СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: «Игровые педагогические технологии на занятиях по спортивному скалолазанию в группах начальной подготовки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра является предметом изучения различных наук — истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Игровые педагогические технологии на занятиях по спортивному скалолазанию в группах начальной подготовки»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края










Методическая разработка




Мастер-класс на тему:


«Игровые педагогические технологии на занятиях по спортивному скалолазанию

в группах начальной подготовки»











Автор - составитель:

Ткаченко А. Н.,

педагог дополнительного образования











г. Амурск

2024

Цели: Исследовать игровые педагогические технологии на занятиях спортивным скалолазанием

Задачи:

1. понятие игровых педагогических технологий, создание устойчивого интереса к игровой тренировке

2. демонстрация игровой тренировки

2. Оснащение: спортивная форма, спелеостенка с зацепами, спортивные маты

3. План:


1. Приветствие, объявление темы мастер-класса

1 минута

2. Введение

2 минуты

3. объяснение полезности использования её в тренировочном процессе

5 минут

4. Практическая часть

9 минут

5. Заключительная часть

3 минуты


Введение

Теория игровых педагогические технологии


По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра является предметом изучения различных наук — истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Известная теория «избытка сил» Ф. Шиллера и Г. Спенсера, который дополнил теорию указаниями на подражание как источник игры и на упражнение как ее функцию. Предметом специального исследования игры животных и человека стали впервые в работах немецкого философа и психолога К. Гросса (впервые занимался изучением игр животных и человека), который развил предположение об упражняющей функции игры. Его теория носит название «теории предупреждения». Это положение удачно выразил сторонник этой теории В. Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта».

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную: освоение диалектики общения. Игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; «эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; в игре этот процесс происходит естественно, мягко.

- межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  4. как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

  3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

дидактическим целям;

организационной структуре;

возрастным возможностям их использования;

специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. Согласно Г.К. Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.


Игровые технологий в работе педагога дополнительного образования


Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.

В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных средств и другие.

Игровая технология как социально-психологический феномен в теории имитации является оригинальной ненасильственной технологией, а также техникой освоения культуры человечества.

Игра является многогранным понятием. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, а значит активным средством воспитания и самовоспитания, игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей всех возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.

Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», недопустимо унижать достоинства детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей, каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать не только тех детей, которые участвуют, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог, или дети.

Игра является одной из приоритетных форм воспитательной работы с детьми.


Ограничения и недостатки использования игр в образовании


Из всего вышесказанного, очевидно, что игра — очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы. Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:

  • увлечение самого педагога игровыми формами;

  • запрет на «обязательность» внедрения игр;

  • проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Игра — живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности — в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни.

Игра — это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.


Применение игровых технологий на занятиях спортивным скалолазанием в группах начальной подготовки


Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу. Этот спорт возник из альпинизма, и является одной из его техник. Однако, цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс преодоления препятствий.

Скалолазание - уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности, взаимопониманию.


На протяжении всего периода обучения скалолазы проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определённых задач.

Первый возрастной этап - это дети 7-9 лет.

Основными задачами на этом этапе становятся:

-привитие стойкого интереса к скалолазанию;

-развитие необходимых скалолазу физических качеств;

-выявление задатков, способностей и спортивной одарённости;

-укрепление здоровья, улучшение физического развития учащихся;

-достижение воспитательных целей, посредством занятий скалолазанием;

-освоение правил техники безопасности и страховки;

-привитие начальных навыков соревновательной деятельности.

На этом этапе периодизация учебно-тренировочного процесса носит условный характер. Основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники лазания.

Так как в этом возрасте активно развивается ловкость, гибкость и координация, то работу с детьми надо строить в этом направлении. Скалолазание - физически достаточно трудный вид спорта, где с первой тренировки в работу включаются мышцы сгибатели-разгибатели кисти, которые в повседневной жизни практически не выполняют какую-либо физически тяжёлую работу и как следствие являются самыми неприспособленными мышцами нашего организма для занятий скалолазанием.

Дети быстро устают и теряют интерес к лазанию, тут на помощь и приходят игровые технологии, меняя нагрузку через 10-15 минут, мы физически не утомляем детей однообразными движениями и попутно решаем следующие педагогические задачи:

    1. Снижение уровня «Страха высоты» у детей

    2. Мотивация занимающихся на лазание на фоне физической усталости и «забитости» мышц рук

    3. Формирование стойкого интереса у детей к занятиям скалолазанием

    4. Тренировка различных общих и специальных, физических качеств и умений.

    5. Отработка различных техник лазания

    6. «Включение головы» в процесс лазания

    7. Умение видеть «удобные» и «неудобные» зацепы

    8. Отработка трасс различного уровня сложности

    9. Отвлечение (отдых) детей от тренировочного процесса

    10. Выявление физических и технических проблем у занимающихся

Давайте рассмотрим несколько игровых упражнений и определим какие педагогические задачи они помогают решить на этапе начальной подготовке (но для начала отметим, что данные упражнения рекомендуются для проведения в болдеринговом зале, где есть возможность безопасного спрыгивания на маты):

1. «Выше ноги от земли».

Педагог произносит считалку «Раз, два, три выше ноги от земли», в это время дети залезают на тренажёр, стараясь, что бы их ноги оказались как можно выше. У кого ноги выше, те и выиграли.

Решаемые задачи:

-Снижение уровня «Страха высоты» у детей

-Умение видеть «удобные» и «неудобные» зацепы

-Умение быстро принимать решения

-Развитие специальных скоростных способностей

-Развитие статической выносливости

2. «Монетки»

Дети делятся на две команды, первая команда выходит их зала, вторая получает монетки и прячет их на зацепах тренажёра, когда все монетки спрятаны, первая команда возвращается. Задача первой команды методом лазания на тренажёре за определённое время найти все монетки, затем команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая больше нашла монеток.

Решаемые задачи:

-Мотивация занимающихся на лазание на фоне физической усталости и «забитости» мышц рук

-Развитие специальных силовых способностей

-Выявление физических и технических проблем у занимающихся

- Отработка различных хватов руками

- «Включение головы» в процесс лазания

3. «Догонялки»

Игра проводиться на траверсе. Участники стартуют с интервалом 5-10 секунд и лезут по траверсу друг за другом. Задача каждого участника догнать того, кто лезет впереди и запятнать его, и убежать от того, кто лезет сзади. Если участника запятнали, он спускается и начинает сначала.

Решаемые задачи:

-Развитие специальных скоростных способностей

- Отработка трасс различного уровня сложности

-Выявление физических и технических проблем у занимающихся

4. «Пятнашки»

Классические пятнашки, где есть водящий, который всех ловит и участники, которые от него убегают. Игра проводится непосредственно на тренажёре, и дети не бегаю, лазают. Если водящий запятнал участника, он спускается с тренажёра (выбывает из игры), если участник сорвался, он так же выбывает из игры.

- Мотивация занимающихся на лазание на фоне физической усталости и «забитости» мышц рук

-Развитие специальной скоростной выносливости

- «Включение головы» в процесс лазания

-Развитие умения быстро принимать решения

5.«Самый быстрый»

Дети стоят поодаль от тренажёра в линию. Тренер отворачивается и говорит: «Внимание -марш» (дети бегут к траверсу и лезут вверх). Затем «Стоп» и поворачивается. Победитель тот, кто залез выше всех

Решаемые задачи:

-«Включение головы» в процесс лазания

-Развитие умения быстро принимать решения

-Развитие умения видеть «удобные» и «неудобные» зацепы

6.Игры – эстафеты

Дети делятся на команды. И поочерёдно проходят трассы, передавая друг другу эстафету. Выигрывает та команда, которая быстрее пролезла свою трассу.

Решаемые задачи:

- Развитие скоростной выносливости

- Снижение уровня «Страха высоты» у детей

-Отработка трасс различного уровня сложности

Следует отметить, что игровые педагогические технологии можно применять не только на этапе начальной подготовки, дети есть дети, они всегда и везде с удовольствием играют. Все игры, описанные выше, вариативны, достаточно немного изменить условия, и они уже будут решать задачи, которые ставит перед собой педагог, на следующих этапах подготовки.











Литература:


  1. Колчанова В.П. Совершенствование подготовки начинающих скалолазов 9-12 лет. Магистерская диссертация: АФК им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2001.

  2. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

  4. Скалолазание: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ-М.: Советский спорт 2006.

  5. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!