СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Навыки 21 века. "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс о формировании компетенций у учащихся на уроках родной литературы

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Навыки 21 века. "»

Мастер-класс «Формирование «навыков ХХI века» у обучающихся

на уроках «Родной литературы» через проектную деятельность»

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 155 г. Новосибирска

Толстых Ольги Викторовны

Сегодня модель образования, при которой ученик в школе ориентирован на запоминание правильных решений и потом применяет их всю жизнь, перестала работать. Невозможно заранее «выучить все» — надо уметь непрерывно обновлять свои навыки. Нужна школа, выпускник которой сможет адаптироваться к заранее не опреде­ленной профессиональной траектории, сможет использовать возникаю­щие технологические и социальные возможности.

Меняется мир, меняются взгляды на обучение, на ученика и на учителя.

Возникают проблемы: какова роль учителя? как учить современных школьников? и другие.

Что ни говорили бы, но роль учителя остается центральной: он должен уметь создавать такие учебные ситуации, которые стимулируют самостоятельную активность ребенка как относительно предметного материала, так и способствовать формированию так называемых «навыков 21 века». В это понятие разные ученые, организации вкладывают свой набор элементов, но общий подход прослеживается четко:

  1. Это универсальные (не ограниченные предметной областью) компетентности, их еще называют 4К: креативность, критичность, коммуникабельность, командность.

  2. Это повседневные базовые знания актуальных сфер жизни (экономика, экология, здоровье и т.д.)

Чтобы успешно формировать данные навыки, необходимо единодушие всех заинтересованных участников образовательного процесса.

В идеальном случае: 1. Учителя осознают изменения образования, понимают принципы формирования универсальных компетенций и умеют создавать необходимые учебные ситуации, органично вплетая их в изучение конкретного предмета; а также воспринимают своё профессиональное развитие как неотъемлемую часть своей работы. 2. А родители – понимают задачи школы, поддерживают форматы работы с детьми. Это если идеально!

НО

  1. Большинство и учителей, и родителей – дети ХХ века, у которых доминирующий вопрос – ПОЧЕМУ? – почемучки 20 века, когда был хорошо развит подражательный рефлекс: дети учатся у предшественников и воспроизводят культуру. В обучении и воспитании прослеживалась преемственно-следственная зависимость.

  2. Дети XXI века задают вопрос – ЗАЧЕМ? – в их сознании преобладает смысловая среда – системно-смысловой тип сознания. Таким образом, для детей XXI века основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми.

Другие дети – цифровые дети – вот что определяет новый образ жизни, изменившиеся высшие психические процессы:

  1. Мышление

  2. Память

  3. Восприятие

  4. Речь

  5. Внимание

Почему так происходит? Процессы социальные по происхождению, они формируются обществом и культурой. Поэтому у современных детей необходимо развивать скорость мышления, расширять кругозор, визуальное внимание, склонность к разумному риску, последовательность в достижении цели, настроенность на победу.

Речь идет о формировании личностных компетенций. И такой «новый» учебный предмет как «Родная (русская) литература» играет ведущую роль в процессе воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, сохраняя национальные традиции.

Все понимают, что РЛ – это высшая форма существования духовности и языка, и этот учебный предмет призван воздействовать на эстетические чувства, воспитывать патриотизм, чувство исторической памяти, принадлежности к культуре, народу, человечеству.

И опять проблемы возникают: идея отличная, НО

  1. Часы на изучение не выделены (за счет учебного предмета «Литература»), и приходится «сжимать, обобщать, исключать» - сжато излагать курс «Литературы».

  2. Курс «Родная литература» - это учебный предмет, но как оценивать тогда личностное развитие: креативность? новаторство? лидерство? работу в группе?

  3. Технологии, методы, приемы, формы – какие использовать для эффективного развития современных детей? Как развивать навыки 21 века – навыки высшего уровня?

Методическое объединение учителей русского языка и литературы школы №155 предлагает такой путь – через проектную деятельность – создание интерактивных продуктов учения.

Интерактивная закладка для книги

1. В связи с тем, что администрация в 1 полугодии поставила нам предмет «РЛ», мы решили работать над темой Великой Отечественной войны в литературе.

- провели библиотечные уроки (познакомились с той литературой, которая есть в школе по данной теме)

- создали группу учащихся, реализующих проект, - 5 М (медиа)

- с этими ребятами провела мозговой штурм, где рассматривали различные варианты проектов (рисунки-иллюстрации, чтение фрагментов книги наизусть, создание различных видов буктрейлеров). Остановились на создании «интерактивной закладки».

- «Интерактивная закладка» позволила все предложения соединить в один проект.

2. Начали работу с составления плана работы:

План работы по созданию интерактивной закладки

Этапы работы

Сроки работы

Ответственные

Результат

«Навыки 21 века»

1

Знакомство с серией книг «Поклон победителям» в школьной библиотеке

10 – 15 октября

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Выбор книг определен, сформированы минигруппы для работы

  • самоопределение, осознание смыслов и мотивов учебного действия;

  • самостоятельность выбора книги, команды для работы над проектом;

  • умение ставить задачу,

  • распределять роли в группе


2

Прочтение выбранной книги

До 15 ноября

В. Катаев «Сын полка» - Чегов А. Ладная Ю.


Книги прочитаны, определены идеи каждой книги, особенности авторского отношения к героям.

  • преобразование информации из одной формы в другую,

  • проявление креативного мышления при разборе произведения,

  • умение отбирать материал по теме;

  • демонстрация способности продуктивно работать в группе,

  • способность делать моральный выбор, исходя из социальных ценностей


Л. Соболев «Батальон четверых» - Мусатова А, Хан Я.

А. Печерская «Юные герои» - Щекотова А., Шашков А.

А. Митяев «Шестой-неполный» - Семенихина В., Усольцев Д.

3

Сбор материала для интерактивной закладки книги:

- об авторе книги;

- отзыв о книге (текст, видео);

- яркий фрагмент из кинофильма по книге;

- чтение фрагмента книги наизусть (видео)

До 20 ноября

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Оформлены материалы об авторе книги, найдены видеоматериалы по книге

4

Подготовка буктрейлеров для интерактивной закладки

До 1 декабря

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Созданы видеоматериалы и размещены на канале YouTube

  • создание видео (текст, режиссура, съемка, монтаж, работа со звуком) - цифровая грамотность,

  • медиаобразование,

  • контроль и оценка своих действий

5

Генерация GR-кодов

До 5 лекабря

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Создание GR-кодов


qrcoder.ru

Ц ифровая грамотность


6

Создание эскиза закладки для книги в программе canva.com

https://www.canva.com/

До 25 декабря

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Изучены возможности сайта canva.com

созданы эскизы закладок

7

Размещение GR-кодов на закладку, печать и ламинирование закладки

До 15 января

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Идет подготовка проектного продукта

8

Презентация интерактивной закладки на библиотечных уроках для учащихся начальной школы, учащихся

5-7 классов

По плану библиотеки

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.

Каждая группа учащихся готовит свою презентацию книги

Умение презентовать работу

9

Оформление выставки к юбилею Победы в библиотеке школы

С января до конца учебного года

Библиотекарь школы,

Чегов А. Ладная Ю.

Мусатова А. Хан Я.

Щекотова А. Шашков А.

Семенихина В. Усольцев Д.





В результате проделанной работы мы получили не только сам интерактивный продукт – интерактивную закладку. Мы создали условия для реализации проекта, поставили учебную задачу, в результате решения которой у обучающихся появилась возможность развить свои «4К»: обрести новые знания, освоить социальный опыт, то есть «научились учиться». Те УУД, которые сформированы при создании одного продукта, могут пригодиться и для работы над проектами в других областях.

Как оценить? Положительно! Хвалить, поддерживать, мотивировать, нацеливать на создание новых проектов! Хочу всех поблагодарить, пожелать креативности в работе, потому что школа будет жить до тех пор, пока учитель интересен своему ученику.

В от такой получилась интерактивная закладка

Чегова Александра и Ладной Юлии, учащихся 5 М,

по книге В. Катаева «Сын полка»























Фотографии и видеоматериалы детей размещены с согласия их родителей



В 2018-19 учебном году под моим руководством учащимися 7 Д класса МБОУ лицея № 81 был создан интерактивный календарь к юбилею лицея «История пионерской организации и дружины школы № 81 им. Героя Советского Союза Н.Н. Мокрого». Этот проект стал победителем социально значимых проектов школьников Калининского района г. Новосибирска. Теперь интерактивный календарь является экспонатом музея лицея № 81.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!