СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Я делаю это так..»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю практические методы и приёмы развития культуры речи учащихся на уроках русского языка, которые помогут сделать ваш урок наиболее интересным. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Я делаю это так..»»

Мастер - класс «Я делаю это так..»

Баранова Т.В.

Учитель русского языка и литературы

школы-гимназии имени М.Ломоносова,

Тюлькубасского района, Туркестанской области



(Практические методы и приемы развития культуры речи учащихся на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения)

Место проведения: методическое объединение учителей русского языка и литературы

Цель: совершенствование профессиональной подготовки педагогов; обогащение технологического потенциала слушателей мастер – класса; определение путей деятельности учителя по развитию речевой компетентности на уроках русского языка в казахских классах; формирование творческих навыков, активности учеников; отработка методов формирования речевой компетентности на уроках языка

Прогнозируемый результат: привлечение учителей к интерактивной деятельности, эффективное использование современных технологий на уроках

Ход мастер – класса

  1. Сообщение темы и целей мастер – класса.

  2. Вступительное слово

Благодаря усилившейся коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе возросло внимание и к проблемам культуры речи. Это нашло отражение и в школьных учебниках, и в многочисленных научно-популярных изданиях.

Уважаемые коллеги, сегодня вы участники нашего мероприятия. Каждый из нас чего-то ждёт, задаётся какими-то вопросами, ставит перед собой определённые цели. Перед вами парковка вопросов, задач, целей. Напишите, пожалуйста, чего вы ждёте от сегодняшней встречи, чему хотите научиться, что нового хотите узнать.

Итак, начнём работу.

Свой мастер-класс я хотела бы начать со слов французского писателя Франсуа Фенелона «Слушать стоит лишь того, чья речь подчинена мысли, а мысль – истине и добру».

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и

одновременно образец для воспитанников.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной

педагогической деятельности.

Видеофрагмент.

- Что такое культура речи? (Это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.)

Понятие “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.

В условиях двуязычия этот раздел наиболее актуален.

Приведу несколько разновидностей упражнений, методов и приемов, позволяющих повышать уровень культурного владения языком, способствовать формированию языкового чутья школьника.

  1. Практический этап

  • Стадия «Вызов»

(Раздаются таблицы «Верю – не верю».)

Верите ли вы, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Верите ли вы, что

1

2

3

4

5

 


 

 

 

 

Верите ли вы, что…

1. Однажды известному режиссеру, основателю ТЮЗа А.А. Брянцеву позвонили из школы:

Вам звОнит преподавательница…
– Не верю! – прервал Александр Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

Товарищ Брянцев! Вам звОнит преподавательница. Почему вы не верите?

2. Сейчас, прощаясь, говорят не «до свидания», а «я тебя наберу» или «до связи»?

3. Два ученика 5б класса Паша и Стас в разговоре не смогли понять друг друга, хотя родной язык у обоих мальчиков – русский?

4. Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:

Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!

5 Верите ли вы, что речь – это визитная карточка человека?



Ключ: 1 ряд --

2 ряд (проговорить ситуации, где дети допустили ошибки)



  • Работа с Тематическим словарем

Доска, мел, тряпка, сумка, портфель, рюкзак, ручка, пенал, разноцветный, карандаш, тетрадь, учебники, фломастер, линейка, ластик, книга, журнал, отметка, хорошая, плохая, карта, циркуль, микроскоп, указка, краски, кисточка.

Вопросы

  • Прочитайте слова вслед за учителем, какой темой они объединены

  • Переведите их на казахский язык, прочитайте перевод в парах

  • Спишите, запомните постановку ударения; правописание слов

  • Составьте связное высказывание, используя данные слова

  • Какими словами и словосочетаниями вы можете дополнить предложенный список

  • Объясните значение слов

  • Обозначьте изученные орфограммы

  • Составьте с данными словами словосочетания с предлогами на, в, по



  • Разминка: решение лингвистических задач.

Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два или более действий.

Лингвистическая задача может быть использована на любом этапе урока, на уроках любого вида. Принято выделять следующие виды лингвистических задач:

На уроке русского языка я использую лингвистические задачи как прием активизации мыслительной деятельности. Отличие задачи от упражнений и её методическое преимущество можно сформулировать следующим образом:

  1. В основе лингвистической задачи (далее – ЛЗ) - проблемная ситуация, разрешение которой требует использования ряда логических операций;

  2. Ответ не лежит на поверхности, задача требует решения, нахождения истины;

  3. Решение представляет пошаговое выполнение нескольких действий (рассуждение, анализ, сравнение, выбор признаков…);

  4. Нестандартность формулировки привлекает внимание, активизирует мышление и стимулирует творческие способности;

  5. ЛЗ содержит внутренний смысл, сопряженный с опытом решающего представлениями о мире;

  6. ЛЗ позволяет самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметных областей.

Уважаемые слушатели, представьте, что вы учащиеся 5 класса. Давайте попробуем решить с вами несколько лингвистических задач.

  1. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь­зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А) сок+ борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + косо; (Д) воск + колода.

  1. Путешественница Морфология решила отправиться в поход. Рюкзак с вещами ей помогал собирать Незнайка. В него он положил существительные, синонимы, приставки, предлоги, орфограммы, знаки препинания, глаголы. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?

(подчеркните правильные ответы, объясните и обговорите в группах)

Задача 3
Это можно разжечь. Может разгореться, а может угаснуть. Может продолжаться. Что это?

Дрова, костер, спор, фонарь?

Задача 4
Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это?

Авторитет, вещь, любовь, честь, яблоко?

Задача 5
За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести, и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это?

Дело, лестница, перила, победа, ум?

Задача 6
В это можно бить, а можно лезть. Перед этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это?

Гонг, глаза, метро, очки, лицо?

Задача 7
Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это?

Ящик, чемодан, дом, секрет, замок?

Задача 8
Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а можно на это поставить. Что это?

Печень, кровать, место, стол, вид?



  • Прием Верно – Неверно

При выполнении приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

Утверждение

Верно – Неверно. Почему?

1

«Язык – самое лучшее и самое плохое на свете»



2

Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание.





3

Понятие “Культура речи” включает в себя

1 ступень освоения литературного языка: правильность речи





4

Чтобы быть образованным человеком, достаточно грамотно писать






  • Исправьте ошибки:

  1. «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело»

  2. «Они хотели устроить более лучшую жизнь»

  3. «Он всегда ложит локти на стол»

  4. «С наступлением весны дни становятся длиньше»

  5. «Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями»

  6. Люблю на каникулах ездить до бабушки.

  7. Он обратно прочитал книжку.

  8. Желаю долгого творческого долголетия.



Метод интеллект-карт

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.           

Ментальная карта (кластер)

Правила создания интеллект - карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. (карта мыслей, интеллект – карта) Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а, следовательно, монотонных, объектов.

  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

 

Свойства интеллект - карт:

  •   Наглядность. (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

  •  Привлекательность. (Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

  •  Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)

  •   Своевременность. (Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

  •  Творчество. (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

  •   Возможность пересмотра. (Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)


Преимущества интеллект - карт перед другими методами:

  •   экономия 50% времени на конспект;

  •   концентрация информации на важных моментах;

  •   визуально четкие ассоциации;

  •   улучшение запоминания.

 

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала

  • закрепление материала

  • обобщение материала

  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

  • подготовка проекта, презентации

  • аннотирование

  • конспектирование

 

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

  • выявлять причины когнитивных затруднений

  • корректировать знания учащихся

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект‑карты.

Составление ментальной карты по культуре речи

1 ветвь - Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.

2 ветвь - Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание.

- Какие нормы отражают правила:

- произношения, ударения, использования интонации? (Орфоэпические)

- употребления слов в точном соответствии с их значением? (Лексические)

- образования слов? (Словообразовательные)

- образования форм слов разных частей речи? (Морфологические)

- построения словосочетаний и предложений? (Синтаксические)

- написания слов и форм слов? (Орфографические)

- постановки знаков препинания? (Пунктуационные)

Что входит в понятие речевое мастерство

Признаки хорошей речи

  • Содержательность

  • Богатство

  • Выразительность

  • Последовательность

  • Точность

  • Правильность

  • Уместность

  1. Выводы. Рефлексия



  • Рассказ из случайных слов

Данный метод позволяет составлять небольшие истории из случайных слов, что поможет развить ребенку логическое мышление и фантазию. Давайте попробуем.

1 группа

Сон, страшный, развиваться

2 группа

Мама, крепкий, выключать

3 группа

Праздник, весёлый, подарить

4 группа

Игра, надёжный, сомневаться

Заключение.

Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Теперь я попрошу вас вновь обратиться к нашей Парковке вопросов. Достаньте свою запись, которую вы сделали в начале нашей встречи. Прочитайте, с какими вопросами и желаниями вы пришли, ответили ли мы на ваши вопросы, смогли ли вы найти в процессе занятия тропинки к повышению ваших собственных педагогических знаний.

(Даём слово участникам мастер-класса: они проводят рефлексию по своим записям)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!