СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование математической грамотности при подготовке к ОГЭ по информатике "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему ОГЭ по информатике так популярен среди девятиклассников?

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование математической грамотности при подготовке к ОГЭ по информатике "»

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Черчетская средняя общеобразовательная школа











Мастер-класс

«Формирование математической грамотности при подготовке

к ОГЭ по информатике»



Номинация: «Развитие математической грамотности на уроках информатики»





















Учитель физики и информатики

Османова Марина Экрамовна

первая квалификационная категория

стаж работы 20 лет





















Черчет

Август, 2022 год

Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача.


Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках информатики при подготовке к ОГЭ.

Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;

  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;

  • содействовать профессиональному общению;

  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: задания для проведения практической части, экран, проектор, презентация.

Форма проведения: практическое занятие.

Ход проведения мастер - класса

1. Вступление

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Формирование математической грамотности при подготовке к ОГЭ по информатике».

На уроках и внеурочных занятиях стараюсь по максимуму решать практические задания, используя методику дифференцированного подхода. Так как ребята разные, имеют разные способности, то для слабоуспевающих учеников выбираю определенные задания базового уровня и решаем их, набирая тем самым 4 и более баллов! Это порог для сдачи ОГЭ по информатике. Уже несколько лет подряд выпускные 9 классы выбирают информатику как один из предметов по выбору. Сегодня я хочу поделиться с вами теми наработками, которые имею на сегодняшний день.

2. Основная часть мастер-класса

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.


Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с изучением учебного предмета, выходит за границы понятия «грамотный человек». 
Одним из ориентиров ФГОС является метапредметность, формирование функционально грамотной личности. В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения информатики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ».

Как учитель информатики и физики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Кроме того, решение задач практического и логического содержания способно привить интерес ученика к изучению информатики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Рассмотрим несколько примеров:

Задание №1 (с сайта Решу ОГЭ). (Приложение 1)

Количество объяснений – 2.


В одной из кодировок UTF-32 каждый символ кодируется 32 битами. Петя написал текст (в нём нет лишних пробелов):

 

«Ель, кедр, сосна, кипарис, лиственница, можжевельник — хвойные растения».


Ученик вычеркнул из списка название одного из растений. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название хвойного растения.

Решение.

 Для решения этого задания надо вспомнить единицы измерения информации:

Наименьшая единица измерения информации - 1 бит

Затем, 1 байт = 8 бит.

А следующие единицы выражаются так: 

1 Килобайт (Кб) = 1024 байта

1 Мегабайт(Мб) = 1024 килобайтов (Кб).

И, в принципе, этого и достаточно.

Сначала хочу сказать, что ученик вычеркивает слово, запятую и пробел.

Итак, начнем с того , что каждый символ кодируется 32 битами. 

32 бита делим на 8 (потому что в 1 байте 8 бит) и получаем 4 байта, которые занимает ОДИН символ. (32:8=4). Зачем нам байты? Затем, что размер нового предложения стал меньше на 20 байт. А единицы измерения у символа и предложения должны быть одинаковые!!!

Вот, это самое важное! Единицы измерения должны быть одинаковые!!!

Теперь 20 байт (то, что уменьшилось) делим на 4 байта (1 символ) и получаем 5. Что такое 5? Это 5 символов, которые вычеркнул ученик. Но из них один пробел и одна запятая.

Поэтому из 5 вычитаем 2 (пробел и запятую).  И получаем 3. Это и есть количество букв в вычеркнутом слове. Какое слово состоит из трех букв? Смотрим на список слов. И видим, что это ЕЛЬ.

ОТВЕТ: ЕЛЬ









(Приложение 2) Закрепляем при решении №10238.



(Приложение 3. Решение)

Решение №10238.

Алгоритм решения.

Запоминаем! 8 бит = 1 байту.

16 бит = 2 байта (количество информации, которую занимает 1 символ).

16 байт : 2 байта = 8 символов (на сколько символов изменился текст, из них 1 запятая и 1 пробел)

8 – 2 = 6 символов (количество символов, из которых состоит слово) – ТЮЛЕНЬ.


Ответ: тюлень.


Предлагаю самостоятельно решить задание №10307. Ученики справляются за 1-2 минуты.

Если успешно справились, то получаете 1 балл. Обращаем внимание на время выполнения задания. Нарабатываем подобные задания, чтобы уложиться во времени!


(Приложение 4. Самостоятельное решение задания №10307)


Задание №6 (с сайта Решу ОГЭ). (Приложение 5).


Количество объяснений – 1.

Решение.

При решении данного задания обратить внимание ребят, что решать его нужно в том языке программирования, который им более понятен. Слабоуспевающие учащиеся обычно решают данное задание на алгоритмическом языке, а остальные на языке программирования. Для начала проанализируем программу. Она проверяет для каждой пары чисел, выполняются ли условия логического выражения и выводит значение «YES» и «NO» в зависимости от результата. Первое число из пары — это s, второе — t. В этом задании мы видим оператор AND (И), который означает, что должны выполняться оба условия:

s 4;

t 4.

Начинаем проверять пары чисел ↓


Первая пара (10,6). s должно быть больше 4 и t — больше 4.

10 4= true;

6 4= true.

Оба условия были выполнены, значит программа выведет YES. По заданию нам надо посчитать количество NO.


Вторая пара (7,6).

7 4= true;

6 4= true.

Оба условия были выполнены, значит программа выведет YES.


Третья пара (-4,3).

-4 4= false;

3 4= false.

Оба условия не выполнены, значит программа выведет NO (1).


Четвертая пара (2,9).

2 4= false;

9 4= true.

Одно условие не выполнено, значит программа выведет  NO (2).


Пятая пара (12,7). Результатом будет – YES.

Шестая пара (-11,4). Результат - NO (3).

Седьмая пара (-8,13). Результат - NO (4).

Восьмая пара (10,9). Результат- YES.

Последняя девятая пара (6,5). Также обе эти величины больше 4, значит результатом будет YES.

Еще раз проверим: 9 пар, из них не удовлетворяют условию 4 пары.


Ответ: 4


Давайте попробуем решить данное задание самостоятельно. Ученики решают его примерно за 2 минуты.

(Приложение 6. Самостоятельно).



Обратите внимание, что если одно из условий выполняется, то выводится YES, количество которых и надо нам посчитать для ответа и зарабатывания 1 балла.


Правильный ответ: 5.

Пояснение: кроме того, что должно выполнятся одно из условий, мы должны обратить внимание, что стоит строгое неравенство – переменные (строго больше) 10. Значит пара (10,10) или (10,5) – не подходят, то есть выводом результата будет NO.


Молодцы! Я считаю все справились с заданием очень хорошо! И заработали 1 балл в свою копилку.


3. Подведение итогов мастер-класса

При систематическом применении на уроках информатики задач прикладного содержания, развивающих функциональную грамотность учащихся, школьники поймут:

  • универсальность математических методов и их роль в изучении окружающего мира;

  • методы построения математических моделей для описания процессов в различных контекстах;

  • полезность приобретенных знаний и навыков для применения их в альтернативных ситуациях;

  • важность овладения широким спектром коммуникативных навыков;

  • полезность применения информационно-коммуникационных технологий.


Чтобы научить учиться ученика необходимо мотивировать на этот процесс обучения. Считаю, что уроки информатики учащимся нравятся, это заметно по проценту качества успеваемости по данному предмету, начиная с 5 класса до 9 класса. В старших классах это менее заметно, так как уровень сложности практических заданий увеличивается и требования изменяются.


На данном мастер-классе я рассмотрела только 2 задания = 2 баллам. Чтобы успешно сдать ОГЭ необходимо справиться с заданиями на 4 и более баллов (вот еще в чем успех выбора данного предмета учениками!). Таким образом, еще необходимо 2 балла набрать. Предлагаю ученикам задание 13.1 или 13.2 – создание презентации или работа с текстом, обращая внимание на общие требования к оформлению текстовых документов и презентаций (ученики должны уже иметь опыт работы с ними, так как готовились к итоговому проекту).


Дополнительная информация:

Оценка «2» - 0-3 балла;

Оценка «3» - 4-9 баллов;

Оценка «4» - 10-15 баллов;

Оценка «5» - 16-19 баллов.


Таким образом, тренировочные задания способствуют формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивают исследовательские, рефлексивные умения, математическую грамотность.

Оцените, коллеги, результаты совместной работы (Приложение 7). Участники проводят оценивание.


Приложение 1.



Приложение 2.

Приложение 3. Решение.



Приложение 7.


Анкета


На уроке я работал


Своей работой на уроке я


Урок для меня показался


За урок я


Мое настроение


Материал урока мне был




Активно / пассивно


Доволен / не доволен


Коротким / длинным


Не устал / устал


Стало лучше / стало хуже


Понятен / не понятен


Полезен / бесполезен


Интересен / скучен








Приложение 4. Решение задания №10307. (Самостоятельно)




Приложение 5.



Первое число из пары — это s, второе — t.

В этом задании мы видим оператор AND (И), который означает, что должны

выполняться оба условия:

s 4;

t 4.

Начинаем проверять пары чисел ↓


Первая пара (10,6). s должно быть больше 4 и t — больше 4.

10 4= true;

6 4= true.

Оба условия были выполнены, значит программа выведет YES. По заданию нам надо посчитать количество NO.


Вторая пара (7,6).

7 4= true;

6 4= true.

Оба условия были выполнены, значит программа выведет YES.


Третья пара (-4,3).

-4 4= false;

3 4= false.

Оба условия не выполнены, значит программа выведет NO (1).


Четвертая пара (2,9).

2 4= false;

9 4= true.

Одно условие не выполнено, значит программа выведет  NO (2).


Пятая пара (12,7). Результатом будет – YES.

Шестая пара (-11,4). Результат - NO (3).

Седьмая пара (-8,13). Результат - NO (4).

Восьмая пара (10,9). Результат- YES.

Последняя девятая пара (6,5). Также обе эти величины больше 4, значит результатом будет YES.

Еще раз проверим: 9 пар, из них не удовлетворяют условию 4 пары.


Ответ: 4




















Приложение 6.



Правильный ответ: 5.


Скачать

© 2022, 523 29

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!