СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Обучение игре на двух деревянных ложках детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по игре на двух деревянных ложках для детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение игре на двух деревянных ложках детей старшего дошкольного возраста"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 62» «Березка» города Белово»














МАСТЕР-КЛАСС


«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДВУХ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»












Составила:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Батракова Людмила Владимировна











Беловский городской округ, 2023 г.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает  лучшим будущее».


Актуальность:

В настоящее время особенно актуальной является проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки.

Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению, к раскрытию творческого потенциала.

Игра на ложках (трещотках, рубеле, свистульках, бубне, бубенцах,

колокольчиках, колотушке, коробочке) привлекательна, легка и доступна

для детей тем, что на освоение простейших приемов она не требует

длительного времени и специальной подготовки.


Воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня (в 2002 году) организовать в детском саду ансамбль ложкарей «Весёлые наигрыши» (кружковая работа).

Направление работы кружка – художественно – эстетическое.


ФГОС задачами развития и образования детей считает:

- «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

- «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
- «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».


В работе с детьми в кружке «Весёлые ложкари» в соответствии с требованиями ФГОС интегрируются образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.


Цель мастер-класса:

Повышение уровня профессионального мастерства участников мастер –

класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта

обучения детей старшего дошкольного возраста искусству игры на двух

деревянных ложках и игре в ансамбле ложкарей.


Задачи мастер-класса:

  • Познакомить участников мастер – класса с историей возникновения русского народного инструмента - деревянной ложки, как музыкального инструмента.

  • Познакомить участников мастер – класса со способами звукоизвлечения и приёмами игры на русских народных инструментах - трещотке, рубеле, бубне, бубенцах, колокольчиках.

  • Обучить участников мастер - класса способам звукоизвлечения и приёмам игры на двух деревянных ложках.

  • Обучить участников мастер - класса приёмам коллективного, одновременного, согласованного исполнения музыкального произведения в ансамбле ложкарей.

  • Расширить, обобщить и закрепить знания участников мастер - класса о деревянных ложках, как о русском народном музыкальном инструменте. А так же, о русских народных инструментах: трещотках, бубнах, колокольчиках, бубенцах, рубеле и т. п.

  • Развивать у участников мастер - класса творческие способности, фантазию, воображение.

  • Вызвать интерес у участников мастер – класса и формировать целостное отношение к традициям русской народной музыкальной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.


2 ЭТАП: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:


С чем ассоциируется Россия у иностранцев? Это - медведь, матрёшки, самовар, да деревянные ложки.

Деревянные ложки — древнейший славянский ударный музыкальный

инструмент.

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Из истории русских деревянных ложек:

Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет» (начало 12 в.), где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные ложки, сообщается далее в предании.

При Петре I у всех вельмож посуда была серебряная, в том числе и ложки. У придворных Екатерины I зачастую посуда была из золота.


Ложки знает целый мир,

Ложки русский сувенир.

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские.

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские.


Ложки вырезались по всей России, но “Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов ещё с XVIII в., что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар. Ложки резали из берёзы, ольхи и рябины из местных лесов.

Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии.


Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян и скоморохов.

С XIX века ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества.

В наше время ложки узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Ложечники выступают соло, сопровождают пение и пляски.

Ложки - это технически достаточно подвижный инструмент, потому что при

определенных умениях и навыках можно демонстрировать и виртуозные

ритмические пассажи, и эффектную зрелищную игру.


Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

Ложка из клена более долговечна, не растрескивается. В старину кленовые ложки ценились гораздо дороже березовых, липовых и даже осиновых.

Так же очень твердая, прочная порода древесины – дуб. Это идеальный

материал для изготовления ложек.


Для исполнения музыки ложкари используют:

- Мастеровитые ложечники играют сразу несколькими ложками, нанося

легкие удары по любой части тела. Ложечники играют сразу и 3, и 4

ложками.

- Ложки в станке - это удобный и техничный инструмент. Звук легко

извлекается. Специальное приспособление позволяет сохранять положение

ложек строго друг против друга. Ложки в станке, предназначены специально

для исполнения музыки: их ручки связаны, что позволяет удобно держать

ложки в руке. Играть легко даже маленьким музыкантам!

- Веерные ложки – это целостная конструкция. Ложки веерные интересный и

зрелищный инструмент. Играют на нем, ударяя игровой ложкой по веерным

ложкам. Используется скольжение по всем ложкам веера. Ложки веерные

могут состоять из 3, из 4, и из 5, из 7 ложек.


Исполнители-виртуозы при игре на ложках задействуют для произведения

ударов практически любую часть их тела, начиная от ступней ног и

заканчивая затылком. Они даже подносят ложки к открытому рту, используя

его в качестве резонатора.


Обучение детей игре на музыкальном инструменте осуществляю последовательно:

1. Знакомство с инструментом - история его создания, особенность его использования. Отмечаю при этом индивидуальность инструмента - тем самым характеризую исполнительские возможности инструмента.

На этом этапе ставлю перед собой главную задачу– увлечь детей и зародить в них желание научиться играть на русских народных ударных инструментах.

2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук.

Освоение основных приемов звукоизвлечения (разбираем с детьми, как извлекается звук из того или иного музыкального инструмента - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, частей инструмента друг о друга; в результате встряхивания; трения и др.)

3. Работа над музыкальным произведением (анализ музыкального произведения).

Развитие исполнительского мастерства - проводится работа над художественно - выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения.

4. Выступление на праздниках, развлечениях, в конкурсах.



Сейчас участники мастер – класса разделятся на 4 группы, для освоения способов игры и приёмов звукоизвлечения на деревянных ложках и русских народных инструментах, используемых мною в ансамбле ложкарей:

1 группа - 2 деревянные ложки.

2 группа - 2 деревянные ложки (в станке).

3группа – трещотка пластинчатая, трещотка круговая, рубель.

4 группа – колокольчики, бубенчики, бубен.


Приёмы игры на двух деревянных ложках:


Ладошки:

Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук.


Щелчок (первый вариант):

Полость черпака одной ложки зажата в ладони (обычно левой руки).

Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты.


Щелчок (второй вариант):

Ритм можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары. Создается имитация цоканья копыт лошади.


Маятник (первый вариант):

Руки вытянуты вперед. Скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльной стороной одной ложки о тыльную сторону другой ложки.


Маятник (второй вариант):

Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном положении. Скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльной стороной одной ложки о тыльную сторону другой ложки.


Мячик:

Обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами, черенки ложек зажаты в ладони. Рука, держащая ложки, должна быть достаточно свободна. Удары осуществляются по ладони левой руки, или ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от ладони или колена.


Мячик (ложки в станке):

Рука, держащая ложки, должна быть достаточно свободна. Удары осуществляются по ладони левой руки, или ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от ладони или колена.


Трещотка:

Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.


Трещотка (ложки в станке):

Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.


Коленочки:
Выполняются удары: ложка о ложку, начиная под правым бедром колена, затем под левым бедром колена.


Глиссандо:
Удары осуществляются: - по ладони левой руки; - по правой и левой ногам (место немного выше колена).


Глиссандо (ложки в станке):
Удары осуществляются: - по ладони левой руки; - по правой и левой ногам (место немного выше колена).




Со звучанием деревянных ложек в ансамбле ложкарей сочетаются русские народные музыкальные инструменты:


Трещотка:

Видов трещоток много, и любой из них применим в детском оркестре для придания звучанию своеобразной окраски.

Пластинчатая - ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. изготовлена из буковых пластин. Держа в руках шнурки, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку обычно на уровне груди, но и на уровне головы, иногда выше, ведь этот инструмент привлекателен и внешним видом и звуком.

Круговая - это один из самых зрелищных народных инструментов. Трещотка громко звучит, задает ритм, а исполнители иногда весьма необычно играют: держат трещотку высоко над головой.


Рубель:

Предмет повседневного обихода. В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем.

Рубелем хорошо подчёркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов. Злоупотреблять им не следует, так как звучание его может приесться.

Рубель круглый: Это все тот же инструмент - утюг, но претерпевший некоторые изменения. Техническое описание: представляет собой полый деревянный цилиндр. С внутренней стороны - гладкий. С наружной стороны - ребристый. Канавки под углом 90 градусов выполнены токарным способом. С одной стороны цилиндр закрыт деревянной бобышкой длиной 35 мм.
Музыкальный инструмент комплектуется ударной палочкой с шариком на конце – колотушкой проводят по круговым канавкам в такт и согласно темпу музыкального произведения. Тремоло - колотушкой внутри рубеля.


Колокольчики:

Представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закреплённым внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном вертикальном положении. Чист и ярок по тембру.


Бубенцы (бубенчики):

Бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук.

Звук тускловат, менее продолжителен, чем у колокольчика. Зато звучит в любом положении. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных произведений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.

На кусок кожи, величиной с ладонь пришивается ремешок, позволяющий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно большее количество бубенчиков. Встряхивая бубенцами, или ударяя ими о коленку, играющий извлекает серебристые звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки.

На бубенцах применяются три основные приема игры: удар (по ладони или другим частям тела), встряхивание и комбинирование того и другого.



Бубен:

Бубен раньше являлся незаменимым инструментом у русских скоморохов, проводников медведя. Ударный инструмент, похожий на бубенцы, только у него круглая форма и имеется односторонняя мембрана, сделанная из кожи, пластика или другого материала. На бубен на специальных проволочках также подвешивались колокольчики и бубенчики. Звучание бубна, по сравнению с бубенцами, более плотное, грубое. Характерна акцентированная атака звука, получаемого при ударе по бубну ладонью или пальцами. Бубен раньше являлся незаменимым инструментом у русских скоморохов, поводников медведя.

Основные приёмы игры:

1)    Встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито). При встряхивании получают более тихое, непрерывное звучание, напоминающее звук колокольчиков;

2)    Удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе);

3)    Удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально.

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.


На данном мастер – классе вы освоили приёмы звукоизвлечения и способы игры на двух деревянных ложках и русских народных инструментах, сочетающихся со звучанием ложек.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!