СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Лингвистический субботник"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Лингвистический субботник"»

Мастер-класс  "Лингвистический субботник" 


Цель мастер-класса:  воспитание культуры речи

Задачи: 

Воспитать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер,

Ход занятия

  1. Организационный момент  

– Вспомните, дорогие члены жюри, интересные моменты из вашей жизни.

Вспомнили?

Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…

Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось…

II. Вступительное слово.

Современные люди стали меньше читать, и это доказанный факт. Аудирование, как бы ни печально это звучало, становится самым мощным источником пропаганды грамотности. Сегодня можно встретить гораздо больше людей в наушниках, а не с книгой в руках.

Любите ли вы слушать музыку?

Музыка во все времена была особенным видом искусства. Для подрастающего поколения современные песни – неотъемлемая часть их жизни. Песни слушаем повсюду. Кто-то любит рэп, кто-то – рок, а кто-то в восторге от популярной эстрады. Слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение неправильное?.. 

 Задумывался ли кто-то из вас над смыслом текстов песен, которые слушает?

 К сожалению, тексты песен не всегда соответствуют нормам русского языка, они насыщены многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь с этими нарушениями.

Свой мастер-класс я назвала «Лингвистический субботник ».

- Что значит субботник?

- Как вы думаете, что значит лингвистический субботник? (субботник, который поможет сделать окружающее нас пространство свободнее от ошибок в русской речи.)

Для того чтобы выявить нарушения языковых норм в текстах современных песен, давайте с вами прослушаем ряд популярных  музыкальных композиций . Но для этого вам надо быть внимательными.

Для начала необходимо вспомнить некоторые виды ошибок в русском языке.

Орфоэпические ошибки включают в себя ошибки с неправильной постановкой ударения или неправильным произношением слова. (слайд баловАть, звонИт, досУг и т.д) Произношение этих слов необходимо запомнить. Готовы? Пожалуй, начнем!

Поздний вечер в Сорренто нас погодой не балуЕт ( Глызин)

Уважаемые члены жюри, заметили ли вы здесь ошибку? ( балуЕт – надо балУет)

Давайте послушаем еще пример песни, в которой допущены орфоэпические ошибки.

Я не понимаю, почему скучаю, если ты не звОнишь мне (Мираж).

Назовите ошибку в этой композиции….( звОнишь – надо звонИшь)

Переходим к следующим видам ошибок.

Ошибки грамматические

Данный тип ошибок включает в себя нарушения в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений. ( слайд Автор тута был не прав. Едь на автобусе.) Посмотрим на слайд. Увидели ошибки? Назовите их.(тута-тут, едь-поезжай)

А теперь музыкальная композиция….

Где ж ты мой свет бродишь голову, склоня? (Буланова Т.)


Услышали ли здесь ошибку? Назовите. (склоня- склонив, склоняя (Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в- , -ши-, -вши-. )

Пожалуй, еще одна музыкальная композиция…

Мне не нужны с неба звезды даже, если твои губы шоколада слаже (Артик и Асти)


А какая ошибка в этой композиции? ( Слаже. Сравнительная степень прилагательного сладкий - «слаще»)


Речевые ошибки  – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е.в нарушении лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличие паронимов. ( слайд В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.) Что не так в этом предложении? (тавтология, рассказе-рассказывается)

Прости меня, мне время нужно, к тебе душа неравнодушна.

В этом примере даже несколько речевых ошибок…. (тавтология , меня-мне, душа-неравнодушна)


А пока разлучает разлука (Аллегрова) (тавтология , разлучает-разлука)


- Удалось ли нам провести сегодня лингвистический субботник?

Вот и подошло к концу наше занятие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Нужно стараться соблюдать нормы литературного языка, бороться за его чистоту.

 

Спасибо за работу!

Всем творческих успехов!







































Орфоэпические ошибки

Звонит, баловать, досуг, включим, красивее, договор

  1. А. Глызин «Поздний вечер в Сорренто» :



  1. Мираж «Снежинка» :





Грамматические ошибки



Автор тута был не прав.

Едь на автобусе.



  1. Т. Буланова «Где ж ты, мой свет?» :



  1. Артик и Асти «Очень-очень»:





Речевые ошибки



В этом рассказе рассказывается.



  1. Деймон и Елена «Прости меня» :



  1. И. Аллегрова «Ладони»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!