ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Мастер-класс
Цель:
- показать эффективные методы и приемы изучения темы «Проценты» в основной школе.
Проблемы:
- Понятие целого и его частей неправильно сформировано в начальной школе.
- Формирование понятия «процента» происходит в 5-6 классах, дальнейшее его развитие происходит периодически, т. к. связано со способами действий.
- Недостаточно используется символическая наглядность, как при формировании понятия процента, так и при изучении основных типов задач.
Основные этапы в изучении темы «Проценты»:
Решение задач с помощью прогрессий.
Решение задач с помощью уравнений.
Решение более сложных в техническом отношении задач.
Основные задачи на проценты,
решаемые арифметически.
Формирование понимания процента
как специального способа выражения доли величины.
Формирование понимания процента как специального способа выражения доли величины.
- Упражнения, направленные на осознанное усвоение материала:
Для каждой фразы из левого столбца подберите соответствующую фразу в правом:
1. 100% учащихся школы а) половина всех учащихся школы
2. 25% учащихся школы б) все учащиеся школы
3. 10% учащихся школы в) четверть всех учащихся
4. 50% учащихся школы г) десятая часть всех учащихся.
- Задания, в которых требуется заштриховать, закрасить, начертить, вырезать часть фигуры.
Какая часть прямоугольника заштрихована?
Выразите эту часть в процентах.
в)
а)
б)
г)
- Неявное использование процентов
(типично для средств массовой информации).
Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения:
а) 10 москвичей из каждых 100 нуждаются в улучшении жилья;
б) 43 человека из каждых 100 доверяют гороскопам и постоянно читают их;
в) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики;
г) из каждых 100 жителей Брянска 25 имеют домашних животных.
- Формулировки некоторых задач в развернутом виде, т.е. к рассматриваемому в условии сюжету поставлены не один, а несколько вопросов.
Средняя пенсия в России составляет 6000 р. К 2010 году она увеличится на 30%.
- На сколько рублей увеличится пенсия?
- Какой она станет к концу 2010 года?
5. Специальная серия задач посвящена трудному вопросу об увеличении на 200%, 300% и т.д. Так учащиеся постепенно подходят к пониманию того, что, например, увеличение на 100% - это тоже самое, что увеличение в 2 раза и т.д.
- Соедините стрелками утверждения, означающие одно и то же
Расходы увеличились в 1,5 раза
Расходы уменьшились в 1,5 раза
Расходы увеличились на 100%
Расходы увеличились наполовину
Расходы увеличились на 50%
Расходы увеличились вдвое
Расходы уменьшились на 50%
Расходы уменьшились наполовину
Расходы уменьшились на 30%
Расходы уменьшились вдвое
Расходы уменьшились примерно на треть
Расходы удвоились
- Какие из утверждений означают одно и то же?
Разнесите их по соответствующим столбцам.
Величины относятся как 1:2
Величины относятся как 1:4
Одна величина вдвое меньше другой
Одна величина в 4 раза меньше другой
Одна величина составляет от другой 50 %
Вторая величина на 300 % больше первой
Вторая величина на 100 % больше первой
Первая величина на 75 % меньше второй
Первая величина на 300 % меньше второй
Первая величина составляет от второй 25 %
Решить задачу:
- В двух библиотеках было одинаковое количество книг. Через год в первой библиотеке число книг увеличилось на 50%, а во второй – в 1,5 раза. В какой библиотеке книг стало больше?
Основные задачи на проценты, решаемые арифметически
- Усвоение некоторых эквивалентов:
- Усвоение некоторых эквивалентов:
- Усвоение некоторых эквивалентов:
- Усвоение некоторых эквивалентов:
- 25 % величины – это ¼ данной величины;
- половина некоторой величины – это 50% ;
- 30% величины втрое больше, чем 10% и т.п.
дробь
десятичная дробь
1/4
проценты
1/10
0,5
1/50
20%
0,05
100%
1 %
0,25
1/10
Реставрационная мастерская
70 %
Даны квадраты , ответить на вопросы.
- Какая часть квадрата заштрихована?
- Выразите заштрихованную часть десятичной дробью.
- Сколько процентов квадрата заштриховано?
- Сколько процентов квадрата не заштриховано?
Основные задачи на проценты:
1. Нахождение процента от числа:
Дробь от числа хотим найти?
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
80%
?
200
Основные задачи на проценты:
2. Нахождение числа по его дроби
Коль число по части вдруг
Отыскать решите,
То на данную вам дробь
Часть ту разделите.
80%
160
?
Основные задачи на проценты:
3. Что показывает частное двух чисел?
- 3. Что показывает частное двух чисел?
- 3. Что показывает частное двух чисел?
- 3. Что показывает частное двух чисел?
?
160
200
Общие формулы:
- P% от A→A∙(P/100)
- B – это P%, тогда 100% → B:(P/100)
- А от В,→(A/B)∙100%
- А увеличить на Р% → A+A∙(P/100)=A∙(1+P/100)
- А уменьшить на Р% → A-A∙(P/100)=A∙(1-P/100)
где А, В – некоторые величины.
Проценты
17%
Число, соответствующее этим процентам
20%
Целое число
34
90
400
450
Важно!
Формировать умение делать прикидку или оценку результата вычислений.
- Перед Новым годом магазин снизил цены на товары на 25%. На сколько примерно рублей понизилась цена товара, если до снижения она составляла
799 руб.? 1980 руб.? 11890 руб.?
- Часть фигуры заштрихована. Определите, какой примерно процент фигуры заштрихован, выбрав наиболее подходящий ответ из данных.
а) 40%
б) 50%
а) 40%
б ) 60%
в) 80%
а) 10%
б) 40%
в) 60%
- Плата за коммунальные услуги составляет 800 рублей. Сколько придется платить за коммунальные услуги после их подорожания на 6 %?
а) 48 р. б) 480 р. в) 806 р. г) 848 р.
Решение более сложных в техническом отношении задач
После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 рубля.
Сколько стоила книга до повышения цены?
Решение . Первоначальная цена книги составляет 100%. Поэтому 52 руб., т.е. цена после подорожания, составляет 100%+30%=130% от первоначальной цены. Теперь можно решить задачу на нахождение величины по известному ее проценту.
Рассуждать можно по-разному:
1% – это 52: 130=0,4(руб.), а 100% – это 0,4* 100=40(руб.);
10% – 52:13=4(руб.), 100% – это 4*10=40(руб.);
130% – это 1,3, поэтому 52 руб. составляют 1,3 первоначальной цены, а поэтому первоначальная цена равна 52:1,3=40(руб.).
- Книга дороже альбома на 25%. На сколько процентов альбом дешевле книги? Вся методика обучения решению задач, принятая в учебнике, позволяет показать учащимся наглядный способ их решений с помощью рисунков (см. рис. 5). Хотя, конечно, эти задачи можно решать и арифметически.
Решение : Цена альбома – 100%. Изобразим ее каким–либо отрезком. Увеличим этот отрезок на 25% т.е. на его части; получим отрезок, соответствующий цене книги.
Теперь цена книги составляет 100%. Она изображена большим отрезком. Цена альбома меньше цены книги на этого отрезка. Так как составляет 20%, то альбом дешевле книги на 20%.
Цена книги – 100%
Цена альбома – 100%
Цена альбома
Цена книги
на 25% больше
на 20% меньше
В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет.
Сколько детей до 16 лет среди городского населения?
Для решения задачи можно привести рисунок. Нужно обсудить с учащимися действия решения задачи.
Найти число городского населения из числа всех жителей России.
Из числа городских жителей найти число детей до 16 лет.
70%
100%
23%
Дети до 16 лет
Жители России
Городское население
Ответ : 24,15 миллионов.
Решение задач с помощью уравнений
Решение задач с помощью пропорций
В сахарной свекле содержится 18.5% сахара. Сколько сахара содержится в 38,5 т сахарной свеклы?
100 %
38 т
18,5 %
X т
В лыжной секции занимаются 80 учащихся. Среди них 32 девочки. Какой процент участников секции составляют девочки?
100 %
80 уч
X %
32уч
Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?
100 %
X лип
57 лип
95 %
Решение задач с помощью уравнений
Решение задач с помощью линейных уравнений
За первый год предприятие увеличило выпуск продукции на 20%. В следующем году выпуск увеличился на 15%.
На сколько процентов вырос выпуск продукции по сравнению с первоначальным?
X 1.2х * 1.15 =1.38х.
Предприятие уменьшило выпуск продукции на 20%.
На сколько процентов необходимо теперь увеличить выпуск продукции, чтобы достигнуть первоначального уровня?
Х 0,8х р*0,8х=х р=1,25.
Цену на товар сначала увеличили на 30%, затем через некоторое время снизили на 30%.
Сравните первоначальную и новую цену товара.
Х 1.3х 1.3х*0,7= 0,91х.
Решение задач с помощью уравнений
Задачи на смеси и сплавы
Сколько граммов воды надо добавить к 80 г раствора, содержащего 15% соли, чтобы получить 12% раствор?
соль
соль
H 2 O
H 2 O
H 2 O
15%
12%
х г
(80+ x ) г
80 г
(X+80)∙0,12=80∙0,15
Сколько граммов 30% -го раствора соли надо добавить к 80 г 12% - го раствора этой же соли, чтобы получить 20% раствор?
H 2 O
соль
H 2 O
H 2 O
соль
соль
30%
70 %
80%
20%
88%
12%
x г
80 г
(х+80) г
0,3х + 0,12∙80 = 0,2(х +80)
Решение задач с помощью уравнений
Задачи, решаемые с помощью систем.
Имеется лом стали двух сортов, причем первый сорт содержит 10% никеля, а второй 30%. На сколько тонн больше стали второго сорта нужно взять, чем первого, чтобы получить 200 т стали с содержанием никеля 25%?
Для решения этой задачи лучше составить систему уравнений.
никель
никель
никель
X+Y=200
10%
25%
30%
0,1∙X+0,3∙Y=50
X т
Y т
200 т
В колбу налили некоторое количество 60%-го раствора соли и некоторое количество 80%-го раствора этой же соли. Получили 35 мл раствора, содержащего 72% соли. Сколько миллилитров каждого раствора налили в колбу?
Решите задачу, используя следующий план:
- Обозначьте буквами количество 60%-го и 80%-го растворов соли.
- Запишите уравнение, связывающее эти две величины и общее количество раствора.
- Определите количество соли в получившемся растворе.
- Запишите уравнение, связывающее количество соли в 60%-ном, 80%-ном и получившихся растворах.
- Составьте систему и решите ее.
Решение задач с помощью прогрессий
Задача 1: Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и милиционер наложил на него штраф в 100 р. Штраф необходимо уплатить до 5 марта, после чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня (от латинского слова poena – наказание) в размере 2% от суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит уплату штрафа на 10 дней?
Величина штрафа будет расти в арифметической прогрессии, где
а 1 =100; d=100∙0,02=2; а 11 =100 + 10∙2 =120 р.
Ответ: 120 р.
Решение задач с помощью прогрессий
Задача 2: Начальный вклад клиента сбербанка составил 100 тыс. рублей. Зная, что процентная ставка сбербанка 10% годовых, определить, какая сумма будет на счете этого клиента:
через год; через 2 года; через 5 лет; через 6 лет?
Задача 3: Цена товара была дважды снижена на одно и то же число процентов. На сколько процентов снижалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 2000 рублей, а окончательная 1805 рублей?
2000 2000q 2000q²
2000q²=1805; q²=0,9025; q=0,95; 1- 0,95= 0,05= 5%