СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Критическое мышление"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Критическое мышление"»

Учение без мысли - напрасный труд.   Конфуций  Мышление - это новое сотворение мира.   Альбер Камю   Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,  если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.  Джек Лондон

Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон

Авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер , - являются членами консорциума «За демократическое образование».  В России ТРКМ появилась в 1997 году.

Авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер , - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России ТРКМ появилась в 1997 году.

Критическое мышление

Критическое мышление

Результаты ТРКМ

Результаты ТРКМ

    Структура урока Вызов Осмысление Рефлексия

    Структура

    урока

    Вызов

    Осмысление

    Рефлексия

    КЛАСТЕР-  выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди  – графический прием в систематизации материала

    КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

    Грозди – графический прием в систематизации материала

    В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.  ЗАЯЦ ЗАЯЦ

    В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

    ЗАЯЦ

    ЗАЯЦ

    Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. питание среда обитания ЗАЯЦ размножение окраска виды враги

    Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

    питание

    среда

    обитания

    ЗАЯЦ

    размножение

    окраска

    виды

    враги

    По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    грызуны степь лес зоопарк питание среда обитания млекопитающий окраска ЗАЯЦ размножение серая белая виды враги русак лисы беляк волки охотники

    грызуны

    степь

    лес

    зоопарк

    питание

    среда

    обитания

    млекопитающий

    окраска

    ЗАЯЦ

    размножение

    серая

    белая

    виды

    враги

    русак

    лисы

    беляк

    волки

    охотники

    ВИДЫ КЛАСТЕРОВ

    ВИДЫ КЛАСТЕРОВ

    В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

    • не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
    • продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
    • постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
    Советы преподавателю  Записывайте все идеи учащихся. Не судите о качестве идей (не комментируйте) . Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

    Советы преподавателю

    • Записывайте все идеи учащихся.
    • Не судите о качестве идей (не комментируйте) .
    • Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
    • Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
    • Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
    • Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

    "Верные и неверные утверждения"

    Заяц Беляк встретил молодого Русака.

    Лиса гналась за Беляком.

    Беляк выскочил, лиса погналась за ними обоими и не догнала.

    Русак больше не пришел на поляну.

    Инсерт

    Инсерт

     V  + Что сущест-вует два вида зайцев.  - Что беляк и русак могут дружить.  ? Думала, что лиса не догонит зайца,т.к. беляк побежит на помощь. Почему беляк долго лежал не поднимаясь?

    V

    +

    Что сущест-вует два вида зайцев.

    -

    Что беляк и русак могут дружить.

    ?

    Думала, что лиса не догонит зайца,т.к. беляк побежит на помощь.

    Почему беляк долго лежал не поднимаясь?

    Дерево предсказаний

    Дерево предсказаний

    РОМАШКА «БЛУМА» Уточняющие вопросы . Обычно они начинаются со слов: То есть ты говоришь, что... ?; Если я правильно понял, то... ?. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

    РОМАШКА «БЛУМА»

    Уточняющие вопросы . Обычно они начинаются со слов:

    То есть ты говоришь, что... ?;

    Если я правильно понял, то... ?.

    Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова

    Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей.

    Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его

    формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?.

    Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?.

    Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

    Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы…изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

    Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы…изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?.

    Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?.

    Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между

    теорией и практикой.

    «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы      Кто ?     Что ?     Когда ?     Может ..?     Будет ...?     Мог ли ... ?     Как звать ...?     Было ли ...?     Согласны ли Вы ...?     Верно ли ...? Объясните, почему...?     Почему Вы думаете ...?     Почему Вы считаете ...?     В чем различие ...?     Предположите, что  будет, если... ?     Что, если ... ?

    «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

    «Тонкие» вопросы

    «Толстые» вопросы

         Кто ?    Что ?    Когда ?    Может ..?    Будет ...?    Мог ли ... ?    Как звать ...?    Было ли ...?    Согласны ли Вы ...?    Верно ли ...?

    Объясните, почему...?

        Почему Вы думаете ...?    Почему Вы считаете ...?    В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?    Что, если ... ?

    СИНКВЕЙН

    СИНКВЕЙН

    КАК СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).  Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).  Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).  Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

    КАК СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН

    • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
    • (глаголы).
    • Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к
    • теме (чувства одной фразой).
    • Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть
    • темы.
    БЕЛЯК  трусливый, веселый  бегал, играл, ждал  Так и не увидел друг  трусишка

    БЕЛЯК трусливый, веселый бегал, играл, ждал Так и не увидел друг трусишка

    Прием «шести шляп» Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д. Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.  Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.  Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет. Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.  Синий цвет – продолжение сюжета.

    Прием «шести шляп»

    Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д.

    Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.

    Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.

    Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.

    Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.

    Синий цвет – продолжение сюжета.

    Результаты работы Изменилось отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности. Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе. Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся. Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы. Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.

    Результаты работы

    • Изменилось отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
    • Изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
    • Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
    • Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
    • Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
    • Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.
    Рефлексия

    Рефлексия


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!