СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков учащихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков учащихся» на примере урока развития речи «Составление рассказа по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» посредством создания lapbook.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков учащихся»»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»














Разработала:

учитель начальных классов

Лаврова Ольга Сергеевна







2019

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков учащихся» на примере урока развития речи «Составление рассказа по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» посредством создания lapbook.

Цель: познакомить с этапами изготовления lapbook.

В дословном переводе с английского языка lapbook означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую нужно собрать, склеить ее отдельные части в единое целое, креативно оформить, используя всевозможные цвета и формы.

Lapbook отвечает требованиям ГОС НОО и обеспечивает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

• разнообразие игровых заданий;

• интегрирование разных видов детской деятельности (коммуникативную, речевую, познавательную, игровую);

• возможность разнообразить самую скучную тему;

• научить простому способу запоминания;

• объединить группу детей для увлекательного и полезного занятия;

• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);

• вариативность использования заданий;

• возможность добавлять новые задания в «кармашки».



Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте!

Дорогие гости, я вам рада,

Для меня сейчас вы как награда,

Но хочу исправить ход событий,

Предлагаю совершить открытие…

- Проходите, пожалуйста.

Гости заходят в класс, определяют участие в группе, вытянув билетик на мероприятие из сундука.

- Гости званые, гости желанные, прошу садиться. Чтобы наша встреча была более непринужденной, предлагаю познакомиться. Сейчас по моей команде все хором каждый назовёт свое имя. … Какие молодцы! Хочу, чтобы вы также активно работали, но не забывали, что на уроке нужно отвечать, подняв руку, и дослушав своего друга. А мы начинаем.

Руки? – НА МЕСТЕ (взяться за руки)

Ноги? – НА МЕСТЕ (дотронуться коленками)

Локти? – У КРАЯ (поздороваться локтями)

Спинка? – ПРЯМАЯ (погладить по спинке)


  1. Целеполагание

- Занятие с вами у нас сегодня не простое, требующее усилий физических и ума гибкого, воли невиданной и смекалки русской.

- Чтобы определить тему нашего урока, ко мне должна выйти гостья, у которой на билетике написано «V.I.P»., вы надеваете наушники и слушаете музыку, а группы мимикой и жестами будут подсказывать ключевые слова, вы же должны назвать, о ком или о чем пойдет речь.

Слова – подсказки: силач, меч, лошадь.

- Да, действительно, речь пойдет о богатырях. Чтобы окончательно определить тему урока, обратите внимание на слайд. Вы видите три картинки, какое слово их объединяет, это слово глагол (гости пытаются угадать слово «составлять» - картинки составлять стулья, составлять уравнение, составлять сверху какой-то предмет).

- А тема нашей встречи «Развитие коммуникативных навыков учащихся» на примере урока развития речи «Составление рассказа по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», используя такую форму работы, как создание lapbook.

- Определите для себя цели и задачи, заполнив "Постулат на приобретение знаний". Подумайте, пожалуйста:

    1. Чему вам хочется научиться,

    2. Затем о том, к чему вы уже готовы,

    3. А к чему – нет?


  1. Мастер-класс


1 блок – Художественный музей

- Ребята, я сегодня получила необычное письмо, ждала вас, чтобы вместе его прочитать, как вы думаете, кто бы мог его написать… (старинное….)

Читает… «Дорогие ребята, случилась беда, кто-то испортил полотна картин в нашем музее, где изображены наши великие и могучие Богатыри русские, помогите, пожалуйста, восстановить картины, и приходите к нам на экскурсию. Директор Музея….»

Игра «Реставрация шедевра» Правила игры: детям раздается по конверту с разрезными картинками. Нужно собрать картинку и сказать, кто на нем изображен.

- Молодцы, перед вами расположена книжка, которая называется lapbook. Вы уже разделены на три команды, каждая команда будет создавать свой:

  1. 1 группа работает над описанием образа богатыря Ильи Муромца;

  2. 2 группа работает над описанием образа богатыря Добрыни Никитича;

  3. 3 группа работает над описанием образа богатыря Алеши Попович.

- Вложите картинку в специальный кармашек и выложите надпись.

- Слышите, ребята. Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг. Но защитники земли русской богатыри стояли на страже своей русской земли и зорко охраняли ее (просмотр картины …)

- Если соединить воедино все три картинки мы получим известнейшую картину «Богатыри». Кто написал эту картину?

- Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки и былины, которые часто слушал в детстве. Разные чудеса, богатыри с подвигами вошли в его художественное творчество. Картину “Богатыри” он писал 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины и предметы старинного народного творчества.

В богатырях воедино слились литературные герои, образы творческой фантазии художника и живые люди, напоминающие славян Киевской Руси. О них рассказывается в былинах и народных преданиях.

- Какие еще картины Васнецова знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)

Как только задание выполнено слышится колокольный звон (запись колокольного звона)

- Какое впечатление или чувства вызывает у вас картина? Выразите свое впечатление на щите, вклейте его в книгу.

- Что художник хотел передать этой картиной?


2 блок – Библиотека

- Мы с вами оказываемся в святая святых, в храме знаний, где каждая книга несет свою тайну – в библиотеке.

1. Работа со словарем

- Кто такие богатыри? (Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.)

- Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

- Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

- Слово «богатырь» встречается в летописях, начиная с 13 в. «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

- Решите и запишите слово - ассоциацию со словом богатырь.

2. Создание облака слов (в книжке, а на экране облако из общих слов)

- Во что одеты богатыри?

Шлем – головной убор

Кольчуга – защищает тело, из железных колец

Сафьяновые сапожки – высокие сапоги

Латы – металлические пластины в одежде

- А оружие, какое у богатырей?

Лук и стрелы – оружие

Копье – оружие

Щит – защита тела

Меч – оружие

Колчан – футляр

Палица – оружие из крепкой стали

- Определите, какие словосочетания подходят вашему богатырю, впишите эти словосочетания в свое облако.

- Опишите коней богатырских.

- Опишите природу (Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность).

- Заполните пустые места в облаке.

- О чем думают богатыри? Где они находятся? (На заставе в дозоре. Они защишают землю от врага.)


3 блок – Телестудия

- А мы свами оказываемся в телестудии, где с пылу с жару подают интересные факты об известных людях и прошедших событиях.

Участники получают карточки с текстами.

- Перед вами текст с фактами о жизни богатырей. Вам нужно прочитать этот текст, будто:

1 группа – вы ведете программу новостей;

2 группа – известный блогер рассказывает исторический секрет;

3 группа – вы ведущий программы «Ищу тебя».

1 группа: Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Родился он в селе Карачарове под г. Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нему три старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь. 

2 группа: Добрыня Никитич родился на Рязанской земле, он образованный, храбрый, сильный, умеет петь и играть на гуслях. Добрыня означает «добрый», но в значении «удалой», «самый лучший». А ещё дали ему прозвище «тихий» за спокойный нрав, он был ласковый, никогда слова грубого не скажет, никого зря не обидит. Прозвали его «тихий Добрынюшка».

3 группа: Алёша Попович родился в семье ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно.

- Спасибо, за изюминки, можете вложить тексты в отдельный кармашек.

- Заполните таблицу в книге в разделе «Характерные черты» (выбрать соответствующие качества)


Имя богатырей

Три поколения

Общие черты

Отличительные черты

Кому служили?

Илья Муромец

старшее

смелый

храбрый

сильный

серьёзный

мудрый

выдержанный

прямодушный

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко

Добрыня Никитич

среднее

смелый

храбрый

сильный

вежливый

дипломат

нетерпеливый

искусный

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко

Алёша Попович

молодое

смелый

храбрый

сильный

находчивый

ухваткой берет

хитрый

ловкий

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко



4 блок – Отдых

Релаксация «Снятие усталости и напряжения»

Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь, и тебе хочется отдохнуть. (Пауза.) Ляг на парту удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О – ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды) - выдох (подождать 3 секунды) - повторить 3 раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй, - правда, ведь, он стал легче?... Ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, животик... Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле... Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не более 30 секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться - ты дома, и мы все тебя очень любим...


5 блок – Пресс-конференция

- Сейчас мы с Вами оказываемся на Пресс-конференции. Выскажите Ваше мнение о картине – одним словом.

1 группа – существительное;

2 группа – прилагательное;

3 группа – глагол.

- Каждая группа передает листочек по кругу и записывает по одному слову соответственно заданию группы. Затем парламентёр высказывает свое мнение о картине. (Листочек-гармошка вставляется в соответствующий кармашек lapbook)


6 блок – Мастерская писателя

- Наконец, мы оказались в Мастерской писателя. Проникнитесь атмосферой написания шедевра, ведь Вам предстоит сейчас это сделать.

- Каждая группа работает по плану:

1. Кто автор картины, как её название.

2. Кто изображен на картине.

3. Описание богатыря.

4. Описание богатырского коня.

5. Описание природы

6. Роль русских богатырей.

- Но задача усложняется, теперь листочек будет передаваться из группы в группу. Каждая группа отвечает на один пункт плана и передает листок по кругу.

- Прочитайте полученные шедевры.

- Вы справились, молодцы! Вставьте в кармашек шедевр!


4. Рефлексия

- Мы побывали на многих мероприятиях, после которых обязательно объявляется пир царский. Мой пир не простой, а словесный. Дайте оценку по таким критериям

- Я съел бы еще…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…


























Имя богатыря

Три поколения

Общие черты

Отличительные черты

Кому служил?











Имя богатыря

Три поколения

Общие черты

Отличительные черты

Кому служил?











Имя богатыря

Три поколения

Общие черты

Отличительные черты

Кому служил?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!