Мастер- класс по теме «Повторение на уроках русского языка при подготовке к ГИА- 9».
Подготовила и провела Шаповалова Галина Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская СОШ»
Организация повторения на уроках русского языка при подготовке к ГИА-9.
Эпиграфом к нашему семинару мы взяли фразу С. Соловейчика из книги «Учение с увлечением». «У хороших учителей на уроках ,только и делают, что повторяют».
Согласны ли вы с этим утверждением? Вот вам и тема для сочинения-рассуждения.
Я подумала над этим и сделала для себя печальное открытие, что неважный я учитель, так как у меня постоянно не хватает времени на повторение, а если больше ему уделить внимания, то не хватит времени на закрепление нового материала. И решила я что-то менять, ведь «повторенье-мать ученья. В этом мне не раз приходилось убеждаться. Это заставило меня по-новому выстраивать и постоянно совершенствовать свою работу.
Уроки повторения учитель планирует исходя из особенностей класса, с учётом того, насколько успешно в течение года были усвоены те или иные темы, с учётом пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся данного класса, с целью сохранения в рабочем состоянии приобретенных знаний и умений.
Очень плодотворным видом работы по повторению я считаю «ежедневную поурочную разминку», которую я применяю в своей работе. Вместе с проверкой д/з она составляет 10 минут Она должна состоять из следующих этапов:
1) «озвучивания» домашнего задания;
2) скандирования недельной порции «словарных» слов;
3) фонетической, или словообразовательной, или лексической части;
4) орфографической и синтаксической части.
Попробуем продемонстрировать вам эпизод орфографической разминки на примере повторения темы «Правописание корней с чередованием о - а».
Помогут мне в этом ученики 9-а класса. Для повторения мы используем перфокарту.
1. слагать, прилагательное, излагать
2. растение, срослись, росток
3. касался, касательная, прикасался
4. сгорел, пригоревший, угар
5. заря, зарничный, зарница
Записываем только а или о, в конце строки – корень.
Такую же работу провожу по правописанию при-пре,приставок на –з- -с, и\е в корнях и др.
Приём «Повторение с расширением» с ежеурочной «разминкой» на уроках русского языка можно рекомендовать к использованию в работе по разным программам во всех классах, а особенно в 9-11 при подготовке к ГИА и ЕГЭ, так как:
во-первых, повторение с «разминкой» позволяет держать в памяти давно изученный материал, то есть сохранять в рабочем состоянии приобретённые знания и умения.
во-вторых, данный вид работы не занимает много времени (не более 10 минут).
в-третьих, постоянный тренинг даёт результат, то есть повышается орфографическая, пунктуационная зоркость.
в-четвёртых, на каждом уроке можно повторять вопросы из разных разделов русского языка.
в-пятых, в связи с введением ЕГЭ,- это один из путей подготовки к тестированию учащихся старших классов.
в-шестых, всё перечисленное способствует развитию активности учащихся, повышению ответственности за выполнение учебного труда, воспитанию у них интереса к русскому языку, желанию и умению трудиться, если виден хороший результат.
ГИА-9и ЕГЭ по русскому языку являются обязательными, и потому перед нами стоит главная задача: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. К тому же, теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро, без ошибок заполнять бланки, знать требования к сжатому изложению, сочинению и т.д.
Организацию повторения начинаю с информационного этапа, т.е. знакомлю с тем, что необходимо повторить, чтобы хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен.
Следующий этап - обеспечение всех учащихся сборниками типовых экзаменационных вариантов для подготовки к ГИА-9. В нашем случае, это сборник под редакцией И. П. Цыбулько (28 и 36 вариантов).
Большую помощь оказывают дополнительные занятия, позволяющие повторить грамматику языка, собрать разрозненные правила в чёткую структуру.
Таким образом, задания, которые при этом выполняются, схожи с теми, которые ученики будут решать во время экзамена.
В результате, складывается чёткое и ясное представление о том, как им подходить к тому или иному заданию. Кроме того, можно уделить внимание каждому учащемуся, ответить на его вопросы ,объяснить ему ещё раз в более доступной форме.
В современных условиях есть много возможностей сделать повторение эффективным и плодотворным. Я знаю, большинство из вас знает и применяет различные методы и приёмы в своей работе. А новые формы аттестации требуют подготовки к ней, а значит - повторения.
В своей работе я использую различные педагогические технологии.
На современном этапе существует много классификаций педагогических технологий. Я предлагаю вам версию Горбич Ольги Ивановны, кандидата пед. наук, доцента кафедры русской словесности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, автора учебных пособий по современным педагогическим технологиям в обучении.
Начинаю повторение с диагностики каждого ученика по схеме ,учитывая способности каждого.
Полученные результаты ложатся в основу деления учеников на группы.
Однако, необходимо учитывать, что ученик может(и должен!) передвигаться из одной группы в другую, поэтому провожу подобную диагностику примерно раз в полгода, т.е. стараюсь давать шанс детям.
Ученики, испытывающие трудности, т. е. которые «на пути к успеху» , получают посильные задания и работают под руководством и контролем консультантов, которых они выбирают сами , чтобы обстановка была комфортной при повторении материала.
Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.
Обобщающее повторение невозможно без схем , таблиц, опор. Так, например, составление схем или таблиц помогает воспроизвести в памяти пройденный материал более образно и зримо. Поэтому, повторяя, мы составляем их.Составление таблицы «Условия написания а - о в корнях с чередованием».
Постоянно в своей работе использую презентации , составленные учениками, взятыми из интернета, собственными.
При подготовке к сжатому изложению использую разные презентации, для повторения приёмов сжатия, так как применение их оценивается при выполнении этого вида экзаменационной работы. Вот одна из них.(Слайд-презентация).
При подготовке второй части ГИА-9, т.е. тестовых заданий , пользуемся сборниками типовых тестовых заданий Ирины Петровны Цыбулько. Начинаем работу по ним уже во втором полугодии 8 класса. Тогда же мы, готовясь по тестам, заполняем диагностические карты.
По мере её заполнения, каждый ученик самостоятельно выявляет «белые пятна» в знаниях.
Перед выполнением заданий договариваемся и понимаем ,что самостоятельность и честность - главное условие хорошей подготовки и удачной сдачи экзамена. Так как, ошибаясь сейчас, ученик имеет возможность заявить о своих проблемах и решить их до ГИА-9 , приобретя т. о. уверенность в своих знаниях. Этому способствует анализ ошибок, допущенных в тестах и составление на его основе индивидуального плана их ликвидации.
Затем каждый ученик работает по нему самостоятельно и под руководством консультантов. отвечая им или учителю, отрабатывая темы, вызвавшие затруднения. о чём свидетельствуют оценки и подписи ученика и учителя. В результате проведённой работы КДР № 2 была выполнена со следующими показателями:
Что касается третьей части ГИА-9,то существует много способов, схем, методик, помогающих в подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Какие темы будут на экзамене, пока мы не знаем, поэтому мы повторяем всё, начиная с разделов лингвистики, термины, различные выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, однородные члены и другие, их роль в тексте. Для этого также использую и составление таблиц, и схем, и презентаций.
«Переводим с русского на русский» фразы из сборника И.П. Цыбулько.
В результате этой работы я сделала вывод, что многие лингвистические термины ребята или не помнят, или помнят весьма приблизительно.
Что касается композиции сочинения - рассуждения, с ней мы знакомим учеников ещё в пятом классе, но, как показали итоги КДР от 04.04.2019г., что есть ученики, не совсем усвоили строение сочинения этого типа. Тогда я решила применить схему, которая, на мой взгляд, облегчает процесс написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Это ФИШБОУН.
Хотя она придумана не для уроков русского языка, но вполне возможно её применение при подготовке к сочинению-рассуждению. Эту схему называют «рыбьим скелетом», она облегчает творческий процесс, её применяют, когда нужно показать причинно- следственные связи
Возникает вопрос: стоит ли строить такую схему, если есть традиционный план сочинения-рассуждения? Вспомним, что форма содержательна. Фишбоун четко показывает главенствующее положение тезиса в сочинении, вытекающие из него аргументы, основанные на примерах из текста и приводящие к закономерному выводу. На практике «рыба»- рассуждение обычно остается без головы или…
Превращение полученного скелета в полноценное сочинение - это самостоятельное творчество ученика. Можно повторять эту часть ГИА-9 и с помощью презентаций, вот одна из них.
Подытоживая всё сказанное, мне хотелось бы сказать, что одним из важнейших принципов нашей работы при подготовке к ГИА-9 и ЕГЭ является никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала по русскому языку
.