СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.    

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»»

Приложение п 1.3.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Звездочка» г. Вольска Саратовской области»

________________________



Мастер-класс

«Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

_____________________



подготовила музыкальный руководитель

Самойлова Ольга Юрьевна

Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с использованием деревянных ложек в процессе музыкального воспитания в ДОУ.

  • познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.

  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.


Ход мастер класса


Добрый день. Уважаемые коллеги!

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

  • в непосредственной образовательной деятельности;

  • в театральной деятельности;

  • выступления на праздниках;

  • кружковая работа.


В разных видах деятельности:

  • пение;

  • слушание музыки;

  • музыкально – ритмическое движение.

Сегодня я хочу вас научить некоторым приемам игры на деревянных ложках. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, бесспорный факт.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук.

«Замок»

Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули.

Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака (для детей корешок и шапочка). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.

Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.

Ритмическое упражнение :

1-2-3. – Ты на ложки посмотри,

1-2-3-4 - Вот мы ложечки купили.

1-2-3-4-5 – Будем мы на них играть

Обучение на двух ложках можно поделить на два этапа, всегда пользоваться правилом, переходя от простого к сложному.

1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

1 этап.

«Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

*Удар 'шапочками" перед грудью.

* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками». Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

Приём «Мячик». На 1-2-3 ударяют ложкой по левому колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Добавляют удар по правому колену, груди.

Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов по ладони левой руки.

Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Прием «Малая дробь», «Большая дробь». Ударяют скользящий удар по левой ладони и левому колену. Выполняется сидя. К «большой дроби» добавляется еще точка для удара – правое колено.

Предлагаю повторить все приемы игры на ложках под мелодию русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Заключение

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго!


Список использованной литературы:

  1. Каминская Е. А. Некоторые сведения из истории игры на ложках // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 90-91;

  2. Осипов А. Н. «Как у наших у ворот». Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. Автор : преподаватель Губинской ДШИ, заслуженный работник культуры России А. Н. Осипов. 2007 https://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf

  3. Рытов Д. А. «Искусство игры на ложках» https://www.perluna-detyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=6&Itemid=112

  4. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!