки. Но как ни встретились бы слова и музыка, песня – это то чудо, которое делает человека лучше, чище, одухотвореннее, то чудо, что сближает людей, рождает добрые чувства.

Барыкин песню написал буквально за пятнадцать минут.

Песню «Я буду долго гнать велосипед» слушает уже не одно поколение, но не все знают, что строки ее написаны Н. Рубцовым, а стихотворение называется «Букет».

В середине 50-х гг. Николай Михайлович гостил у брата Альберта, проживавшего в поселке Приютино Ленинградской области. Здесь мужчина познакомился с Таей Смирновой. Между молодыми людьми возникли теплые чувства. Скоро Рубцова призвали на срочную службу, которую ему пришлось отбывать на эсминце «Острый». Несколько лет Тая и Николай поддерживали связь посредством переписки, обмениваясь открытками и фотографиями. Весной 1958 года Николай Михайлович пошел в отпуск, конечно же, навестил он и любимую. Тая Смирнова не захотела продолжать отношения, так как Рубцов не был богатым, перспективным его девушка тоже не считала. 
Николай Михайлович не смог забыть возлюбленной, посвятил ей множество произведений, одно из них – «Букет».

Борис Шергин писал: «В нашей русской природе есть некая великая простота. Но

душевные очи художника в этой простоте видят неистощимое богатство… Что проще

наших полевых цветочков: ромашка, иван-чай, лютик. Незабудка, колокольчик,

голубоглазый василёк?» Николай Рубцов собрал полевые цветы, голубое небо, тихие реки,

в один букет и подарил его нам.

-Выразите в красках настроение, переданное в стихах и музыке.

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.



Урок литературы в 9 классе «Я у ваших ног…» (Тема любви в творчестве А.С.Пушкина) На слайде представлено письмо 18 века. Чтение письма:

Милейшее создание!

Я имел слабость попросить у Вас разрешения Вам писать, а Вы – легкомыслие или кокетство позволить мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное Вашей хорошенькой ручкой. Ваш приезд оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня наша первая встреча. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши,- это стараться не думать больше о Вас. Прощайте, божественная; я у Ваших ног.

Творческая работа.

Составьте миниатюру из трех предложений:

1-ое предложение – кому может быть адресовано письмо?

2-ое предложение – что можно сказать об отправителе?

3- предложение – какие эмоции вызвало у вас это письмо?

Давайте посмотрим, кому предназначалось это письмо, какого оно периода, и кто является его адресатом.

А.С. Пушкин - А.П. Керн 25 июля 1825 г. Михайловское. Пушкин писал этой женщине не только письма, но и посвящал стихи. Одно из них, самое известное стихотворение о любви «Я помню чудное мгновенье…», будем изучать.


Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!