СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»»

Мастер-класс

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»

Подготовила: Попикова Наталья Александровна


Аннотация: данная статья может быть интересна педагогам образовательных организаций. Выполнение описанных рекомендаций поможет подготовиться к проведению мастер-классов и успешно продемонстрировать свой педагогический опыт на различных профессиональных мероприятиях, в том числе конкурсах и фестивалях. Предложенный алгоритм можно также использовать и при подготовке построения непосредственной образовательной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий, мастер-классов

Цель: Обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:

• раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

• познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;

• поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.


Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем необычный мастер-класс –тренинг, тема которого «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся».

На нашей встречи мы затронем вопросы здоровьесберегающей деятельности в школе в условиях требований ФГОС сделаем акцент на формировании мотивации обучающихся к здоровому и безопасному образу жизни, дадим советы по сохранению своего личного здоровья, а также вспомним требования к организации здоровьесберегающего урока. Все указания и рекомендации, которые будут сегодня озвучены, основаны на современных научных исследованиях и позволят осуществлять педагогическую деятельность с сохранением здоровья учащихся как показателя качества образования.

А поскольку наш мастер-класс необычный, то и начнем мы его необычно – с релаксации.

А вы знаете, что такое релаксация?

Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может стать хорошим помощником в нашем нелегком педагогическом труде, помогает хорошо расслабиться, а затем ощутить прилив сил и бодрости. ….

Релаксация позволяет снять напряжение и предотвратить наступление депрессии. Релаксация держит уровень стресса на приемлемом уровне, не позволяя ему повышаться.

Одна их эффективных форм проведения уроков является релаксация-визуализация. Эта форма позволяет ребенку с помощью педагога отправиться в мысленное путешествие, во время которого одновременно решаются задачи развития личности, интеллекта, ценностных ориентаций, эмоционально-волевой сферы.

Например, можно отправиться в путешествие по городу и зайти в «волшебный магазин». В этом магазине ученик может выбрать для себя книгу или какой-либо волшебный предмет. Его выбор будет хорошим подспорьем для дальнейшего обсуждения с педагогом. Можно отправиться в плавание или в космическое путешествие. Далее обучающемуся предлагается упражнение на расслабление мышц и регуляцию дыхания. Можно включить не громкую, спокойную музыку.



Обоснование проблемы.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

– Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Участники зачитывают свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.)

• Обсудить проблему

– Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

• Принятие решения


– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.


Значит проблема сохранения здоровья школьников для нас всех актуальна


Я не буду вас утомлять данными Минздрава.


• 14% детей практически здоровы,

• 50% имеют функциональные отклонения,

• 35-40% хронические заболевания.


Напомню, что:

  • К 1 группе относятся дети, не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием.

  • Ко 2 группе относятся также здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний.

  • К 3 группе относятся дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию

  • К 4 группе относятся дети-инвалиды.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.


По статистике среди школьников за период обучения:

• в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения,

• в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы,

• в 5 раз – нарушение осанки,

• в 4 раза – нервно-психических расстройств.

• многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

• более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках,

• абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %,

• за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.


Вы и так знаете, насколько в последнее время ухудшилось здоровье наших детей (причина - малоподвижный образ жизни, много сидят за компьютером, телефоном, плохое питание). Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной

обстановки на уроке. На таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится тревожность и утомляемость, которые в конечном итоге, зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.

Все это, безусловно, подтверждает актуальность темы нашего сегодняшнего мастер-класса.

Итак, цель нашего мастер-класса: Создание необходимых условий для сохранения/улучшения здоровья учащихся через формирование сознательной потребности у педагогов школы к ЗОЖ, использование в педагогической деятельности современных методов, приемов и технологий работы, а также рациональную организацию учебного процесса.


Как вы все знаете, знакомство или работу с каким-либо вопросом необходимо начинать с изучения нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вопрос.

Вот этим мы сейчас с вами и займемся. Я прошу вас разбиться на пары (разбиваются).

Сейчас в парах вам нужно выполнить следующее задание: ознакомиться с выдержками из федеральных и международных документов и соотнести их с названиями этих документов.


Соотнесите названия нормативных документов о здоровье с выдержками из текстов нормативно-правовых документов. Полученные варианты занесите в таблицу ответов (см. ниже).


1. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

А. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


Б. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"


В. Конституция РФ


Г. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан РФ"


Д. Конвенция ООН о правах ребенка


Е. Федеральный закон от 23.02.13 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".


Ж. Профессиональный стандарт педагога

2. Целями государственной политики в интересах детей являются:  

… защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

4. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: ..

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность…

5. Необходимые трудовые действия: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.


6. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

7. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.



Таблица

ответов

1

2

3

4

5

6

7









Уважаемые коллеги, время вышло, заканчиваем.

Выполняя задание, вы узнали, какие существуют документы, регламентирующие сохранение здоровья школьников, а также о чем именно в них говорится.

А сейчас проверим правильность выполнения задания:


  • О том, что в школе мы должны информировать детей о вреде табака говорит закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

  • О том, что целями государственной политики в интересах детей является защита от факторов негативно влияющих на здоровье детей говорится в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  • О праве граждан на охрану здоровья через создание благоприятных условий воспитания и обучения говорится в законе «Об основах охраны здоровья граждан».

  • О том, что мы должны определять оптимальную учебную нагрузку, пропагандировать и обучать детей навыкам ЗОЖ, создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления, вовлекать детей в занятия физкультурой и спортом, обеспечивать безопасность детей и профилактику несчастных случаев говорится в законе «Об образовании в РФ».

  • О том, что каждый имеет право на охрану здоровья, а сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, говорит Конституция РФ.

  • То, что мы должны исключить практики, отрицательно влияющие на здоровье детей требует Конвенция ООН о правах ребенка.

  • И, наконец, то, что педагог должен формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни – это требование Профессионального стандарта педагога.

Все это еще раз подтверждает то, что одним из главных направлений деятельности педагога является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Принципы формирования культуры здоровья

и организации здоровьеформирующей деятельности


Следующее важное условие эффективности организации здоровьесберегающей деятельности – это, конечно же, знание и понимание принципов формирования культуры здоровья и самой деятельности.

Давайте вспомним, что такое принципы? (ответы)

От лат. НАЧАЛО. В нашем случае - руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.

Сегодня выделяют 8 основных принципов формирования культуры здоровья:

  1. Принцип самоорганизации.

  2. Принцип природосообразности.

  3. Принцип персоноцентричности.

  4. Принцип индивидуализации.

  5. Принцип партнерства.

  6. Принцип справедливости (объективности).

  7. Принцип целостности.

  8. Принцип ненавязчивости.

Сейчас также как с нормативно-правовой базой мы поработаем с данными принципами.

Просьба поменять место и составить новую пару.

Соотнесите содержание принципа формирования культуры здоровья и организации здоровьеформирующей деятельности с названием. Полученные варианты занесите в таблицу ответов (см. ниже).

1.Стремление перевести заботу о здоровье человека в заботу человека о самом себе, т.е. формирование у школьников ценностных установок на ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью.

А. Принцип справедливости (объективности)


Б. Принцип индивидуализации.


В. Принцип ненавязчивости.


Г. Принцип самоорганизации.


Д. Принцип природосообразности.


Е. Принцип персоноцентричности1.


Ж.Принцип целостности.


З. Принцип партнерства.

2. Педагогическое воздействие будет здоровьеформирующим, если оно отвечает естественной природе человека как саморегулирующейся биосоциальной системы2, в которой заложены любознательность, самобытность и уникальность, самостоятельность, подвижность, стремление рассуждать, делать выводы и т. д. При этом важен учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их потребностей и интересов.


3. Приоритет отдается развитию личностных ресурсов и личностно-значимой мотивации на ЗОЖ учащихся, а не просто передаче знаний о здоровье.

4. Предполагает ситуационную адекватность и гибкость, проявляется в опоре на индивидуальный опыт человека, на его актуальное состояние, самочувствие, доминирующие интересы в момент организации образовательной деятельности, в том числе обеспечение информационной безопасности субъекта.

5.Характеризуется как равноправные и доверительные отношения всех участников образовательного процесса при осуществлении здоровьеформирующей деятельности, взаимное интеллектуальное и духовное обогащение и развитие, совместный поиск истины и т. д.

6. Подразумевает честное и бескорыстное обсуждение вопросов здоровья, отсутствие у педагога транспозиции3 субъективного личного отношения к различным аспектам здоровья и образу жизни.

7. Реализация холистического подхода4 к здоровью, обеспечение межпредметных связей в формировании здоровья.

8. Избегание морализаторства, догматизма, излишнего акцентирования на вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ, приоритет качества и эффективности проводимых мероприятий над их количеством.


Таблица

ответов

1

2

3

4

5

6

7

8









Персоноцентричность – личностная ориентированность. В центре внимания – личность и её составляющие.

Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств.

 Транспозиция – перенос, перемещение

 Холистический (целостный) подход - индивидуальное здоровье человека рассматривается в качестве сложной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов и связей между ними. 


Спасибо, время закончилось. Поднимите руки, у кого данное задание вызвало трудности? Почему?

Сейчас я вам помогу разобраться с данными принципами и объясню, как именно каждый принцип должен и может проявляться в конкретной деятельности педагога.


А сейчас – небольшая физкультминутка!!! Вы знаете, что проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на уроке – это одно из обязательных требований к современному уроку. Запоминайте упражнения, которые будут предложены сегодня и используйте на своих уроках!


Ложка — это ложка

Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.)

Шапка - это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел. (Прыжки на месте.)

А я придумал слово, (Руки в стороны-на пояс.)

Смешное слово - плим. (Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим – плим – плим! (Присели)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте)

Плим – плим – плим! (шагаем на месте)

И ничего не значит (прыжки на месте)

Плим – плим – плим! (шагаем на месте)


Физкультурные минутки:

  • Обеспечивают активный отдых

  • Переключают внимание с одного вида деятельности на другой

  • Помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах.

  • Улучшают обменные процессы

  • Способствуют повышению внимания и активности


А теперь методом мозгового штурма давайте вспомним основные нормы, которые обязательно должны соблюдаться в школе, которую можно назвать Школой – территорией здоровья.

Нормы школы – территории здоровья

  • Определена политика в области формирования культуры здоровья.

  • В школе реализуются субъект-субъектные отношения.

Могут проявляться в делегировании учащимся ряда учительских, в том числе и дидактических полномочий; признании и обеспечении выполнения прав ребенка и его родителей по отношению к школе и обучению; развитии детского самоуправления как в учебном, так и внеучебном процессе; повышении доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести.

  • Созданы условия для становления физической культуры обучающихся.

  • Образовательная деятельность соматически больных детей и детей с ОВЗ организуется особым образом.

  • Обеспечение рационального и сбалансированного питания. Проводятся мероприятия по формированию культуры питания.

  • Обеспечена физическая и психологическая безопасность жизнедеятельности детей в школе.


Сейчас попрошу каждого из вас поразмышлять, как будущих педагогов, работа будет проходить индивидуально. Надо по 10-тибалльной шкале оценить степень сформированности норм Школы – территории здоровья в собственной деятельности,

где 0 – абсолютно для меня не характерно,

10 – да это так, это всегда будет прослеживается в моей деятельности.

Время работы - 2 мин.

Самодиагностика сформированности норм Школы – территории здоровья в собственной деятельности

Самодиагностика сформированности норм

«Школы – территории здоровья» в собственной деятельности


  1. Я слежу за свежестью воздуха в кабинете, регулярно его проветриваю.

  2. Я не использую при общении с учащимися способы психологического давления и манипулирования.

  3. Я слежу за безопасностью учащихся на уроке и во время перемены.

  4. Я слежу за тем, как сидят дети во время урока, в случае необходимости корректирую их позы.

  5. Я слежу за эмоциональным и физическим состоянием учащихся во время урока и если вижу, что работоспособность снизилась – использую приемы эмоциональной разрядки (например, шутки), физ. минутки/физ. паузы, приемы активизации внимания.

  6. Мое настроение на уроке обычно доброжелательное и позитивное.

  7. Нередко в содержательную часть урока я включаю вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ.

  8. На уроке, с целью поддержания работоспособности, я чередую различные виды преподавания и деятельности учащихся.

  9. Я знаю, кто из моих учеников имеет хронические соматические заболевания и организую образовательный процесс с учетом заболевания ребенка.

  10. Эмоциональное и физическое состояние учащихся после моих уроков обычно в норме (они бодры и жизнерадостны).


Уважаемые коллеги, проанализируйте, пожалуйста, свои результаты: для этого посчитайте средний показатель: сложите все ответы и разделите на 10.

Если Ваш средний балл колеблется от 8 до 10 – Вы большой молодец и забота о здоровье детей для Вас действительно важная и необходимая составляющая эффективной педагогической деятельности.

Если Ваш средний балл от 4 до 7, Вы понимаете, что заботиться о здоровье учащихся нужно, но по каким-либо причинам не уделяете этому вопросу должного внимания. Необходимо еще раз проанализировать предложенные позиции и внести корректировки в свою педагогическую практику.

Если же средний балл Ваших ответов от 0 до 3, то это означает, что Вы не считаете вопросы сохранения здоровья учащихся своей педагогической задачей и обязанностью, совершенно не озабочены этим и ничего не делаете для этого как учитель. В этом случае просто необходимо очень серьезно задуматься, вспомнить, что сохранение здоровья учащихся, а также формирование у них культуры здоровья является одной из основных функций и задач педагога на современном этапе и включить данные нормы в свою деятельность.

Результаты самодиагностики остаются у вас.


А сейчас, я предлагаю вам апробировать некоторые приёмы здоровьесберегающих технологии :

  1. Приём сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук, снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.


Не слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается больно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»


Также рекомендуется проводить минуты расслабления при выполнения Мудр. (Это – универсальный способ, целительное воздействие, получаемое обыкновенным сложением пальцев одной или обеих рук. Или просто – МУДРЫ.

Мудра – это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами, в переводе с санскрита, означает "дарующий радость", другой вариант перевода – «печать». Ребятам это, как правило, удается без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – это игра, и удовольствие.


Например, «Лестница небесного храма» улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски, депрессии. (показ техники)

Методика исполнения: кончики пальцев левой руки прижимаются между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки всегда внизу). Мизинцы обеих рук свободны, выпрямлены, обращены кверху.

«Черепаха». Показания: переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи".


Точечный массаж оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов.

Точечный массаж помогает выполнить следующая технология - су-джок терапия, методика которой основана на непосредственном воздействии специальных массажных шариков и колец на определённые биологические  активные точки, на кистях и стопах человека.

Высокая эффективность Су-Джок-терапии в том, что:

  • не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;

  • безопасность использования многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях школы;

  • включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки);

  • легок в выполнении;

  • проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей.

Эта здоровьесберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им можно пользоваться всю жизнь.

В результате использования Су-джок терапии:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

  • развивается координация движений и мелкая моторика;

  • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.


Гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения, профилактики нарушения зрения. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Апробация элементов гимнастики.

- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.


Часто используем приёмы, включающие не только двигательные упражнения (дыхательная и ортопедическая гимнастики), но и расслабляющие – релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства.

Апробация приёма.

Зарядка – релаксация (проводится в комплексе с цветотерапией, радужной релаксацией «Гармония цвета»)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.


Другой приём - гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Апробация упражнений.

- Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

- «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.


Дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры (прерывистое произношение звуков на вдохе и выдохе, заучивание скороговорок) - помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Апробация приёма.

На одном вдохе произнести 5 звуков «в», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода».


Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями)

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, активизируется работа головного мозга.

Даже Клеопатра, на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Таким образом, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не даём стареть своему организму.


Интересный приём - кинезиологическое упражнение «УХО-НОС»

Кинезиология, буквально изучение своего тела – это целостный подход балансирования движений и взаимодействия человеческих энергетических систем. Основатель в современном виде американец Джордж Гудхард принял за основу древний метод индейцев. Об использовании полной методики речи нет, но некоторые упражнения использую.

Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Для постепенного усложнения упражнений использую:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля)

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.


«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.


«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. (Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут)


Визуализация здоровья «Водопад». (Сопровождение под музыку)

Апробация метода

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. С каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)

Остановимся подробнее на следующей технологии.


«Технологии обучения здоровому образу жизни»

К ней относятся: урок физкультуры, точечный массаж, коммуникативные игры.

Коммуникативные игры создают предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивают необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого поведения.


Апробация игры «Через стекло»

Побудьте в роли ребёнка. Вам предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора выбираем любые, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение. Это простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки 3-4 раза по 1-2 минуты.


Цветотерапия – воздействие цветом.

-Подходы разные. Это и запись на доске цветными мелками, и разнообразие цвета в тренажёрах, цветные ассоциации.

Апробация игры – цветные сны.

-В положении сидя закрываем глаза, прикрываем их ладонями и опускаем голову. Я называю цвета, а вы с закрытыми глазами стремитесь «увидеть» (представить) в чем-то заданный цвет - синее небо, зеленая трава, желтое солнце. Выборочно подхожу к каждому, касаюсь плеча и опрашивает о том, что вы увидите. Затем называю другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

-Использование апробированных здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть их творческие способности.

Функции цвета:

Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.

Голубой – улучшает настроение.

Красный – возбуждает, раздражает.

Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.

Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему


Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.


-В завершении нашей встречи послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»


-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников. Желаю Вам никогда не забывать и о своем здоровье, беречь его и

заботиться о себе!


Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию». Я думаю, мы не напрасно провели с вами время и каждый из вас испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию,

присущую вам в данный момент. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении.

-Предлагаю спеть песню о здоровом образе жизни (презентация с караоке-песней)


Вывод

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  



1

2

3

4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!