СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях новых образовательных стандартов»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер- класс раскрывает важность развития школьников на уроках изобразительгого искусства

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях новых образовательных стандартов»»

Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях новых образовательных стандартов»


Григорьева Елена Михайловна,

учитель изобразительного искусства

МАОУ «Гимназия №1»


Аннотация. Данный мастер-класс раскрывает важность развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства. Показывает, насколько будет эффективен урок, если учитель владеет современными методами и технологиями преподавания, обладает способностью саморазвития и совершенствования.


Цель: 

научить выполнять декоративную открытку, используя нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

- познакомить присутствующих с методами, приемами и формами работы, которые развивают творческие способности на уроках изобразительного искусства;

- показать практическую значимость использования данных приёмов работ на уроках изобразительного искусства и занятиях по внеурочной деятельности

Практическая значимость:

- данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, детей;

-предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках и занятиях по внеурочной деятельности всем учителям ИЗО, работающим по ФГОС.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация, гуашь, ватные палочки, трубочки, кисти, баночки с водой.

Продолжительность проведения: 15минут




Ход мастер-класса

1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представитьВашему вниманию мастер-класспо теме «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях новых образовательных стандартов».

- Многие хотят прожить творческую жизнь, создавать что - то новое, небывалое, необыкновенное, не только для себя, но и для окружающих. Конечно, не все мы одинаково творческие люди. Но что значит: быть творцом в школе?

- Я предлагаю вместе со мной окунуться в мир изобразительного искусства, в мир фантазии и творчества школьников.

2.Основная часть

   В. А. Сухомлинский  писал:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

     В Концепции преподавания предметной области «Искусство» подчеркивается, что в РФ как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» как нельзя лучше решает данные задачи.

Так например с учетом этнокультурных и национальных особенностей Оренбургской области в 5 классе в разделе «Народное художественное творчество- неиссякаемый источник самобытной красоты» можно расширить и рассмотреть такие темы:

Традиционные образы народного искусства родного края

Народные праздники Оренбургской области

Творчество мастеров Бугуруслана (Оренбуржья)

Знаменитый Оренбургский пуховый платок.

Таким образом, творческая деятельность будет связана с открытием нового знания и обнаружения в самом себе новых возможностей.

    В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания по изобразительному искусству.

На своих уроках я не требую от всех обучающихся одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений, поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают её в средства художественной деятельности, другие - достигают этого позже.

Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но они еще, возможно, не проявились. Именно поэтому я знакомлю детей с различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.

 В центре занятий по развитию творческих способностей стоят специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.

В своей работе я использую такие воспитательные установки:

1.Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка основополагающая. 2. Дети должны удивляться и восхищаться, так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.

3. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.

4. Работа строится так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). 5.Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество. 7.Научить ребёнка смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

6. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.

Уроки изобразительного искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.

Это можно создать при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных технологий.

В работе с детьми уделяю большое внимание применению таких методов, приемов обучения и форм работы, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Это методы:  

- художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

- единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

- сравнений (для активизации мышления);

- «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

- привлечения жизненного опыта детей;

- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

- исследовательский метод;

- словесно-иллюстративный метод.

Формы работы:

- коллективно - творческая деятельность;

- индивидуально практическая деятельность;

- игровые формы работы.

Но ведущей формой работы является игровая драматургия по изучаемой теме. В игре учащиеся приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал, причём форма игры вносит в это повторение активное, творческое начало. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.

Например «Преобразование». Умение перевоплощаться в кого-то или во что-то.

3 класс «Художник в цирке» (образ клоуна);

2 класс « О чем говорят украшения» (образ пирата и царя)

1 класс «Изображение и реальнось» (образ животного)

Разнообразие современных художественных материалов и инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

Например:

- аппликация и коллаж; - лепка (пластилин, соленое тесто); - бумагопластика; - роспись самостоятельно выполненных изделий; - рисование на ткани (батик); - витраж; - роспись по дереву и многое другое.

Большим успехом на уроках пользуются нетрадиционные техники рисования.

Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся содержат в себе различные виды и техники нетрадиционного изображения, которые я использую на своих уроках.

Детям очень нравится использовать на уроках такие техники как:

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования дети сначала получают спонтанные изображения. Затем дорисовывают детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Каракулеграфия

Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект.

Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Витраж или клеевые картинки.

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками.

Техника "Волшебные нитки".

Нитки нарезаем так, чтобы ими было удобно работать. Опускаем нить в краску, чтобы она пропиталась. Держать ее следует за кончик. Теперь нитку улаживаем аккуратно на лист бумаги и накрываем другим листом. Обязательно кончик нитки должен высовываться. Держим верхний лист, а ниточку вытягиваем.

Техника рисования солью - это превращение краски в волшебные узоры, благодаря кристалликам соли. Рисуем карандашом любой крупный рисунок. Наносим на рисунок клей и посыпаем солью ровным слоем. Когда клей высохнет, стряхиваем лишнюю соль и приступаем к волшебству.

Рисование мылом.

Для получения изображения на лист бумаги предварительно наносим любой жирный слой (например, мыло), сверху наносим краску. Рисунок получается нежным, пушистым. 

Оттиск печатками фруктов и овощей. 

Оттиск пенопластом, поролоном, смятой бумагой и многое другое.

Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

А сколько дома ненужных вещей - щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы!

3. Практическая часть .

(Работа с участниками мастер-класса )

Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Уверяю вас - это очень необычно и интересно. И сегодня мне хотелось бы представитьнаиболее интересные, на мой взгляд, нетрадиционные техники рисования.

Уважаемые коллеги, на ваших рабочих столах есть все необходимые материалы для создания открытки. Чтобы выполнить её необходимо сделать фон в технике по- сырому далее, раздувание краски и метод тычка.

Мы будем использовать две техники.

    1. Фон готов, приступим к выполнению веточки.

    2. Используем технику «Раздувание краски».

На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, берут трубочку. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

    1. Далее используем «метод тычка».

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.

(Выполнение работы участниками)

Такие работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применятся в оформлении школы и дома, где становятся прекрасными украшениями.


4. Заключение

Подводя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия.

Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому я настраиваюсь и веду себя так, будто весь класс состоит из потенциальных художников. Создаю условия, чтобы наиболее одаренные, скорее нашли свой путь, а все остальные приобрели ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, стали глубже понимать и ценить искусство. Помогаю детям раскрыть себя, и делаю это так, чтобы произошло это раньше.

- Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети - себя в этом мире, я - в восприятии детей.


- Сегодня я показала, что может сделать каждый ребёнок, каждый взрослый, используя самые доступные художественные материалы.

-Уважаемые коллеги! Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса, за чудесные открытки .

-Закончить своё выступление мне хочется словами Дмитрия Дмитриевича Шостаковича : «Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного

опыта нет искусства и нет творчества».

-Благодарю вас за работу!



ЛИТЕРАТУРА


  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский; изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1991.

  2. Валаханович, С. А. Преображение творчеством: Пособие для педагогов и организаторов общеобразовательных школ / С. А. Валаханович. - Мн.: Бел. наука, 2003.

  3. Зеленина, Е. Л. Играем, познаём, рисуем / Е. Л. Зеленина. - М.: Просвещение, 1996.

  4. Яковлева, Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е. Л. Яковлева. - М., 1998.

  5. Вегнер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Вегнер. - М.: Знание, 1973.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!