СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Обучение решению задач на проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение решению задач на проценты"»

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Мастер-класс

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Мастер-класс

Цель: показать эффективные методы и приемы изучения темы «Проценты» в основной школе. Проблемы: Понятие целого и его частей неправильно сформировано в начальной школе. Формирование понятия «процента» происходит в 5-6 классах, дальнейшее его развитие происходит периодически, т. к. связано со способами действий. Недостаточно используется символическая наглядность, как при формировании понятия процента, так и при изучении основных типов задач.

Цель:

  • показать эффективные методы и приемы изучения темы «Проценты» в основной школе.

Проблемы:

  • Понятие целого и его частей неправильно сформировано в начальной школе.
  • Формирование понятия «процента» происходит в 5-6 классах, дальнейшее его развитие происходит периодически, т. к. связано со способами действий.
  • Недостаточно используется символическая наглядность, как при формировании понятия процента, так и при изучении основных типов задач.
Основные этапы в изучении темы «Проценты»: Решение задач с помощью прогрессий. Решение задач с помощью уравнений. Решение более сложных в техническом отношении задач. Основные задачи на проценты, решаемые арифметически. Формирование понимания процента как специального способа выражения доли величины.

Основные этапы в изучении темы «Проценты»:

Решение задач с помощью прогрессий.

Решение задач с помощью уравнений.

Решение более сложных в техническом отношении задач.

Основные задачи на проценты,

решаемые арифметически.

Формирование понимания процента

как специального способа выражения доли величины.

Формирование понимания процента как специального способа выражения доли величины. Упражнения, направленные на осознанное усвоение материала:   Для каждой фразы из левого столбца подберите   соответствующую фразу в правом: 1. 100% учащихся школы а) половина всех учащихся школы 2. 25% учащихся школы б) все учащиеся школы 3. 10% учащихся школы в) четверть всех учащихся 4. 50% учащихся школы г) десятая часть всех учащихся.

Формирование понимания процента как специального способа выражения доли величины.

  • Упражнения, направленные на осознанное усвоение материала:

Для каждой фразы из левого столбца подберите соответствующую фразу в правом:

1. 100% учащихся школы а) половина всех учащихся школы

2. 25% учащихся школы б) все учащиеся школы

3. 10% учащихся школы в) четверть всех учащихся

4. 50% учащихся школы г) десятая часть всех учащихся.

Задания, в которых требуется заштриховать, закрасить, начертить, вырезать часть фигуры. Какая часть прямоугольника заштрихована? Выразите эту часть в процентах. в) а) б) г)
  • Задания, в которых требуется заштриховать, закрасить, начертить, вырезать часть фигуры.

Какая часть прямоугольника заштрихована?

Выразите эту часть в процентах.

в)

а)

б)

г)

Неявное использование процентов  (типично для средств массовой информации). Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения: а) 10 москвичей из каждых 100 нуждаются в улучшении жилья; б) 43 человека из каждых 100 доверяют гороскопам и постоянно читают их; в) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики; г) из каждых 100 жителей Брянска 25 имеют домашних животных.
  • Неявное использование процентов

(типично для средств массовой информации).

Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения:

а) 10 москвичей из каждых 100 нуждаются в улучшении жилья;

б) 43 человека из каждых 100 доверяют гороскопам и постоянно читают их;

в) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики;

г) из каждых 100 жителей Брянска 25 имеют домашних животных.

Формулировки некоторых задач в развернутом виде, т.е. к рассматриваемому в условии сюжету поставлены не один, а несколько вопросов. Средняя пенсия в России составляет 6000 р. К 2010 году она увеличится на 30%. На сколько рублей увеличится пенсия? Какой она станет к концу 2010 года?
  • Формулировки некоторых задач в развернутом виде, т.е. к рассматриваемому в условии сюжету поставлены не один, а несколько вопросов.

Средняя пенсия в России составляет 6000 р. К 2010 году она увеличится на 30%.

  • На сколько рублей увеличится пенсия?
  • Какой она станет к концу 2010 года?
 5. Специальная серия задач посвящена трудному вопросу об увеличении на 200%, 300% и т.д. Так учащиеся постепенно подходят к пониманию того, что, например, увеличение на 100% - это тоже самое, что увеличение в 2 раза и т.д. Соедините стрелками утверждения, означающие одно и то же Расходы увеличились в 1,5 раза Расходы уменьшились в 1,5 раза Расходы увеличились на 100% Расходы увеличились наполовину Расходы увеличились на 50% Расходы увеличились вдвое Расходы уменьшились на 50% Расходы уменьшились наполовину Расходы уменьшились на 30% Расходы уменьшились вдвое Расходы уменьшились примерно на треть Расходы удвоились

5. Специальная серия задач посвящена трудному вопросу об увеличении на 200%, 300% и т.д. Так учащиеся постепенно подходят к пониманию того, что, например, увеличение на 100% - это тоже самое, что увеличение в 2 раза и т.д.

  • Соедините стрелками утверждения, означающие одно и то же

Расходы увеличились в 1,5 раза

Расходы уменьшились в 1,5 раза

Расходы увеличились на 100%

Расходы увеличились наполовину

Расходы увеличились на 50%

Расходы увеличились вдвое

Расходы уменьшились на 50%

Расходы уменьшились наполовину

Расходы уменьшились на 30%

Расходы уменьшились вдвое

Расходы уменьшились примерно на треть

Расходы удвоились

Какие из утверждений означают одно и то же?  Разнесите их по соответствующим столбцам. Величины относятся как 1:2 Величины относятся как 1:4 Одна величина вдвое меньше другой Одна величина в 4 раза меньше другой Одна величина составляет от другой 50 % Вторая величина на 300 % больше первой Вторая величина на 100 % больше первой Первая величина на 75 % меньше второй Первая величина на 300 % меньше второй Первая величина составляет от второй 25 %
  • Какие из утверждений означают одно и то же?

Разнесите их по соответствующим столбцам.

Величины относятся как 1:2

Величины относятся как 1:4

Одна величина вдвое меньше другой

Одна величина в 4 раза меньше другой

Одна величина составляет от другой 50 %

Вторая величина на 300 % больше первой

Вторая величина на 100 % больше первой

Первая величина на 75 % меньше второй

Первая величина на 300 % меньше второй

Первая величина составляет от второй 25 %

Решить задачу: В двух библиотеках было одинаковое количество книг. Через год в первой библиотеке число книг увеличилось на 50%, а во второй – в 1,5 раза. В какой библиотеке книг стало больше?

Решить задачу:

  • В двух библиотеках было одинаковое количество книг. Через год в первой библиотеке число книг увеличилось на 50%, а во второй – в 1,5 раза. В какой библиотеке книг стало больше?
Основные задачи на проценты,  решаемые арифметически Усвоение некоторых эквивалентов: Усвоение некоторых эквивалентов: Усвоение некоторых эквивалентов: Усвоение некоторых эквивалентов:  25 % величины – это ¼ данной величины;  половина некоторой величины – это 50% ;  30% величины втрое больше, чем 10% и т.п. дробь десятичная дробь 1/4 проценты 1/10 0,5 1/50 20% 0,05 100% 1 %

Основные задачи на проценты, решаемые арифметически

  • Усвоение некоторых эквивалентов:
  • Усвоение некоторых эквивалентов:
  • Усвоение некоторых эквивалентов:
  • Усвоение некоторых эквивалентов:
  • 25 % величины – это ¼ данной величины;
  • половина некоторой величины – это 50% ;
  • 30% величины втрое больше, чем 10% и т.п.

дробь

десятичная дробь

1/4

проценты

1/10

0,5

1/50

20%

0,05

100%

1 %

0,25   1/10 Реставрационная мастерская  70 %

0,25

1/10

Реставрационная мастерская

70 %

Даны квадраты , ответить на вопросы. Какая часть квадрата заштрихована? Выразите заштрихованную часть десятичной дробью. Сколько процентов квадрата заштриховано? Сколько процентов квадрата не заштриховано?

Даны квадраты , ответить на вопросы.

  • Какая часть квадрата заштрихована?
  • Выразите заштрихованную часть десятичной дробью.
  • Сколько процентов квадрата заштриховано?
  • Сколько процентов квадрата не заштриховано?
Основные задачи на проценты: 1. Нахождение процента от числа: Дробь от числа хотим найти? Не надо мам тревожить. Нам надо данное число На эту дробь умножить. 80% ? 200

Основные задачи на проценты:

1. Нахождение процента от числа:

Дробь от числа хотим найти?

Не надо мам тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

80%

?

200

Основные задачи на проценты: 2. Нахождение числа по его дроби Коль число по части вдруг Отыскать решите, То на данную вам дробь Часть ту разделите. 80% 160 ?

Основные задачи на проценты:

2. Нахождение числа по его дроби

Коль число по части вдруг

Отыскать решите,

То на данную вам дробь

Часть ту разделите.

80%

160

?

Основные задачи на проценты: 3. Что показывает частное двух чисел? 3. Что показывает частное двух чисел? 3. Что показывает частное двух чисел? 3. Что показывает частное двух чисел?      ? 160 200

Основные задачи на проценты:

3. Что показывает частное двух чисел?

  • 3. Что показывает частное двух чисел?
  • 3. Что показывает частное двух чисел?
  • 3. Что показывает частное двух чисел?

?

160

200

Общие формулы: P% от A→A∙(P/100) B – это P%, тогда 100% → B:(P/100) А от В,→(A/B)∙100% А увеличить на Р% → A+A∙(P/100)=A∙(1+P/100) А уменьшить на Р% → A-A∙(P/100)=A∙(1-P/100) где А, В – некоторые величины. Проценты 17% Число, соответствующее этим процентам 20% Целое число 34 90 400 450

Общие формулы:

  • P% от A→A∙(P/100)
  • B – это P%, тогда 100% → B:(P/100)
  • А от В,→(A/B)∙100%
  • А увеличить на Р% → A+A∙(P/100)=A∙(1+P/100)
  • А уменьшить на Р% → A-A∙(P/100)=A∙(1-P/100)

где А, В – некоторые величины.

Проценты

17%

Число, соответствующее этим процентам

20%

Целое число

34

90

400

450

Важно! Формировать умение делать прикидку или оценку результата вычислений. Перед Новым годом магазин снизил цены на товары на 25%. На сколько примерно рублей понизилась цена товара, если до снижения она составляла  799 руб.? 1980 руб.? 11890 руб.?

Важно!

Формировать умение делать прикидку или оценку результата вычислений.

  • Перед Новым годом магазин снизил цены на товары на 25%. На сколько примерно рублей понизилась цена товара, если до снижения она составляла

799 руб.? 1980 руб.? 11890 руб.?

Часть фигуры заштрихована. Определите, какой примерно процент фигуры заштрихован, выбрав наиболее подходящий ответ из данных. а) 40% б) 50% а) 40% б ) 60%  в) 80% а) 10% б) 40% в) 60% Плата за коммунальные услуги составляет 800 рублей. Сколько придется платить за коммунальные услуги после их подорожания на 6 %?  а) 48 р. б) 480 р. в) 806 р. г) 848 р.
  • Часть фигуры заштрихована. Определите, какой примерно процент фигуры заштрихован, выбрав наиболее подходящий ответ из данных.

а) 40%

б) 50%

а) 40%

б ) 60%

в) 80%

а) 10%

б) 40%

в) 60%

  • Плата за коммунальные услуги составляет 800 рублей. Сколько придется платить за коммунальные услуги после их подорожания на 6 %?

а) 48 р. б) 480 р. в) 806 р. г) 848 р.

Решение более сложных  в техническом отношении задач После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 рубля. Сколько стоила книга до повышения цены?  Решение . Первоначальная цена книги составляет 100%. Поэтому 52 руб., т.е. цена после подорожания, составляет 100%+30%=130% от первоначальной цены. Теперь можно решить задачу на нахождение величины по известному ее проценту. Рассуждать можно по-разному: 1% – это 52: 130=0,4(руб.), а 100% – это 0,4* 100=40(руб.); 10% – 52:13=4(руб.), 100% – это 4*10=40(руб.); 130% – это 1,3, поэтому 52 руб. составляют 1,3 первоначальной цены, а поэтому первоначальная цена равна 52:1,3=40(руб.).

Решение более сложных в техническом отношении задач

После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 рубля.

Сколько стоила книга до повышения цены?

Решение . Первоначальная цена книги составляет 100%. Поэтому 52 руб., т.е. цена после подорожания, составляет 100%+30%=130% от первоначальной цены. Теперь можно решить задачу на нахождение величины по известному ее проценту.

Рассуждать можно по-разному:

1% – это 52: 130=0,4(руб.), а 100% – это 0,4* 100=40(руб.);

10% – 52:13=4(руб.), 100% – это 4*10=40(руб.);

130% – это 1,3, поэтому 52 руб. составляют 1,3 первоначальной цены, а поэтому первоначальная цена равна 52:1,3=40(руб.).

Книга дороже альбома на 25%. На сколько процентов альбом дешевле книги? Вся методика обучения решению задач, принятая в учебнике, позволяет показать учащимся наглядный способ их решений с помощью рисунков (см. рис. 5). Хотя, конечно, эти задачи можно решать и арифметически.  Решение :  Цена альбома – 100%. Изобразим ее каким–либо отрезком. Увеличим этот отрезок на 25% т.е. на его части; получим отрезок, соответствующий цене книги.  Теперь цена книги составляет 100%. Она изображена большим отрезком. Цена альбома меньше цены книги на этого отрезка. Так как составляет 20%, то альбом дешевле книги на 20%. Цена книги – 100% Цена альбома – 100% Цена альбома Цена книги на 25% больше на 20% меньше
  • Книга дороже альбома на 25%. На сколько процентов альбом дешевле книги? Вся методика обучения решению задач, принятая в учебнике, позволяет показать учащимся наглядный способ их решений с помощью рисунков (см. рис. 5). Хотя, конечно, эти задачи можно решать и арифметически.

Решение : Цена альбома – 100%. Изобразим ее каким–либо отрезком. Увеличим этот отрезок на 25% т.е. на его части; получим отрезок, соответствующий цене книги.

Теперь цена книги составляет 100%. Она изображена большим отрезком. Цена альбома меньше цены книги на этого отрезка. Так как составляет 20%, то альбом дешевле книги на 20%.

Цена книги – 100%

Цена альбома – 100%

Цена альбома

Цена книги

на 25% больше

на 20% меньше

 В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет.  Сколько детей до 16 лет среди городского населения?   Для решения задачи можно привести рисунок. Нужно обсудить с  учащимися действия решения задачи.   Найти число городского населения из числа всех жителей России.   Из числа городских жителей найти число детей до 16 лет. 70% 100% 23% Дети до 16 лет Жители России Городское население Ответ : 24,15 миллионов.

В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет.

Сколько детей до 16 лет среди городского населения?

Для решения задачи можно привести рисунок. Нужно обсудить с учащимися действия решения задачи.

Найти число городского населения из числа всех жителей России.

Из числа городских жителей найти число детей до 16 лет.

70%

100%

23%

Дети до 16 лет

Жители России

Городское население

Ответ : 24,15 миллионов.

Решение задач  с помощью уравнений Решение задач с помощью пропорций  В сахарной свекле содержится 18.5% сахара. Сколько сахара содержится в 38,5 т сахарной свеклы?  100 % 38 т 18,5  % X т  В лыжной секции занимаются 80 учащихся. Среди них 32 девочки. Какой процент участников секции составляют девочки? 100 % 80 уч X  % 32уч  Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип? 100 % X лип 57 лип 95 %

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач с помощью пропорций

В сахарной свекле содержится 18.5% сахара. Сколько сахара содержится в 38,5 т сахарной свеклы?

100 %

38 т

18,5 %

X т

В лыжной секции занимаются 80 учащихся. Среди них 32 девочки. Какой процент участников секции составляют девочки?

100 %

80 уч

X %

32уч

Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?

100 %

X лип

57 лип

95 %

Решение задач  с помощью уравнений Решение задач с помощью линейных уравнений   За первый год предприятие увеличило выпуск продукции на 20%. В следующем году выпуск увеличился на 15%.  На сколько процентов вырос выпуск продукции по сравнению с первоначальным? X  1.2х * 1.15 =1.38х.   Предприятие уменьшило выпуск продукции на 20%.  На сколько процентов необходимо теперь увеличить выпуск продукции, чтобы достигнуть первоначального уровня? Х 0,8х р*0,8х=х р=1,25.   Цену на товар сначала увеличили на 30%, затем через некоторое время снизили на 30%.  Сравните первоначальную и новую цену товара. Х 1.3х 1.3х*0,7= 0,91х.

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач с помощью линейных уравнений

За первый год предприятие увеличило выпуск продукции на 20%. В следующем году выпуск увеличился на 15%.

На сколько процентов вырос выпуск продукции по сравнению с первоначальным?

X 1.2х * 1.15 =1.38х.

Предприятие уменьшило выпуск продукции на 20%.

На сколько процентов необходимо теперь увеличить выпуск продукции, чтобы достигнуть первоначального уровня?

Х 0,8х р*0,8х=х р=1,25.

Цену на товар сначала увеличили на 30%, затем через некоторое время снизили на 30%.

Сравните первоначальную и новую цену товара.

Х 1.3х 1.3х*0,7= 0,91х.

Решение задач  с помощью уравнений Задачи на смеси и сплавы   Сколько граммов воды надо добавить к 80 г раствора, содержащего 15% соли, чтобы получить 12% раствор? соль соль H 2 O H 2 O H 2 O 15% 12% х г (80+ x ) г 80 г (X+80)∙0,12=80∙0,15  Сколько граммов 30% -го раствора соли надо добавить к 80 г 12% - го раствора этой же соли, чтобы получить 20% раствор? H 2 O соль H 2 O H 2 O соль соль 30% 70 % 80% 20% 88% 12% x г 80 г (х+80) г 0,3х + 0,12∙80 = 0,2(х +80)

Решение задач с помощью уравнений

Задачи на смеси и сплавы

Сколько граммов воды надо добавить к 80 г раствора, содержащего 15% соли, чтобы получить 12% раствор?

соль

соль

H 2 O

H 2 O

H 2 O

15%

12%

х г

(80+ x ) г

80 г

(X+80)∙0,12=80∙0,15

Сколько граммов 30% -го раствора соли надо добавить к 80 г 12% - го раствора этой же соли, чтобы получить 20% раствор?

H 2 O

соль

H 2 O

H 2 O

соль

соль

30%

70 %

80%

20%

88%

12%

x г

80 г

(х+80) г

0,3х + 0,12∙80 = 0,2(х +80)

Решение задач  с помощью уравнений Задачи, решаемые с помощью систем.  Имеется лом стали двух сортов, причем первый сорт содержит 10% никеля, а второй 30%. На сколько тонн больше стали второго сорта нужно взять, чем первого, чтобы получить 200 т стали с содержанием никеля 25%?  Для решения этой задачи лучше составить систему уравнений. никель никель никель X+Y=200 10% 25% 30% 0,1∙X+0,3∙Y=50 X т Y т 200 т

Решение задач с помощью уравнений

Задачи, решаемые с помощью систем.

Имеется лом стали двух сортов, причем первый сорт содержит 10% никеля, а второй 30%. На сколько тонн больше стали второго сорта нужно взять, чем первого, чтобы получить 200 т стали с содержанием никеля 25%?

Для решения этой задачи лучше составить систему уравнений.

никель

никель

никель

X+Y=200

10%

25%

30%

0,1∙X+0,3∙Y=50

X т

Y т

200 т

В колбу налили некоторое количество 60%-го раствора соли и некоторое количество 80%-го раствора этой же соли. Получили 35 мл раствора, содержащего 72% соли. Сколько миллилитров каждого раствора налили в колбу? Решите задачу, используя следующий план: Обозначьте буквами количество 60%-го и 80%-го растворов соли. Запишите уравнение, связывающее эти две величины и общее количество раствора. Определите количество соли в получившемся растворе. Запишите уравнение, связывающее количество соли в 60%-ном, 80%-ном и получившихся растворах. Составьте систему и решите ее.

В колбу налили некоторое количество 60%-го раствора соли и некоторое количество 80%-го раствора этой же соли. Получили 35 мл раствора, содержащего 72% соли. Сколько миллилитров каждого раствора налили в колбу?

Решите задачу, используя следующий план:

  • Обозначьте буквами количество 60%-го и 80%-го растворов соли.
  • Запишите уравнение, связывающее эти две величины и общее количество раствора.
  • Определите количество соли в получившемся растворе.
  • Запишите уравнение, связывающее количество соли в 60%-ном, 80%-ном и получившихся растворах.
  • Составьте систему и решите ее.
Решение задач  с помощью прогрессий Задача 1: Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и милиционер наложил на него штраф в 100 р. Штраф необходимо уплатить до 5 марта, после чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня (от латинского слова poena – наказание) в размере 2% от суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит уплату штрафа на 10 дней? Величина штрафа будет расти в арифметической прогрессии, где  а 1 =100;  d=100∙0,02=2;  а 11 =100 + 10∙2 =120 р. Ответ: 120 р.

Решение задач с помощью прогрессий

Задача 1: Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и милиционер наложил на него штраф в 100 р. Штраф необходимо уплатить до 5 марта, после чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня (от латинского слова poena – наказание) в размере 2% от суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит уплату штрафа на 10 дней?

Величина штрафа будет расти в арифметической прогрессии, где

а 1 =100; d=100∙0,02=2; а 11 =100 + 10∙2 =120 р.

Ответ: 120 р.

Решение задач  с помощью прогрессий Задача 2:  Начальный вклад клиента сбербанка составил 100 тыс. рублей. Зная, что процентная ставка сбербанка 10% годовых, определить, какая сумма будет на счете этого клиента:   через год; через 2 года; через 5 лет; через 6 лет? Задача 3: Цена товара была дважды снижена на одно и то же число процентов. На сколько процентов снижалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 2000 рублей, а окончательная 1805 рублей? 2000 2000q 2000q²  2000q²=1805; q²=0,9025; q=0,95; 1- 0,95= 0,05= 5%

Решение задач с помощью прогрессий

Задача 2: Начальный вклад клиента сбербанка составил 100 тыс. рублей. Зная, что процентная ставка сбербанка 10% годовых, определить, какая сумма будет на счете этого клиента:

через год; через 2 года; через 5 лет; через 6 лет?

Задача 3: Цена товара была дважды снижена на одно и то же число процентов. На сколько процентов снижалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 2000 рублей, а окончательная 1805 рублей?

2000 2000q 2000q²

2000q²=1805; q²=0,9025; q=0,95; 1- 0,95= 0,05= 5%


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!