Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»
Ничто в действительности не принадлежит нам,
кроме времени, которым мы владеем даже тогда,
когда больше ничего не имеем
Бальтасар Грасиан
Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.
Место проведения – просторный кабинет.
Возраст учащихся – 14-16 лет.
Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши
Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента
Задачи:
обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.
Ход занятия.
Введение.
Знакомство.
Упражнение «Ежедневник».
Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.
Необходимый материал: листы бумаги, ручки.
Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.
Упражнение «Чувство времени».
Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.
Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.
Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.
А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?
Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).
А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.
И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)
Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.
Основная часть
Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра
Цель: научить расставлять дела по приоритету.
Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.
Процедура проведения:
Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.
Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.
Упражнение « Жесткие и гибкие».
Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.
Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.
Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.
Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)
Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».
У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.
Упражнение «Запланируй субботу»
Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.
Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки
Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.
Работа в группах 10 минут. Обсуждение.
Заключительная часть
Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».
Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.
Необходимый материал: бланки с часами, ручки.
Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.
Источник: Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы.
Рекомендуемая литература.
1.Копейкина И., Меркулова Т., Управление временем. Практические занятия и упражнения. - "Классное руководство и воспитание школьников" №02/2009;
2.Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М..: Альпина паблишер, 202. – 297 с.
3.Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы. – Краснодар, 2005.-72с.
4.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.:Питер, 2008. – 160 с.
5.Шухова Н., Организация времени старшеклассника (из опыта проведения занятий).- Научно-учебный центр психологии Новосибирского госуниверситета, 1996;
6.Просто об управлении временем [Электронный ресурс] - http://timestep.ru