Мастер-класс «под ритмы музыки»
Подготовила
Учитель музыки МБОУ СОШ №11
Михайлова д. а.
Ритмично все,
что нас окружает
РИТМ
– природное качество человека
вне ритма не проходит ни один жизненный процесс
Ритм имеет важное значение в жизни ребенка:
- овладение разными видами двигательной деятельности
- Развитие координации движения
- Умение управлять своим телом
- Развитие крупной и мелкой моторики
- Влияние на умственные способности, психические процессы, становление
личности в целом
Ритм в музыке
Музыкальный ритм – одна из главных составляющих музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности
Ритм
Игра на музыкальных
инструментах
Пение
Слушание
Движение под музыку
Музыкальный ритм имеет не только моторную, двигательную, но и эмоциональную природу.
Ритм Очень важен для восприятия музыки в целом.
Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребенку понять, пережить музыку, дает возможность жить в ней, чувствовать, двигаться.
Развитие ритма осуществляется в 3 этапа
- Ощущение сильных и слабых долей
- Знакомство с ритмическими единицами
Наиболее эффективные виды деятельности
развития музыкального ритма
- Музыкально – дидактические игры
- Игра на музыкальных инструментах
Игры, упраженения на развитие ритмического чувства
№ 1 «Озвучь потешку»
Цель : формировать умение фиксировать ритм небольших фраз на ударных музыкальных инструментах. Соблюдать чёткий ритм и темп.
Ход игры (1 вариант): Учащимся предлагается прочитать потешку с хлопками, затем выбрать музыкальный инструмент и исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.
(2 вариант): Одна группа детей сопровождает свое пение потешки на музыкальных инструментах ударами на сильную долю, другая группа детей отстукивает на ударных музыкальных инструментах метрический пульс потешки.
(3 вариант) - Часть группы поет потешку, остальные дети сопровождают их пение ритмическим аккомпанементом звуковых жестов.
№ 2 «Угадай мелодию».
Цель: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.
Прослушайте, пожалуйста, ритмический рисунок популярной песни и угадайте, что это за песня! «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик». Может быть кто – то из Вас хочет загадать нам ритмической рисунок песни?
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух школьника.
№ 3 «Имена» - на внимание, выразительность интонации. Выбираем одно имя (по желанию детей) и произносим его на разные лады, отбивая ритм шага по коленям, хлопаем в ладошки. (Торжественно, ласково, вопросительно, укоризненно, жалея, жалобно, призывая, игриво, строго, сердито, удивленно, восхищенно, окликая, заигрывая).
№ 4«Цветная партитура»
Цель : развитие внимания, координации, чувства ритма .
Ход игры : Глядя на партитуру, детям предлагается исполнить попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Каждый ребенок исполняет свою партию.
Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.
( 2 вариант) - предлагается исполнить эту же попевку, используя жесты: хлопки обозначены жёлтым цветом, шлепки – красным, притопы – зелёным.
№ 5«Дирижеры».
Цель : отработать в дирижерском жесте ощущение сильных и слабых долей
Ход игры : детям предлагается в дирижерском жесте под музыку отобразить сильные и слабые доли. Выбирается один дирижер, который будет показывать жестами сильные и слабые доли. Остальные учащиеся, используя звучащие жесты. На сильные доли выполняют громкий хлопок, на слабые шлепки по коленям легкие.
(2 вариант): исполнить песню с дирижированием, отмечая сильные и слабые доли
№ 6 «Ритмические цепочки».
Цель : развитие слухового восприятия, памяти, быстроты реакции, точного воспроизведения и передачи заданного ритма.
Ход игры : дети делятся на группы . Встают друг за другом в колону. Учитель последнему ребенку каждой группы прохлопывает по плечу заданный ритм. Каждый ученик должен по цепочке передать в точности ритм другому не прерывая движения.
Заключение
Ритм — один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства
Поэтому воспитание и развитие чувства ритма — серьёзная и ответственная задача в работе с детьми. Если работу проводить последовательно, целенаправленно и систематически, то можно добиться положительных и высоких результатов .
Спасибо за внимание