Мастер-класс по теме: «Конфликты. Пути решения»
Введение.
Знакомство.
Место проведения – просторный кабинет.
Возраст учащихся – 12-14 лет.
Необходимый материал: столы, стулья, бумага, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши
Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента
Задачи:
обучить эффективным инструментам планирования и разрешения конфликтов;
отработать на практике базовые навыки решения конфликтов.
Упражнение «Сигнал»(5 мин)
Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
Упражнение "Скульптура"(7 мин)
Учащиеся делятся на группы по 5-7 человека и выбирают "скульптора". Он строит скульптурную группу "Конфликт" и занимает свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.
"Что такое конфликт"(10 мин)
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
Передавать мешок из одной команды в другую.
Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
Педагог-психолог: Не секрет, что конфликт всегда вызывает неприятные эмоции у конфликтующих. Как вы думаете, какие последствия могут быть у конфликта? (ответы учащихся). – с учителем? с одноклассниками? с родителями? С бабушкой у подъезда?
Педагог-психолог: Вы правы у конфликта может быть множество отрицательных последствий, итог конфликтов зачастую непредсказуем.
Педагог-психолог: Но многих конфликтов можно избежать, если вы научитесь контролировать свои эмоции и прислушиваться к мнению других.
Педагог-психолог знакомит учащихся с рекомендациями по способам самоконтроля, разбирая каждый способ на практике.
Мозговой штурм: причины возникновения конфликта? (10 мин)
Причины конфликтов разнообразны. Чаще всего, это (может быть одна из этих причин, может быть совокупность и даже все вместе) Объективно конфликтная ситуация. Как правило, это конфликт интересов, разногласия, столкновение важных для людей взглядов либо позиций, несогласованность обязанностей. Участие конфликтных личностей. Эмоционально неустойчивые, возбудимые, обидчивые люди. Он с вами договорился, что будем миром, будем все обсуждать, на следующей неделе вспыхнул опять. Конфликтные люди запускают конфликты на пустом месте и раскручивают их, портя жизнь как себе, так и окружающим. Конфликтные отношения участников Если люди недоброжелательно относятся друг к другу, подозревают друг друга, то малейший невинный повод может оказаться поводом для конфликта. Конфликтное поведение одной из сторон. Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта. Иногда ведут себя конфликтно вполне мирные, неконфликтные по жизни люди. Конфликтное поведение может быть осознанным и нет, случайным и закономерным Негативные эмоции Человек злится на себя, в результате виноваты все окружающие... Недопонимания и недоразумения между людьми. Чтобы происходило реже, чаще поясняйте свое поведение и, прежде чем реагировать конфликтно на партнера, разберитесь в происходящем. Он ли сделал то, что задело вас, зачем он это сделал... |
Упражнение «Как научиться контролировать свои эмоции».
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас, можно нарисовать то, что первым придет вам в голову, позволить грифелю порвать бумагу, с силой заштриховать рисунок и в конечном итоге разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем поддадитесь нахлынувшему эмоциональному всплеску. Вы поймете, насколько незначителен на самом деле повод к вашей бурной реакции, уже на подходе к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуйте посчитать во рту свои зубы при помощи языка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя, остановитесь на мгновенье и подумайте о самых хороших и незабываемых моментах вашей жизни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и определяете ваш выбор – пойти на поводу у разрушительных эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справиться с эмоциями, это физические упражнения. А от этого улучшается настроение. И это не обязательно должен быть определенный вид спорта, а просто регулярные прогулки и активный отдых.
Упражнение "Скульптура" - 7 мин.
Учащиеся делятся на группы по 5-7 человека и выбирают "скульптора". Он строит скульптурную группу "Примирение" и занимает свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.