СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по внеурочной деятельности школьная газета «Большая переменка» на тему "Что такое интервью?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: обобщить и закрепить изученный материал, познакомить учащихся со способами профессионального взятия интервью,  научить систематизировать и анализировать свою работу, способствовать дальнейшему формированию языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по внеурочной деятельности школьная газета «Большая переменка» на тему "Что такое интервью?"»

Мастер - класс по внеурочной деятельности школьная газета «Большая переменка»

Тема: «Интервью в печатных СМИ"

Класс: 9 класс.
Цели занятия: обобщить и закрепить изученный материал, познакомить учащихся со способами профессионального взятия интервью, научить систематизировать и анализировать свою работу, способствовать дальнейшему формированию языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи.

  • Образовательные: ознакомление и расширение мировоззрения учащихся через работу в газетном публицистическом жанре «интервью».

  • Научить делать анализ готовых интервью, применять свои умения и знания на практике.

  • Развивающие: создать условия для совершенствования умений и навыков при взятии интервью, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся. Развивать самостоятельность, творческое мышление, внимание при планировании практических действий; стимулировать творческую мысль при интервьюировании.

  • Воспитательные: создать условия, обеспечивающие у учащихся воспитания к стремлению соблюдать этику журналиста. Создать условия, обеспечивающие у учащихся навыков самоконтроля, для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику, способствовать воспитанию внимательного отношения к русскому языку.

Материалы и оборудование: ноутбук, энциклопедический словарь, дидактический материал, газеты, журналы, памятки.


Ход занятия.

1. Организационный этап.

Проверка посещаемости. Подготовка детей к работе на занятии. Создание положительного психологического настроя и активизация внимания на учебную деятельность.

2. Мотивация деятельности учащихся.

- Здравствуйте, дорогие ребята,у важаемые гости, коллеги! Я рада видеть всех вас сегодня на открытом занятии Тема нашего занятия – «Интервью в печатных СМИ». Девизом занятия послужат слова Р. Эмерсона «Беседа — искусство, в котором соперником выступает всё человечество».

На сегодняшнем занятии мы с вами ознакомимся с вопросами, связанными с подготовкой к интервьюированию, взятию интервью с соблюдением норм этики, и подготовим ваши материалы публикациям. От того, насколько вы правильно и грамотно усвоите материал, будет зависеть ваша компетентность, и вы сможете применять свои знания на практике при интервьюировнии.

2. Актуализация опорных знаний

Проверка практических навыков по изученным темам, проверка усвоения знаний, полученных на предыдущих занятиях осуществляется путем фронтального опроса.

Педагог: На прошлом занятии мы с вами говорили о публицистических жанрах, о правке текста, а также об интервью как жанре журналистики. Сегодня мы закрепим полученные знания, разберём этот жанр и его особенности, чтобы создать потом творческую работу, которую опубликуем в печатных СМИ. (Педагог раздает памятки «Интервью»)

1.Что такое интервью?

(Ребята должны рассказать о возникновении интервью и его видах).

2. Как вы думаете, почему интервью в журналистике считается самым сложным жанром?

Примерные ответы учащихся

Чтобы работать в этом жанре, необходимо уметь общаться с разными людьми, правильно строить беседу и излагать мысли.

Словарь необходимых терминов для ответов учащихся

Интервью - жанр публицистического стиля, в центре которого предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Интервьюер – человек, берущий интервью.

Интервьюируемый – человек, у которого берут интервью.

Интервьюировать – получить - получать интервью от кого-либо, взять - брать у кого-либо интервью.

3. Какие бывают формы интервью?

4. Расскажите о возникновении интервью, и интересных фактах этого жанра.

Формы интервью:

Диалог – корреспондент задаёт вопросы, а собеседник отвечает на них.

Полилог – в беседе участвует несколько человек, каждый из которых высказывает свою (иногда не совпадающую с мнением других участников беседы)

Педагог: Мне очень понравились ваши ответы. Молодцы - хорошо усвоили материал!


3.Изучение нового материала.

Итак, интервью – это техника сбора информации, которая передается как новость, репортаж, комментарий.

Интервью – самый трудный жанр в работе журналиста. Чтобы интервью получилось интересным, и было опубликовано, нужно тщательно подобрать кандидатуру интервьюируемого. Обязательно подготовить интересные вопросы , на которые бы интервьюируемый ответил легко и охотно.

А сейчас, ученик, расскажет нам о правилах подготовки, проведения и обработки интервью. Это позволит правильно собрать данные, которые впоследствии войдут в основу интервью (в зависимости от заданного жанра). (Презентация).

Педагог: Ребята, назовите виды печатных СМИ, в которых могут быть опубликованы интервью. Назовите известных тележурналистов, корреспондентов, которые работают в жанре интервью.

(Учащиеся называют: Андрей Малахов, Дмитрий Гордон, Владимир Познер, Максим Галкин, Светлана Харинская, Наталья Сердиченко, Светлана Ежова), и т.д.

Жанр интервью выступает в трех основных видах: интервью в печатных и электронных СМИ, интервью на радио и телевидении. И, конечно – газетное.

Газетное интервью, или, точнее, интервью в печатных СМИ отличается субъективностью подачи материала. Здесь журналист в праве опустить вопросы и ответы, которые он считает менее важными для достижения намеченной цели, и более полно и ярко изложить другие. Он может поменять порядок вопросов, если это необходимо. И в этом случае интервью, вышедшее на страницах газеты – это вовсе не точная копия разговора, проходившего между интервьюером и интервьюируемым.

Прямая запись интервью на лист для журналиста печатных и электронных СМИ практически невозможна, поскольку даже в грамотной речи содержится некоторый пласт слов-паразитов, повторов, заминок и т. п.

Кроме того, важным ограничителем, вынуждающим журналиста подавать материал опосредованно, является ограничение в знаках для газетной полосы. Это ограничение несущественно для независимых электронных СМИ, однако сайты конкретных изданий, как правило, напрямую зависят от материалов печатного издания, хотя иногда могут опубликовать и расширенную версию.

А сейчас послушайте сообщения класса.

«ИНТЕРВЬЮ И ЕГО ВИДЫ ОФОРМЛЕНИЯ В ИНТРЕНЕТ СМИ»

Все 3 предложенных для рассмотрения работы имеют одну, объединяющую их черту. В каждой из этих статей используется интервью.

Интервью́ — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. В некоторых случаях это происходит под запись или в прямом эфире.

Но, тем не менее, различие этих публицистических статей очевидно:

- репортаж;

- сторителлинг;

-«чистое» интервью;

Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Соответственно, актуальность данного текста совсем кратковременна. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Также стоит отметить, что в репортажах интернет СМИ довольно часто прибегают к использованию интервью. Для примера мы предлагаем ознакомиться с текстовым репортажем с Фестиваля Уличных Видов Спорта, прошедшего в Донецке осенью 2018 года.

Мы живем! Мы любим жить! А вы?

«Нам нужно сейчас заложить традиции. Нам нужно сейчас сформулировать некую культуру. То, чего нам не хватает для полноценного здорового образа жизни. И вот, сегодняшние ребята, которые будут демонстрировать свое умение на различных площадках. Они помогут нам приблизиться к этой цели» - именно с таких слов ВрИО Главы ДНР – Денис Пушилин началось главное событие молодежной культуры Республики.

Фестиваль уличных видов спорта, в котором приняли участие более 500 спортсменов – профессионалов и любителей, прошел 7 октября в Донецке. Площадкой проведения фестиваля стал парк Победы.

« Я считаю, что такие мероприятия нужно проводить не только в Донецке, но и во всех регионах нашей Республики. Потому что это та часть молодежи, которая выходит на улицы, тренируется на улицах, и у них нет возможности заниматься в спортзалах платно. И тем самым мы показываем, что вы не сами, мы для вас готовы все сделать. Только приходите и занимайтесь» — рассказал чемпион мира и Европы, общественный деятель — Роман Трошин

Помимо основной спортивной составляющей программы для гостей и участников фестиваля на открытии выступил чемпион кубка Европы по силовому жонглированию гирями и двукратный победитель первенства России – Богдан Дрожжин.

« Очень интересно, все на высоком уровне. Желаю, что бы как можно чаще проводились подобные мероприятия. Я с большим удовольствием выступлю, покажу себя, посоревнуюсь» - отметил спортсмен

В целом же, все, что происходило в тот день на площадках сложно объяснить законами физики. Такие фестивали — это отличный способ показать уровень подготовки спортсменов в Республике, а также привлечь молодое поколение

4. Подготовительный этап.

Подготовка к практической работе. Демонстрация видеоролика «Интервью с Сергеем Шнуровым»

- Известная истина гласит: «В мире нет дороже сокровища, чем душа человека». Сегодня мы с вами будем искать сокровища в своем собеседнике. Наша задача – найти «сокровище» в своем партнере по интервью, отыскать то, что, может быть, он и сам не знал о себе; помочь ему открыть себя как сокровище.

Вы должны составить вопросы к интервью, и каждый из вас возьмет интервью у гостей или учащихся. Лучшие интервью будут опубликованы в нашей кружковой газете «Блик»

Практическая часть

Метод интервью может быть использован не только в журналистике. Мы пользуемся им в процессе межличностной коммуникации, как одним из способов сбора информации: опрос пациента на приеме у врача, собеседование, допрос в суде, социологические опросы и т.д. Ключевой особенностью журналистского интервью является социальная значимость информации, актуальность тем, целью является не просто обмен сведениями между двумя людьми, а создание нового информационного продукта.

Педагог: У вас на столах разложены газеты и журналы. У каждого будет индивидуальное задание. Вам будет необходимо:

А) Найти интервью в газетах и журналах, подобрать собственный заголовок;

Б) Подобрать рифму к словам: интервью, журнал, газета, журналист;

В) Составить слова из предложенного слова: «журналистика», «газета»;

Г) Составить текст на одну букву.

Два примера составленных текстов:

Сегодня Света с Сережей съели сочные сливы. Петров Пётр Петрович приехал в палатку покупать помидоры. Прошёл полпалатки помидоров – пусто. Печально поехал Пётр Петрович Петров в Петрозаводск.

Физминутка

Индийская пословица гласит: «Дыхание правит всем». Встаньте, пожалуйста, ребята. Правильное дыхание нужно нам не только для поддержания здоровья, но и для красивой речи. По 5 раз вдыхаем воздух, только через нос, и оставляем его внутри в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.


Работа по карточкам.

А теперь, ребята, вы попробуете сами провести небольшое интервью. Сейчас каждый из вас вытягивает карточку.

(1 вариант ) Вопросы интервью:

1. Какая ваша любимая книга? Любимый фильм, телепередача?

2. Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим?

3. Продолжите, пожалуйста, предложение.

- Самое большое счастье в жизни – это…

- В жизни все зависит от…

- Думаю, я никогда не смогу…

Имя моей героини…..

Из разговора с ней мы узнали, что…. (какая любимая книга, передача, на кого бы хотела быть похожей…)

… (имя)  считает, что в жизни все зависит от…

Самый большой успех в жизни, по ее мнению, это…

….  (имя)  никогда не сможет….

Вывод: Во время интервью я узнала много нового о своем собеседнике, то, что она…

(2 вариант)

1. Какие люди были особенно интересны для тебя?

2. Было ли так, что подтверждалось твое впечатление об этом человеке?

3. Испытывал ли ты трудности в ходе проведения интервью?  В чем была причина затруднений?

1 вариант: Составить вопросы для интервью

2 вариант: Придумать вопросы директору для интервью.

7. Контрольный этап.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Готовые материалы, ваши интервью, готовы к публикациям.

- Чему научились, какие знания приобрели?

-  Как вы считаете, ребята, удалось ли нам на занятии при решении различных задач использовать и применить на практике знания по теме «Интервью в печатных СМИ»?

-  Нужно ли нам совершенствоваться в жанре интервью?

Педагог: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились!»

  1. Итог занятия

Подведение итогов, результатов занятия. Учащиеся дают самооценку своим работам. Отвечают на вопросы.

- Ребята, как вам работалось на занятии? Что было самым трудным? Что нового узнали?

- Какими умениями и навыками овладели?


Задание на дом: Взять интервью у своих друзей, а тему интервью вы придумаете сами.































Самоанализ занятия.

  1. Характеристика класса: на занятии присутствовало 7 учащихся.

  2. При планировании занятия были учтены возрастные и индивидуальные особенности.

  3. С детьми была проведена предварительная работа:

Упражнения, игры, задания, беседа.

  1. Занятие было связанно с предыдущими темами «Интервью».

  2. Ожидаемый результат:

По окончанию занятию дети смогут :

-анализировать интервью

-качественно брать интервью

-подготавливать вопросы для интервью

-подготавливать интервью для газетных публикаций.



  1. Цель занятия: обобщить и закрепить изученный материал, познакомить учащихся со способами профессионального взятия интервью, научить систематизировать и анализировать свою работу, способствовать дальнейшему формированию языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи.

  • Образовательные: ознакомление и расширение мировоззрения учащихся через работу в газетном публицистическом жанре «интервью».

  • Научить делать анализ готовых интервью, применять свои умения и знания на практике.

  • Развивающие: создать условия для совершенствования умений и навыков при взятии интервью, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся. Развивать самостоятельность, творческое мышление, внимание при планировании практических действий; стимулировать творческую мысль при интервьюировании.

  • Воспитательные: создать условия, обеспечивающие у учащихся воспитания к стремлению соблюдать этику журналиста. Создать условия, обеспечивающие у учащихся навыков самоконтроля, для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику, способствовать воспитанию внимательного отношения к русскому языку.

  1. Вид занятия: изучение новой темы

На занятии были реализованы следующие педагогические возможности:

-формирование в единстве знаний и умений

- снятие напряженности, неуверенности.

-здоровьесберегающие технологии.(дыхание)

-повышение интереса к окружающему миру, к людям

Назанятии были использованы различные методы и приемы:

-Метод формирования сознания личности.

-методы организации деятельности и формирования опыта

-проблемный вопрос

-наглядный метод

8. Считаю, что выбранное мною методы и приемы способствовали раскрытию темы занятия.

9.  Дифференцированный подход к детям проявился в сложности задаваемых дифференцированный вопросов
10.  Формы деятельности: фронтальная, групповая. Индивидуальная. Все это обеспечивало работоспособность в течение всего занятия.
11. Считаю, что удалось реализовать поставленные задачи.

подход к детям проявился в сложности задаваемых


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!