Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского муниципального района
Мастер-класс
«Профессия будущего – какой она будет?»
Коноплева Светлана Юрьевна,
учитель математики
Цель: формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о различных профессиях;
- ознакомить с новыми профессиями;
Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, то это выбор профессии. Н.Чернышевский
Упражнение 1. Отгадайте ребусы (приложение 1).
Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова? (печатный станок – появился в 15 веке, компьютер и интернет в 20 веке) Какие профессии вошли в жизнь с появлением печатного станка, компьютера, интернета?
Ситуация на рынке труда постоянно меняется. Профессии, наиболее востребованные несколько лет назад, уступают место новым специальностям. А какие самые перспективные профессии будут в мире в ближайшие десять лет? Этот вопрос волнует не только абитуриентов. Его изучением занимаются крупные организации и государственные службы. А кто слышал о такой специальности, как «мехатроника»? (отрасль науки и техники, посвященная созданию и эксплуатации машин с компьютерным управлением движением, которая базируется на знаниях в сфере электромеханики, электроники, микропроцессорной техники, автоматики и ІТ-технологий). А кто знает, в каком году был придуман термин «робот»? (В 1920 году - Карел Чапек.) А сегодня – роботы часть нашего мира.
Упражнение 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим, выполнив тест, в котором только один ответ, из трех предложенных, является правильным.
1. Логист
а) занимается логикой;
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
2. Веб-мастер
а) работает на компьютере;
б) разрабатывает программы;
в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
3. Маркетолог
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает рынок;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4. Фандрейзер
а) ищет деньги и возможности для организаций;
б) фанат, которого нанимает звезда;
в) изучает пути развития предприятия.
5. PR-агент
а) связан с политикой;
б) специалист по рекламе и связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
6. Глазир
а) разрабатывает детские игрушки и игры
б) контролирует производство одежды с точки зрения ее безопасности и полезности для здоровья
в) разработчик стекольных продуктов
7. Вотчер
а) управление и обслуживание роботизированных систем
б) строительство сооружений с применением цифровых проектов
в) специалист по утилизации отходов металлургического производства
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1 - б | Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации. |
2 - в | Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления. |
3 - б | Маркетолог – изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование. |
4 - а | Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. |
5 - б | PR-агент – специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется большим спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях. |
6 - в | Глазир – специалист по разработке и производству стекольных продуктов на основе стеклокомпозиционных функциональных материалов. |
7 - б | Вотчер – специалист по строительству сооружений с применением цифровых проектов. |
Что лучше — иметь профессию обычную или редкую, не имеющую аналогов? Такой вопрос наверняка задают себе те, кто стоит перед выбором — быть школьным учителем или специалистом по плетению кос? Первое — надежно и стабильно. Второе — большой вопрос. Очень многие люди на определенном этапе жизни мечтают сменить должность благополучного бухгалтера на что-нибудь менее галстучное и более веселое. Скажите, вы бы хотели переселиться из акватории офисного болота на побережье лазурного океана? Тогда есть повод поговорить о редких профессиях!
Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Упражнение 3. Установите соответствие.
Профессия | Чем занимается |
1. Осериватель | а) Специалист по запахам |
2. Энолог | б) Занимается сбором морских водорослей всего три месяца в году |
3. Гринкипер | в) Выбирает сорта винограда для посадки, подбирает удобрения |
4. Спичрайтер | г) Оператор станка на спичечном заводе, который наносит серу на спички |
5. Дергаль | д) Отвечает за поддержания в надлежащем состоянии зелёных газонов для гольфа, регби, бейсбола |
6. Флейворист | е) Составляет тексты для публичных выступлений крупных предпринимателей и политиков |
7. Сурдолог | ж) Лечит стопу, помогает подобрать правильную обувь |
8. Арборист | з) Знает все о заболеваниях деревьев, умеет их лечить |
9. Подолог | и) Помогает людям войти в переполненный вагон метро |
10. Трамбовщик | к) Лечит органы слухового аппарата |
Ключ: 1-г; 2-в; 3-д; 4-е; 5-б; 6-а;7-к; 8-з;9-ж; 10-и.
Специалистами бизнес-школы «Сколково» и агентством стратегических инициатив России разработан Атлас новых профессий. (его можно скачать в сети интернет)
Атлас – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Он поможет понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Атлас – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее. Атлас поможет узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.
Какими навыками нужно обладать, чтобы стать востребованным специалистом в новом мире? Навыки, которые востребованы в 21 веке:
Сотрудничество.
Критическое мышление.
Творчество
Когнитивная гибкость.
Мотивация
Выполняя следующие упражнения, мы выясним, есть ли данные навыки у вас?
Упражнение 4. Переведи пословицу с научного языка.
Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем.
Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов.
Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности.
Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности.
Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность.
Ключ: 1. Толочь воду в ступе. 2. Кашу маслом не испортишь. 3. Носить воду в решете. 4. Вилами по воде писано. 5. Бабушка надвое сказала.
Упражнение 5. (обучающиеся сидят вокруг стола – можно всем в одном кругу, можно по командам) Дорисуй картину: в правом нижнем углу листа нарисуй фигуру, которая является основанием цилиндра, а в левом верхнем углу – многоугольник с тремя сторонами. В правом верхнем углу – свою фамилию и имя. По команде учителя передай лист своему соседу. Начинай дорисовывать картину, насколько богата твоя фантазия. Упражнение заканчивается, когда каждый ученик получит свой листок с нарисованной картиной.
Я очень рада, что на протяжении всего классного часа вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Интернет-источники
Классный час « Наши желания и возможности в выборе профессии»
https://infourok.ru/klassniy-chas-nashi-zhelaniya-i-vozmozhnosti-v-vibore-professii-2334898.html
Атлас новых профессий http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf
Генератор ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
Самые редкие профессии https://uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-redkie-professii.html
Приложение 1