Мастер-класс «Формирование «навыков ХХI века» у обучающихся
на уроках «Родной литературы» через проектную деятельность»
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 155 г. Новосибирска
Толстых Ольги Викторовны
Сегодня модель образования, при которой ученик в школе ориентирован на запоминание правильных решений и потом применяет их всю жизнь, перестала работать. Невозможно заранее «выучить все» — надо уметь непрерывно обновлять свои навыки. Нужна школа, выпускник которой сможет адаптироваться к заранее не определенной профессиональной траектории, сможет использовать возникающие технологические и социальные возможности.
Меняется мир, меняются взгляды на обучение, на ученика и на учителя.
Возникают проблемы: какова роль учителя? как учить современных школьников? и другие.
Что ни говорили бы, но роль учителя остается центральной: он должен уметь создавать такие учебные ситуации, которые стимулируют самостоятельную активность ребенка как относительно предметного материала, так и способствовать формированию так называемых «навыков 21 века». В это понятие разные ученые, организации вкладывают свой набор элементов, но общий подход прослеживается четко:
Это универсальные (не ограниченные предметной областью) компетентности, их еще называют 4К: креативность, критичность, коммуникабельность, командность.
Это повседневные базовые знания актуальных сфер жизни (экономика, экология, здоровье и т.д.)
Чтобы успешно формировать данные навыки, необходимо единодушие всех заинтересованных участников образовательного процесса.
В идеальном случае: 1. Учителя осознают изменения образования, понимают принципы формирования универсальных компетенций и умеют создавать необходимые учебные ситуации, органично вплетая их в изучение конкретного предмета; а также воспринимают своё профессиональное развитие как неотъемлемую часть своей работы. 2. А родители – понимают задачи школы, поддерживают форматы работы с детьми. Это если идеально!
НО
Большинство и учителей, и родителей – дети ХХ века, у которых доминирующий вопрос – ПОЧЕМУ? – почемучки 20 века, когда был хорошо развит подражательный рефлекс: дети учатся у предшественников и воспроизводят культуру. В обучении и воспитании прослеживалась преемственно-следственная зависимость.
Дети XXI века задают вопрос – ЗАЧЕМ? – в их сознании преобладает смысловая среда – системно-смысловой тип сознания. Таким образом, для детей XXI века основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми.
Другие дети – цифровые дети – вот что определяет новый образ жизни, изменившиеся высшие психические процессы:
Мышление
Память
Восприятие
Речь
Внимание
Почему так происходит? Процессы социальные по происхождению, они формируются обществом и культурой. Поэтому у современных детей необходимо развивать скорость мышления, расширять кругозор, визуальное внимание, склонность к разумному риску, последовательность в достижении цели, настроенность на победу.
Речь идет о формировании личностных компетенций. И такой «новый» учебный предмет как «Родная (русская) литература» играет ведущую роль в процессе воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, сохраняя национальные традиции.
Все понимают, что РЛ – это высшая форма существования духовности и языка, и этот учебный предмет призван воздействовать на эстетические чувства, воспитывать патриотизм, чувство исторической памяти, принадлежности к культуре, народу, человечеству.
И опять проблемы возникают: идея отличная, НО
Часы на изучение не выделены (за счет учебного предмета «Литература»), и приходится «сжимать, обобщать, исключать» - сжато излагать курс «Литературы».
Курс «Родная литература» - это учебный предмет, но как оценивать тогда личностное развитие: креативность? новаторство? лидерство? работу в группе?
Технологии, методы, приемы, формы – какие использовать для эффективного развития современных детей? Как развивать навыки 21 века – навыки высшего уровня?
Методическое объединение учителей русского языка и литературы школы №155 предлагает такой путь – через проектную деятельность – создание интерактивных продуктов учения.
Интерактивная закладка для книги
1. В связи с тем, что администрация в 1 полугодии поставила нам предмет «РЛ», мы решили работать над темой Великой Отечественной войны в литературе.
- провели библиотечные уроки (познакомились с той литературой, которая есть в школе по данной теме)
- создали группу учащихся, реализующих проект, - 5 М (медиа)
- с этими ребятами провела мозговой штурм, где рассматривали различные варианты проектов (рисунки-иллюстрации, чтение фрагментов книги наизусть, создание различных видов буктрейлеров). Остановились на создании «интерактивной закладки».
- «Интерактивная закладка» позволила все предложения соединить в один проект.
2. Начали работу с составления плана работы:
План работы по созданию интерактивной закладки
№ | Этапы работы | Сроки работы | Ответственные | Результат | «Навыки 21 века» |
1 | Знакомство с серией книг «Поклон победителям» в школьной библиотеке | 10 – 15 октября | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Выбор книг определен, сформированы минигруппы для работы | самоопределение, осознание смыслов и мотивов учебного действия; самостоятельность выбора книги, команды для работы над проектом; умение ставить задачу, распределять роли в группе |
2 | Прочтение выбранной книги | До 15 ноября | В. Катаев «Сын полка» - Чегов А. Ладная Ю. | Книги прочитаны, определены идеи каждой книги, особенности авторского отношения к героям. | преобразование информации из одной формы в другую, проявление креативного мышления при разборе произведения, умение отбирать материал по теме; демонстрация способности продуктивно работать в группе, способность делать моральный выбор, исходя из социальных ценностей |
Л. Соболев «Батальон четверых» - Мусатова А, Хан Я. |
А. Печерская «Юные герои» - Щекотова А., Шашков А. |
А. Митяев «Шестой-неполный» - Семенихина В., Усольцев Д. |
3 | Сбор материала для интерактивной закладки книги: - об авторе книги; - отзыв о книге (текст, видео); - яркий фрагмент из кинофильма по книге; - чтение фрагмента книги наизусть (видео) | До 20 ноября | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Оформлены материалы об авторе книги, найдены видеоматериалы по книге |
4 | Подготовка буктрейлеров для интерактивной закладки | До 1 декабря | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Созданы видеоматериалы и размещены на канале YouTube | создание видео (текст, режиссура, съемка, монтаж, работа со звуком) - цифровая грамотность, медиаобразование, контроль и оценка своих действий |
5 | Генерация GR-кодов | До 5 лекабря | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Создание GR-кодов qrcoder.ru | Ц ифровая грамотность |
6 | Создание эскиза закладки для книги в программе canva.com https://www.canva.com/ | До 25 декабря | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Изучены возможности сайта canva.com созданы эскизы закладок |
7 | Размещение GR-кодов на закладку, печать и ламинирование закладки | До 15 января | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Идет подготовка проектного продукта |
8 | Презентация интерактивной закладки на библиотечных уроках для учащихся начальной школы, учащихся 5-7 классов | По плану библиотеки | Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | Каждая группа учащихся готовит свою презентацию книги | Умение презентовать работу |
9 | Оформление выставки к юбилею Победы в библиотеке школы | С января до конца учебного года | Библиотекарь школы, Чегов А. Ладная Ю. Мусатова А. Хан Я. Щекотова А. Шашков А. Семенихина В. Усольцев Д. | | |
В результате проделанной работы мы получили не только сам интерактивный продукт – интерактивную закладку. Мы создали условия для реализации проекта, поставили учебную задачу, в результате решения которой у обучающихся появилась возможность развить свои «4К»: обрести новые знания, освоить социальный опыт, то есть «научились учиться». Те УУД, которые сформированы при создании одного продукта, могут пригодиться и для работы над проектами в других областях.
Как оценить? Положительно! Хвалить, поддерживать, мотивировать, нацеливать на создание новых проектов! Хочу всех поблагодарить, пожелать креативности в работе, потому что школа будет жить до тех пор, пока учитель интересен своему ученику.
В от такой получилась интерактивная закладка
Чегова Александра и Ладной Юлии, учащихся 5 М,
по книге В. Катаева «Сын полка»
Фотографии и видеоматериалы детей размещены с согласия их родителей
В 2018-19 учебном году под моим руководством учащимися 7 Д класса МБОУ лицея № 81 был создан интерактивный календарь к юбилею лицея «История пионерской организации и дружины школы № 81 им. Героя Советского Союза Н.Н. Мокрого». Этот проект стал победителем социально значимых проектов школьников Калининского района г. Новосибирска. Теперь интерактивный календарь является экспонатом музея лицея № 81.