СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"»

Слайд 1

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»


«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».


Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег.

 Слайд 2

Цель: трансляция опыта педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективного формирования читательской грамотности.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1.Актуальность выбранной темы

2. Мотивация учения.

3. Постановка педагогической проблемы.

4. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

5. Подведение итогов мастер-класса.

6. Рефлексия.

Слайд 3

1.Актуальность выбранной темы

Работа учителя русского языка по достижению целей обучения ведется на основе текстов, а «речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка».

Учебный текст — основа и главный инструмент формирования читательской грамотности в основной общеобразовательной школе.

Слайд 4

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 5

Читательская грамотность включает в себя:

  1. беглое чтение;

  2. толкование текста в буквальном смысле;

  3. оценка языка и формы сообщения;

  4. поиск информации и её извлечение;

  5. преобразование данных от частных явлений к обобщенным;

  6. формулирование основных идей и выводов;

  7. общее понимание текста;

  8. размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Международное исследование PISA один раз в три года проверяет читательскую грамотность 15-летних школьников. Результаты исследований PISA таковы: средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, и российские обучающиеся по данной области заняли 41-43 место среди 65 стран-участников.

Слайд 6

Основу содержания русского языка, литературы как учебного предмета составляет функциональное чтение.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Поиск информации.

Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении.

Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.

Слайд 7

Компоненты креативности

Модель Б. Лукаса

Слайд 8

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности.

Пирамида Блума


Для формирования читательской грамотности применяю несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом:

2.Мотивация учения

Слайд 9

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему. 

Слайд 10

1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

В 10-11 классах при изучении темы « Стили речи» обучающимся предлагается с помощью маркера выделить в сплошной записи тексты научного, художественного, публицистического стилей.

С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в беседку, положил руки на старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо - должно быть, за облаками подымалась луна. СНЕГ, вид атмосферных ОСАДКОВ, состоящий из замерзших водяных паров, образующих ледяные кристаллы.

Объединившись, эти кристаллы образуют снежинку, которая в конце концов падает на Землю. Потапов снял фуражку, провел рукой по волосам. Было очень тихо, только внизу, под горой, бренчали пустыми ведрами женщины - шли к проруби за водой. В этом году зима пришла к нам довольно рано, однако город живёт полной жизнью, мороз и снегопад, увеличившие объём работы коммунальным службам, тем не менее не смогли помешать движению транспорта. А детям они только в радость. Все площадки украшены снеговиками, начались уроки по лыжной подготовке в школах, залили каток. Планируется множество мероприятий, не пропустите их!

   Потапов облокотился о перила, тихо сказал:
   - Как же это так?
   Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он' оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток.

Разделить запись на 3 текста. Желтым маркером раскрасить текст художественного текста, голубым маркером – научного, зеленым – публицистического.
Слайд11

2. «Кластер»

Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным

смысловым блокам).

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 Слайд 12

3. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;

  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Имя прилагательное" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие морфологические признаки имен прилагательных вы знаете?

Толстый вопрос. Какова роль имен прилагательных в речи?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

Задание для группы 1. Разбить текст на смысловые блоки. Озаглавить каждый блок и текст в целом.(либо я меняю абзацы местами, они встраивают в правильной последовательности- связь с уроком моим).

Задание для группы 2. Составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы»

Задание для группы 3. Составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ

Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.

Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

На выполнение заданий дается 8 мин.

Слайд 13

4. Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа..

Продолжите лингвистическую сказку (на листочках)

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?


Слайд 14

5. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Имя прилагательное — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------ отвечающая
на вопросы ----------------------------------------------------------------------------

Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ----------------------------------, В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ---------------------------

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----------------------------------------------------

Слайд 15

6.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Слайд 16

7.Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

Пример по русской народной сказке «Царевна-лягушка».

  1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.

  2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

  3. Василиса лучше всех танцует на пиру.

  4. Василиса отправляется в царство Кощея.

  5. Братья смеются над невестой Ивана.

  6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.

  7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.

  8. Кощей умирает.

Слайд 17

  1. Верные-неверные утверждения.

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

\

  1. Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет).

  2. Действие романа происходит до отмены крепостного права (да).

  3. Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет).

  4. Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да).

  5. Базаров умер от тифа (да).

Слайд 18

Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

Слайд 19

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 20


Утес

Огромный, одинокий

Задумался, страдает, плачет

Тучка подарила ему надежду и умчалась.

Печаль

Стихотворение «Утес » М.Ю. Лермонтов – читают, составляем синквейн.

Слайд 21

Возникает часто вопрос, где найти качественную литературу для школьников и педагогов?

http://kidreader.ru/

слайд 22

Полезными могут быть детские литературные журналы, в том числе интернет-журналы, которые публикуют обзоры детских книг, например, журнал «Читайка» http://rusla.ru/ch/ , выпускаемый «Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира», «Папмамбук» https://www.papmambook.ru/ , предлагающий книги для чтения «по возрастам», дающий рекомендации «что и как читать», детский сказочный журнал «Почитай-ка» https://read-ka.cofe.ru/ и другие.

IV. Подведение итогов мастер-класса.

Слайд 23

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

● пополнять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● продуктивно усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.


V. Рефлексия. 

Уважаемые педагоги, приглашаю вас принять участие в обсуждении моего мастер-класса.

Слайд 24

Спасибо за внимание слайд 25


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!