СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по литературе»

Мастер - класс "Технология продуктивного чтения на уроках в основной школе"

Эпиграф: Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

                       К.Д.Ушинский





  1. Технология - это последовательность этапов работы.

2. Продуктивное образовано от слова «продукт».

3. Что может быть продуктом чтения? Конечно, результат. Какой?

Понимание смысла прочитанного и восприятие прочитанного текста.

Восприятие – это включение человека в чтение.

  1. А что значит включиться в чтение?    

 Читаем – и представляем картины, героев, ставим себя на место героев.

Читаем – и переживаем, участвуем в действии, задумываемся над содержанием,

предполагаем конец истории.

Читаем  - смеемся, грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Целью технологии является формирование умения самостоятельно понимать текст. 

Задача учителя – сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

- У всех на столах лежат тексты Валентина Беспалова.

Сила слова

Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:

– Эй, ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!

Но камень – ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился.

В это время к камню подъехал всадник.

Путник ему и говорит:

– Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт!

Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь оттащил камень с дороги.

– Вот это другое дело, удовлетворённо сказал путник.

– Э-э, нет, – ответил всадник. – слово-то всё-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.


Начинаем I этап работы. Работа с текстом до чтения.       

Цель -   прогнозирование будущего чтения

 «Доскажи словечко».

« Сила…. ( чего может быть?).

Прочитайте название текста.

  1. Можно ли определить тему этого текста только по названию?

  2. Посмотрите на текст, не читая. Обратите внимание на выделенные слова.

  3. Выделите героев произведения по выделенным словам (просмотровое чтение).

  4. Кто же будет испытывать силу слова?

  5. А вы знаете, кто такой всадник? А кого можно назвать путником?

  6. Давайте узнаем значения этих слов в толковом словаре.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста

1. Первичное чтение текста. Чтение с остановками.

- Давайте узнаем, как проверяли силу слова наши герои. Прочитайте начало текста.

Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:

– Эй, ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!

- Как вы думаете, обрело ли в этой ситуации слово свою силу?

- Предположите, помогло ли оно убрать камень с дороги?

- Давайте докажем наше предположение дальнейшим чтением.

Но камень – ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился.

В это время к камню подъехал всадник.

- Снова остановимся и давайте пофантазируем и поиграем в игру « Фантастическая добавка», какие события могли произойти далее.

- А теперь давайте узнаем, что произошло далее.

- Продолжаем читать.

Путник ему и говорит:

– Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете.

- Правильную ли мысль высказал путник? А как вы думаете, он сам с ней был согласен или нет? Докажите выдержкой из текста.

Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт!

- Что же произошло дальше. Давайте узнаем из текста.

Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь оттащил камень с дороги.

- Испытывал ли всадник в этой ситуации силу слова и была ли в этом необходимость?

Читаем дальше.

– Вот это другое дело, - удовлетворённо сказал путник.

- А как вы думаете, всадник имел то же самое мнение о силе слова, что и путник? Давайте узнаем.

– Э-э, нет, – ответил всадник. – слово-то всё-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.

- Как вы поняли эти слова? В чем же настоящая сила слова?

(Сила слова способна исцелить или убить, строить или разрушить, уничтожить или созидать, подарить надежду или забрать. ... Слово – настоящий живой организм, который растет, меняется, распространяется и влияет на весь мир и людей в нем. Конечно, каждый из нас имеет право на свободу слова, однако последствия от них могут быть разными.) 

- Слово действительно имеет силу, только нужно правильно его применять, а не бросать слова на ветер.

- Как называется неделимое сочетание « бросать слова на ветер». Это фразеологизм. - Что означает?

- Какие пословицы о ценности слова вы знаете?

  • Острое словечко колет сердечко.

  • Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

  • Где доброе слово скажется, там и добро окажется.

  • От слова спасение и от слова погибель.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Пустое слово, как солома — много местом, да мало весом.

  • Доброе молчание лучше пустого бормотания.

- Выберете из данных пословиц ту, которая более всего подходит к нашему тексту.

- Объясните свой выбор.

- Сделайте вывод, когда слово сможет обрести силу?

Только тогда слово будет иметь силу, если использовать его с умом и подкреплять делом.

- Чему же учит сказка?

- Сказка учит не говорить впустую, а совершать добрые дела.


III этап. Работа с текстом после чтения.

Прием «Кубик Блума». Суть этого педагогического приема заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

  • почему;

  • придумай;

  • поделись;

  • назови;

  • предложи;

  • объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них.

Один ученик должен бросить кубик, продолжить вопрос, который нужно задать по тексту.

А другой ответить на этот вопрос.

- Почему сказка имеет такое название? ( Автор хотел показать, в каких случаях нужно действовать, а в каких- говорить, например, попросить о помощи)

-Придумай свое продолжение сказки.

-Поделись с друзьями информацией о том, какие слова могут иметь волшебную силу?

-Назови главных героев сказки.

- Предложи, чтобы ты изменил в сказке.

-Объясни, в чем же главный смысл этой сказки.

Вывод. Применение технологии продуктивного чтения помогает обучающимся понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, развивать умение интерпретировать текст на основе личностного восприятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!