СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс на семинаре «Молодые – молодым. Наставничество.»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс на семинаре «Молодые – молодым. Наставничество.» выступление Панкратовой Ж.А.на тему «Проблема реализации индивидуального подхода»

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс на семинаре «Молодые – молодым. Наставничество.»»

Мастер – класс на семинаре «Молодые – молодым. Наставничество.» Панкратова Ж.А.

тема «Проблема реализации индивидуального подхода»


Обучаюсь делая, делаю обучаясь


Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист,

основоположник научной педагогики, классно-урочной системы.


Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, резко повлияли на ситуацию в сфере педагогической науки и образования. На современном этапе педагогическое общество располагает рядом нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации, а также организацию воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня и профиля. Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

   В нашей школе многие годы существовала и существует традиция наставничества, когда официально или неофициально за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог. Его задача – сопровождение в период адаптации, ознакомление со спецификой работы педагогического коллектива, преподавания конкретной дисциплины, включение молодого педагога в процесс профессионального становления. Задача наставника - заинтересовать и помочь молодому учителю реализовать себя, развивать его личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать методологическую базу, развивать управленческие умения. Большие затруднения испытывает и молодой учитель, пришедший в школу из стен вуза.

Проблемы:

Хотелось бы обратиться к молодым коллегам, скажите, пожалуйста, какие прежде всего три самые большие проблемы вы встречаете сразу же на пороге своей профессиональной деятельности?



Взаимоотношения с детьми и родителями


Овладение методикой преподавания на практике

Работа с документацией





Работа с документацией – самая просто и легко решаемая проблема при помощи грамотного наставника, который может научить работать с журналами, составлять программы, сдавать отчёты, составлять портфолио.

Овладение методикой – тоже не самая сверхзадача, если рядом есть, кому подсказать и с кем посоветоваться, да ещё самому приложить усилия и поискать информацию в интернете, хотя, безусловно, ВУЗы дают хорошую базу и без этого.

А вот проблема налаживания дисциплины в классе молодому педагогу, особенно, когда разница составляет года 4… Как не скатиться к панибратству или наоборот, не поставить между собой и детьми непреодолимую стену? А ведь есть ещё родители, администрация, общество, которые тоже предъявляют свои требования.

Какое самое главное требование предъявляет нам сегодняшний день, которое документально закреплено в ФГОС?

Это личностно – ориентированное образование. Представьте себя на место современных родителей. Что они хотят? Как вы должны, по их мнению, относится к их дражайшим чадам? Что желает видеть у вас на уроках администрация в соответствии с Законом «Об образовании»?

Безусловно – это индивидуальный подход! И обязательно с учётом всех особенностей каждого ребёнка!

И вот вы, молодой специалист, исполненный желания нести светлое и доброе, реализовать все необходимые требования, приходите в класс и на вас смотрят 30 пар глаз, и вы понимаете, что Вася уже выучил таблицу Пифагора, а Лена даже в буквах путается и читает по слогам, а Эльвира съездила в Турцию с мамой и папой, где работала переводчиком между родителями и местным обслуживающим персоналом гостиниц, и теперь поправляет на уроке учительницу – англичанку, проработавшую в школе 30 лет. А вот Петечка – недавно научился считать до 10, потому что у него ЗПР! И так до бесконечности…А общество требует! Родители требуют! Администрация требует! И куда бедному учителю податься?

И вот тут вы проявляете не дюжую эрудицию и как волшебник из рукава достаёте свои знания по социологии, психологии, педагогике и вспоминаете, вспоминаете, усиленно вспоминаете, что существуют все же 4 типа темперамента и 4 типа поведения.

Начнём с известного всем: типы темперамента по Гиппократу — древнейшая из психологических типологий. Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик – эти слова знакомы даже тем, кто весьма далек от психологии. Согласно теории Гиппократа, темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкостью (жизненного сока). В зависимости от этого, по мнению ученого, для личности были характерны те или иные особенности. Ученый полагал, что высокая концентрация лимфы делает личность спокойной и уравновешенной, желтой желчи — несдержанной и импульсивной, крови — веселой и подвижной, черной желчи — меланхоличной и печальной.

В начале XX века русский ученый Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек имеет врожденный тип нервной системы, слабо зависящий от воспитания и воздействия окружающих. Под физиологической основой каждого из темпераментов он понимал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов.

Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Холерик — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.

Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность. непостоянство; у холерика — поспешность решений.








Неустойчивый

Раздражительный
Тревожный
Неподатливый
Впечатлительный
Пессимистический
Сдержанный
Необщительный

Неспокойный
Агрессивный
Возбудимый
Изменчивый
Импульсивный
Оптимистический
Активный

Интровертный

Меланхолический

Холерический

Экстравертный

Флегматический

Сангвинический

Пассивный
Старательный
Вдумчивый
Миролюбивый
Направленный
Надежный
Размеренный
Спокойный

Общительный
Открытый
Разговорчивый
Доступный
Живой
Беззаботный
Любящий удобства
Инициативный

Устойчивый

Х. Айзенк создал таблицу с набором основных качеств, присущих каждому темпераменту:

И мы все знаем, что большинство людей имеют смешанный тип темперамента.

Есть также понятия экстраверсия-интроверсия — характеристики темперамента, введенные К. Юнгом - определяют зависимость реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних психических процессов и состояний человека (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам — флегматика и меланхолика.

Темперамент — это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств. Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов.

Однако, есть люди с одинаковым типом темперамента, но совершенно разного характера, т.к. это совершенно разные понятия. Характер во многом обусловлен внешними причинами и изменяется под их влиянием, а темперамент в основе постоянен.

Поэтому бывает так, что мы не знаем, какой у человека темперамент, характер, мы вообще его можем не знать, но при этом у нас может уже сложить о нём определённое впечатление. Например, на остановке сидит человек, вызывающе и нечистоплотно одетый, его лицо и тело густо покрыты наколками, в руках у него большой пакет, набитый бутылками водки. Он ничего не делает, даже не разговаривает, просто сидит, но мы составляем для себя негативное мнение об его поведении. На основании чего?

Поведение – это манера, в которой человек действует или бездействует. Поведение – это верхушка айсберга личности человека.

Уильям Моултон Марстон – американский психолог и изобретатель в 20-е гг. 20 в. Он изобрёл полиграф, в к. 20-х гг. обосновал свою теорию о типах поведения людей – теория DISC.

Описание поведенческих типов по модели DISC

Представьте себе четырех капитанов футбольных команд:

Первый. Для этого капитана важна победа любой ценой, люди – лишь инструменты достижения этой победы; это быстрый, энергичный, волевой капитан.

Второй. Этот капитан заражает команду личным примером и энтузиазмом, для него важно забить ключевой гол в матче и забить его красиво.

Третий. Для этого капитана важно сплотить настоящую дружную команду, которая будет бороться за общую победу.

Четвертый. Для этого капитана не так важны его личные достижения, важно, чтобы работа была максимально эффективна, они победили, следуя его четкому плану достижения победы.

А теперь давайте поговорим об этих четырех типах личности более подробно и серьезно.


«D» ХОЛЕРИК

Первый поведенческий тип Марстон назвал «D» от Dominance. Глагол «dominate» в трактовке Марстона означает:

1. Осуществлять контроль над чем-либо или кем-либо.

2. Доминировать.

Выбирая идеальный термин для каждой первичной эмоции, Марстон опросил несколько сот людей о том образе, который создает данное слово в их сознании. Интроспективно люди, которых он опрашивал, ассоциировали Dominance с превосходством некого «я» над неким враждебным окружением.

Давайте посмотрим на рисунок с пересекающимися осями. Мы говорим о человеке, который воспринимает окружающий мир как недружелюбный, возможно, враждебный, никому не доверяет, надеется только на свои силы. А сил этих много, ведь жизненная позиция «D» — активное воздействие на окружающую среду. Как простыми словами можно назвать «активное воздействие на недружелюбную среду»? Это борьба. Для «D» вся жизнь – борьба. А что самое главное в борьбе? Победа. Победа любой ценой. Победителей не судят. Главный мотиватор «D» — победа. И это очень многое объясняет в их поведении, в их пристрастиях и антипатиях. Жажда победы делает «D» азартными и бесстрашными. Даже на отдыхе они предпочитают занятия, связанные с выделением адреналина: автогонки, прыжки с парашютом и т.д. Раз больше всего «D» мотивирует победа, то, соответственно, боятся они более всего поражения. Это – важный негативный мотиватор «D», с которым можно и нужно работать, когда вы пытаетесь влиять на них. Раз «D» ненавидят проигрывать, значит, они очень азартны, любят соревноваться и конкурировать. Их легко «взять на слабо». Соревнуясь с кем-либо, они будут биться до конца, искать реванша в случае поражения. Восприятие жизни как непрерывной борьбы придало «D» еще одно важное качество – быстроту реакции. «D» очень быстро оценивают ситуацию, принимают решение. Динамичность «D» иногда бывает их сильной стороной, а иногда – слабой. В спешке они могут пропустить важные детали. Например, «D» никогда не читают инструкций. В результате, действие методом проб и ошибок может занять больше времени, чем если бы они, не торопясь, все продумали и подготовили.

По причине своей активной жизненной позиции, «D» не любят подковерные игры, какую-либо неискренность. Они предпочитают открытый бой, открытое выяснение отношений. В сочетании с высокой динамикой, это делает их резкими, грубоватыми и вспыльчивыми. Но они также и отходчивы, быстро забывают о перепалках. «D» может утром наорать на подчиненного, пригрозить ему увольнением, а вечером, если подчиненный или он сам добьется результата, победы, позвать этого подчиненного на кружку пива.

С этим связана еще одна особенность «D»: их всегда слышно. Они открыто и активно высказывают свое мнение, отстаивают свою позицию, перебивают собеседника. С учетом их потребности в доминировании, их напористость может провоцировать конфликты. А конфликтов они не боятся, чувствуют себя в них комфортно и уверенно, ведь это их любимое состояние борьбы.

«D» не боятся ответственности, риска, работы в быстро меняющихся условиях, что делает их незаменимыми союзниками в кризисных ситуациях. Эти качества имеют положительную и отрицательную стороны. С одной стороны, они способны выполнять очень сложные задачи, с другой стороны, «D» трудно контролируемы, не любят подчиняться.

Поведение в стрессе очень показательно. «D», попав в некомфортную ситуацию, подвергаясь давлению, проявляют агрессию. Для них лучший способ защиты – это нападение.

Ключевые мысли:

• «D» — это решительные, волевые и целеустремленные люди. Ключевой мотиватор – победа, демотиватор – поражение.

• «D» любят браться за трудные задачи, комфортно себя чувствуют в сложных изменчивых условиях, любят активный отдых.

• «D» быстро принимают решения, быстро ориентируются в ситуации.

• «D» очень азартны, соревновательны.

• «D» не хватает терпения, дипломатичности, им трудно ладить с людьми.

• В стрессе «D» склонны к агрессии.

Характерные представители этого поведенческого типа: Классический образ Петра Первого и Екатерины Великой, Дональд Трамп, Бывалый (герой Моргунова) из знаменитой троицы «Вицин-Никулин-Моргунов», Жуков в исполнении Меньшова в сериале «Ликвидация», Д’Артаньян.


«I» САНГВИНИК

Второй поведенческий тип называется «I» от английского Inducement. Глагол «to induce» в трактовке Марстона означает:

1. Влиять для того, чтобы вызвать определенное действие.

2. Лидировать, вести за собой.

Сегодня он заменен на «influence», «влияние».

Опрошенные Марстоном люди интроспективно ассоциировали это слово с процессом убеждения кого-либо в дружеской форме сделать что-либо, предлагаемое субъектом. «Фокус субъекта на «дружественности» убеждения очень важен для понимания данной первичной эмоции»[6]. Позднее последователи Марстона переименовали этот поведенческий тип в “Influential”, то есть «влияющий».

«I» воспринимают окружающий мир как доброжелательный, приветливый. Мир прекрасен, и активная позиция «I» выражается в том, чтобы занять центральное место в этом мире, блистать в нем, быть в центре внимания. Главное, что мотивирует этих людей, признание. А боятся они более всего равнодушия. Это яркие, общительные люди, стремящиеся привлечь к себе, притянуть других людей. Среди «I» даже чаще, чем среди «D», встречаются харизматичные личности, лидеры. Но за «D» люди идут потому, что знают, что за ними как за каменной стеной, что они обязательно приведут всех к победе. А за «I» люди идут, потому что с ними интересно, потому что «I» зажигают своим энтузиазмом, превращают каждый день в праздник. «D» — это чаще всего формальный лидер, а «I» — неформальный.

Еще одна очень характерная черта «I» — импульсивность. «I» легко загораются какой-либо идеей, зажигают всех вокруг, развивают бурную деятельность, но очень быстро остывают и переключаются на что-то другое. Сильная сторона этого качества – способность сдвинуть с мертвой точки, запустить дело. Слабая – неспособность довести его до конца.

«I» очень общительны, что напрямую связано с их главным мотиватором – жаждой признания. Они любят находиться среди большого количества людей, например, проводить свободное время на вечеринках и в клубах. Они – замечательные рассказчики, хотя часто бывают слишком болтливыми. Но это не обязательно раздражает, потому что они прекрасно развлекают, смешат аудиторию.

«I» позитивны, доброжелательны к людям, не любят конкурировать. Они видят в других не соперников, а партнеров. Ведь они уверены, что все равно они лучше всех. Они в себе не сомневаются. Если кто-то их не понимает, то проблема у этого человека, а не у «I». Они посочувствуют такому человеку, предложат ему помощь.

Вообще с результатами у них регулярно возникают проблемы. Их импульсивность, фокус на взаимоотношениях, желание все сделать красиво часто уводят их далеко от поставленной задачи. У «I» своя «айская» логика, которую очень трудно понять. Особая логика «I» связана с их нестандартным мышлением. «I» креативны, изобретательны, они любят все новое, оригинальное. Но в то же время они ненавидят рутину, бумажки, цифры.

Импульсивность является причиной одного крупного недостатка «I»: отсутствия пунктуальности. «I» просто не в состоянии соблюдать графики, делать что-либо вовремя.

Как же представители этого поведенческого типа ведут себя в стрессе? В стрессе их общительность переходит в навязчивость. Если что-то у них случится на работе или в личной жизни, они бросят то, чем занимались, и будут переходить от одного человека к другому, отрывать их от дел, рассказывать о своих проблемах, часами висеть на телефоне, обзванивая знакомых, пересказывая свою историю десятки раз.

Ключевые выводы:

• Главный мотиватор «I» — признание. Им важно внимание и одобрение других людей.

• «I» любят находиться среди людей, они хорошие рассказчики, душа коллектива.

• «I» позитивны и доброжелательны.

• «I» обладают нестандартным мышлением, они креативны, любят все новое.

• «I» импульсивны, не любят копаться в деталях и цифрах.

• Большой недостаток «I» — отсутствие пунктуальности.

• В стрессе «I» становятся навязчивыми.

Характерные представители этого поведенческого типа: Тигра из сказки про Вини Пуха, Принц Флоризель из одноименного фильма, герой Миронова из фильма «Бриллиантовая рука», Арамис.


«S» МЕЛАНХОЛИК

Третий поведенческий тип называется «S» от английского слова Steadiness. Правда, первоначальное название этого поведенческого типа, придуманное Марстоном, было Submission. Глагол «to submit» в трактовке Марстона имеет следующие значения:

1. Уступать.

2. Отдавать должное авторитету или силе, сдаваться.

3. Быть послушным.

«Интроспективное восприятие этого слова следующее: добровольное подчинение приказам авторитетного лица. Опрошенные женщины добавляли взаимную теплоту чувств между субъектом и тем, кому он подчиняется, подразумевая отношения между матерью и ребенком, людьми разных полов. На вертикальной оси мы видим позитивное отношение к жизни, восприятие окружающей среды как благоприятной, дружелюбно настроенной. А по горизонтальной оси – пассивное отношение к жизни, желание приспосабливаться к ней, а не изменять ее. Если человек считает, что мир прекрасен и менять его не надо, то он всеми силами будет стремиться к стабильности, постоянству, будет ценить и беречь то, что имеет, и тех, кто его окружает. Поэтому главным мотиватором для «S» является предсказуемость, а главным демотиватором – перемены.

«S» чутко и внимательно относятся к людям, для них очень важны их отношения с семьей, сослуживцами, друзьями. Они – природные психологи. Они готовы выслушать любого, постараться помочь, посочувствовать. Часто они становятся «жилетками», в которые можно поплакать.

Чуткость и психологизм делают «S» цементирующей частью коллектива. Они хотят, чтобы все жили дружно и мирно, и всячески способствуют этому.

Стремление к предсказуемости делает «S» единственным из четырех поведенческих типов, кто с удовольствием выполняет рутинную работу. Ведь повторяемость ведет к предсказуемости.

Нелюбовь к сюрпризам и переменам является причиной еще одного очень полезного качества «S» — они очень аккуратны, у них в делах и вещах всегда идеальный порядок, наведение порядка они могут воспринимать даже как приятный досуг.

Если говорить о негативных сторонах «S», то это – медлительность и нерешительность, сопротивление любым малейшим инновациям. Боязнь и неприятие любых перемен, реорганизаций – слабая сторона людей этого поведенческого типа. Им особенно тяжело во времена кризиса, когда для того, чтобы выжить, надо быть очень гибким.

В стрессе нерешительность «S» перерастает в замалчивание проблем, соглашательство. Даже в нормальном, не стрессовом состоянии «S» очень тяжело сказать «нет» другому человеку. А когда «S» в стрессе, вам придется приложить огромные усилия, чтобы понять, что на самом деле думает «S».

Вообще, «S» диагностировать труднее, чем любой другой фактор. Их поведение в стрессе не показательно. Ведь может быть так, что человек, общающийся с вами, действительно с вами согласен. «S» молчуны, тихони, но может же человек и с другим преобладающим поведенческим типом вести себя тихо. Вдруг он просто устал. «S» имеют еще одно свойство – они часто подстраиваются под своего собеседника, отзеркаливают его эмоции.

Ключевые выводы:

• Главный мотиватор «S» – предсказуемость, демотиватор – перемены.

• «S» очень внимательно и чутко относятся к людям, они – природные психологи.

• «S» содержат свои дела и вещи в идеальном порядке.

• «S» с удовольствием выполняют рутинную работу.

• «S» очень трудно сказать «нет» другому человеку, в стрессе им свойственно соглашательство.

• «S» довольно трудно диагностировать, так как им свойственно подстраиваться под собеседника.

Характерные представители этого поведенческого типа: Юрий Никулин, Семен Семеныч из «Бриллиантовой Руки», герой Басилашвили из фильма «Осенний марафон», Пятачок из сказки про Винни Пуха, Портос.


«C» ФЛЕГМАТИК

Четвертый поведенческий тип — «С» от английского Compliance. Марстон предлагает следующие два толкования глагола «to comply»:

1. Действовать в соответствии с чем-либо.

2. Быть обходительным, почтительным.

«Интроспективно большинство из нескольких сотен людей, которых я опрашивал, ассоциируют слово Compliance с тем, что субъект ведет себя в соответствии с указаниями некой высшей силы»[9]. Последователи Марстона называли этот тип и «cautious», «осторожный», и «conscientious», «добросовестный».

Давайте посмотрим на пересечение осей: мир враждебен и не идеален, но это его проблема. «С» не собираются изменять мир к лучшему, они предпочитают держаться от него в стороне. Для «С» приспособиться к враждебному миру означает научиться иметь как можно меньше с ним дела.

В результате мы видим людей замкнутых, сдержанных, не любящих выражать свои эмоции и открывать душу. Они любят проводить время в одиночестве или в спокойной тихой обстановке, немногословны. Это – не командные игроки, индивидуалисты. Общение с другими людьми они стараются свести к минимуму. Вообще, люди для них значат очень мало.

«С» стоят в стороне, смотрят, как другие люди копошатся вокруг. Они наблюдают, анализируют, просчитывают все возможные ходы соперников, строят сложные многоходовые планы. Это – серые кардиналы. Они обладают уникальной способностью замечать малейшие детали и подробности. То, на что не обращают внимания другие, — это их ключ к успеху. Это – их уникальный талант. Но иногда их перфекционизм перерастает в излишнюю мелочность.

Так же, как и «D», «С» ориентированы на результат. В сочетании с их индивидуализмом и склонностью к анализу, это формирует их главный мотиватор – желание всегда и во всем быть правыми. И, следовательно, более всего они боятся сделать ошибку.

Страх ошибиться заставляет их просчитывать все до последней мелочи, что приводит к чрезмерной скрупулезности, но имеет и положительную сторону: У «С» помимо плана А всегда есть и план Б, и план С. Их любимый вопрос: «А что если?»

«С» очень трудно обмануть. Они не доверяют чужому мнению, стараются все перепроверить, не верят средствам массовой информации. Им важно понимать конечную цель, кто и что выиграет от выполнения задачи.

«С» часто внешне проявляют пессимизм и негативное отношение. Но это не обязательно их внутреннее убеждение. Чаще всего – это маскировка. В душе-то они уверены в том, что останутся в выигрыше благодаря своей осторожности и аналитическим талантам.

В стрессе эти и так замкнутые люди полностью закрываются. Их реакция – уход. Они по возможности стараются уединиться. Если это невозможно, то полностью замыкаются в себе.

Ключевые выводы:

• «С» — замкнутые и сдержанные люди.

• «С» обладают даром замечать и анализировать детали и факты.

• Главный мотиватор «С» — желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться.

• «С» трудно обмануть, они не доверяют никому.

• «С» осторожны и аккуратны, часто чрезмерно скрупулезны.

• На стресс «С» реагируют уходом в себя, замыкаются.

Характерные представители этого поведенческого типа: Владимир Путин, Штирлиц, Шерлок Холмс, Сова из сказки про Винни Пуха, Атос.


Скажите тип темперамента и тип поведения всегда ли совпадают? Почему?


Итак, теперь, когда мы вспомнили о типах темперамента, о типах поведения, давайте соответственно каждому типу поведения разделимся на 4 группы. Безусловно было бы необходимо провести тест на определение типа темперамента, типа поведения, но мы все с вами люди взрослые и все всё про себя уже достаточно хорошо знаем и понимаем, поэтому обойдёмся без тестирования.


Первая группа – доминанты. Вашей группе предстоит составить положительные и отрицательные стороны каждого из типа поведения.

Вторая группа – влиятельные сюрпризы. В виде сценки представить разные типы поведения или разные типы темперамента в одной и той же ситуации.

Третья группа – послушные, человек – отношение. Подобрать примеры из сказок или известных звёздных людей, известных всем, что большинство людей – смешанный тип поведения и темперамента людей и разобрать, что у них от каждого типа поведения и типа темперамента.

Четвёртая группа – человек – правило. Вашей группе предстоит разработать правила поведения с детьми такого темперамента, например, в спорной, конфликтной ситуации.


Каждая из групп представляет результаты своей работы.


Теперь прошу всех сесть на изначальные места. Как вы думаете, почему каждая из групп получила именно такие задания?


Так учитывая индивидуальные особенности учащихся, вы можете разнообразить задания для учащихся в соответствии с их темпераментом, типом поведения, чтобы они выполнили его успешно, почувствовали себя «на коне», как коллективно, так и индивидуально.

А теперь давайте проанализируем, какие технологии я использовала в ходе своего мастер – класса?

  1. Технология критического мышления (метод эвристической беседы, метод аналогий)

  2. Практико – ориентированное обучение

  3. Личностно – ориентированные технологии

  4. Проектные технологии

  5. Здоровье сберегающие технологии


А теперь, скажите, что я не сделала?

Не похвалила, не мотивировала на будущее, не дала вообще никакой оценки деятельности. При оценке успешности или неуспешности выполнения задания необходимо так же учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенно если это учащиеся младшего или среднего школьного возраста. Т.к. если тип поведения доминанта, то откровенное выделение, чрезмерная хвальба может вызвать звёздную болезнь, а его критика может вызвать откровенную агрессию. Критическая оценка человека послушного с меланхолическим типом темперамента может привести к обиде, слезам и другой подобной реакции, у ребёнка надолго могут опустится руки, а даже небольшое внимание к такому ребёнку вызывает безграничную благодарность и доверие. Список этот можно продолжать, но это уже будет вашим домашним заданием на всю оставшуюся педагогическую деятельность. Только вооружившись знаниями, наблюдениями, терпением, вы сможете преодолеть все трудности и практика в этом вам поможет. А закончить мне бы хотелось некой притчей.

Притча. Однажды представители 4 рас поспорили между собой, кто из них лучше. Европеец сказал: «Я самый лучший, потому что я самый умный

Негр сказал: «Я самый лучший, потому что я самый красивый

Азиат сказал: «Нет я самый лучший, потому, что я самый выносливый

Индеец сказал: «Вы все заблуждаетесь, я самый лучший, потому что я самый смелый

Так они спорили, спорили, и, ни до чего не договорившись, решили пойти к Богу, чтобы он их рассудил и помог решить спор. Они явились к нему и стали расхваливать себя перед ним. Бог слушал, слушал, и в итоге сказал: «Как хорошо, что вы все разные

Помните об этом, мир прекрасен именно потому, что мы все разные!

Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!