СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс прием "Мозгового штурма"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство участников мастер-класса с приемом "Мозгового штурма".

Задача:показать практическое применение приема "Мозгового штурма".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс прием "Мозгового штурма"»

Мастер - класс

Автор: педагог дополнительного образования Мусатова Галина Степановна

Тема: Прием «Мозгового штурма»

Цель: знакомство участников мастер - класса с приемом «Мозгового штурма»

Задача:

- показать практическое применение приема «Мозгового штурма».

Оборудование и материалы:  презентация, фломастеры , тексты, ватманы, памятки.

Ход мастер - класса:

1.Организационный момент.

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю попрактиковаться в использовании известного приема.

Актуальность этого приема очевидна. Я использую его при написании творческих проектов с детьми. Применение этого приема укрепляет мотивацию к обучению, помогает формировать коммуникативные умения у детей.

2. Ход мастер-класса

Предлагаю Вам поработать в парах с тестом «Легенда», прочитать и определить, о каком приеме идет речь?

Работа с текстом.

Ответы педагогов.

Слайд 1

Ведущий. Что подсказало Вам в тексте легенды, что это именно прием «Мозгового штурма»? Какие особенности этого приема названы в легенде?

Ответы педагогов.

Ведущий. Проверьте свои предположения, познакомившись со следующим текстом: «Применение приёма «Мозгового штурма» в образовании». Найдите и отметьте отличительные особенности этого приема. (прочитали, выделили, время 3минуты.

Раздаю текст. Работа с текстом.

Ведущий. Назовите главные особенности этого приема.

3. Основной этап.

Ведущий. Прежде, чем перейти к следующему заданию давайте вспомним принципы и этапы приема «Мозгового штурма».

Слайд 2.

Принципы мозгового штурма:

  • максимум идей за короткий отрезок времени

  • полет фантазии в самых разных направлениях

  • отсутствие какой-либо критики

  • модификация как своих, так и чужих идей

Слайд 3

Этапы проведения мозгового штурма:

1.Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.

Ведущий. Переходим к следующему заданию. Работа в группах. Вам нужно из подручных материалов разработать декорации к спектаклю «Гуси – лебеди» используя прием «Мозгового штурма». Поделитесь своими идеями. Запишите идеи и решения на ватман.

(5 минут на генерацию идей и 5 мин на решение).

Каждой команде выдаётся текст сказки «Гуси-лебеди», памятки, ватманы , стикеры, карандаши, фломастеры)

Ведущий: Итак, можно начинать. Время выполнения 10 минут.

Проведение мозгового штурма.

Выступление групп.

Защита идей.

Обоснование решения, почему считаете, что прием «Мозгового штурма» это актуально?

Слайд 4

4. Рефлексия

Закончите предложение (все участники мастер – класса).

На мой взгляд, прием мозгового штурма является эффективным, потому что…


























Приложение 1


Правила для участников «мозгового штурма»:

  • Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями – не более 30 сек.



  • Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобылы! Так ещё никогда не делали!…)





  • Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!







  • Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте обстановку.



  • Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.







  • Обеспечивайте между участниками мозгового штурма свободные, дружеские и демократические отношения.












Приложение 2

Легенда

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса —мимо пройдет... Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне.


Приложение 3

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Он активно развивает концентрацию внимания. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Психолог А.Осборн считается отцом классического мозгового штурма. В 1953 г. вышла его книга «Управляемое воображение», в которой раскрыты принципы в процедуры творческого мышления. Что же пробудило к жизни метод мозгового штурма? Прежде всего — преодоление стереотипов мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т. д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но известно, что и творческая деятельность часто не выходит за рамки шаблонных схем. Одна из частных задач мозгового штурма — как можно быстрее снять «пласт стереотипов», дать людям возможность высказать их и забыть. Второе преимущество мозгового штурма А.Осборна — разделение процессов генерации и анализа. Так как способность к творчеству у разных людей развита неодинаково: многим проще заниматься аналитикой, экспертизой идей. Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а на потом они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время. Именно мозговой штурм наиболее употребительный из всех эвристических методик решения проблем

Приложение 4

Рекомендуемая последовательность действий при решении задач «мозгового штурма»: (на стол)

1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

2. Отберите подпроблемы для "атаки". Необходимо обратиться к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализировать их, выделить несколько целей.

3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Когда сформулирована проблема, требуется вполне определенная информация.

4. Отберите самые предпочтительные источники информации.

5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, надо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.

10. Дайте окончательный ответ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!