СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование ЕНГ на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование ЕНГ на уроках географии"»

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Международное мониторинговое исследование качества общего образования, целью которого является сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В 2024 году именно естественнонаучная грамотность будет приоритетным направлением этого международного исследования, поэтому результаты PISA-2024 смогут показать, насколько эффективной оказалась целенаправленная программа по формированию ЕНГ.

Международное мониторинговое исследование качества общего образования, целью которого является сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В 2024 году именно естественнонаучная грамотность будет приоритетным направлением этого международного исследования, поэтому результаты PISA-2024 смогут показать, насколько эффективной оказалась целенаправленная программа по формированию ЕНГ.

Это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

  • научно объяснять явления;
  • понимать особенности естественнонаучного исследования;
  • научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Задача учителя географии:  Для оценки уровня естественнонаучной грамотности своих учеников учителю необходимо дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Задача учителя географии: Для оценки уровня естественнонаучной грамотности своих учеников учителю необходимо дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

  Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты);   Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);   В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;   Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные»;   Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.

 

  • Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты);

 

  • Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

 

  • В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

 

  • Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные»;

 

  • Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.
формируется не по предметному принципу, а относится к одному из контекстов. Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:   здоровье;   природные ресурсы;   окружающая среда;   опасности и риски;   связь науки и технологий.  

формируется не по предметному принципу, а относится к одному из контекстов. Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация.

Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

 

  • здоровье;

 

  • природные ресурсы;

 

  • окружающая среда;

 

  • опасности и риски;

 

  • связь науки и технологий.

 

Работа с текстом При  работе с текстом  на уроках географии используется множество различных  приемов . Наиболее часто используемые: комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное; составление простой таблицы на основе параграфа учебника; составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений; высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы; составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме; составление развернутых планов и конспектов параграфов; нахождение географических ошибок в предложенном тексте; заполнение текста пропущенными словами; составление кроссвордов; составление синквейнов.

Работа с текстом

При  работе с текстом  на уроках географии используется множество различных  приемов . Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;
  • составление простой таблицы на основе параграфа учебника;
  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений;
  • высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы;
  • составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме;
  • составление развернутых планов и конспектов параграфов;
  • нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
  • заполнение текста пропущенными словами;
  • составление кроссвордов;
  • составление синквейнов.
Задание 1. Найти ошибки в тексте «В степях Северной Америки» Зона степей Северной Америки вытянута с запада на восток в центре материка. Обилие тепла, черноземные и красно-желтые ферраллитные почвы создают благоприятные условия для роста трав, среди которых преобладают злаки (бородач, типчак, бизонова трава, казаурины). Степи Северной Америки называют пампой. Это родина кактусов, которые в изобилии растут на Мексиканском нагорье. Степи Северной Америки повсеместно изменены человеком. Их освоение повлияло и на животный мир. Почти исчезли бизоны, меньше стало койотов, оленей вапити и росомах.
  • Задание 1. Найти ошибки в тексте «В степях Северной Америки»

Зона степей Северной Америки вытянута с запада на восток в центре материка. Обилие тепла, черноземные и красно-желтые ферраллитные почвы создают благоприятные условия для роста трав, среди которых преобладают злаки (бородач, типчак, бизонова трава, казаурины). Степи Северной Америки называют пампой. Это родина кактусов, которые в изобилии растут на Мексиканском нагорье. Степи Северной Америки повсеместно изменены человеком. Их освоение повлияло и на животный мир. Почти исчезли бизоны, меньше стало койотов, оленей вапити и росомах.

Работа с географической картой Внимание  работе с картой  следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие  приемы  работы: 1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту: укажите материки западного и восточного полушарий; расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. 2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору: Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция 3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например: Буэнос-Айрес - Бухара Буэнос-Айрес - Будапешт Буэнос-Айрес - Копенгаген

Работа с географической картой

Внимание  работе с картой  следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие  приемы  работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту:

укажите материки западного и восточного полушарий;

расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:

Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай

Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция

3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

Буэнос-Айрес - Бухара

Буэнос-Айрес - Будапешт

Буэнос-Айрес - Копенгаген

4) Логические задания - задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама. 5) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например: Тигр в прыжке - Сапог – Гроздь винограда – Рыба - 6) Немая карта - учащимся раздаются контурные карты, на которых отмечены цифрами географические объекты. Задача учащихся: написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте. Данные задания выполняются без использования атласов.

4) Логические задания - задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ.

Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама.

5) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

Тигр в прыжке -

Сапог –

Гроздь винограда –

Рыба -

6) Немая карта - учащимся раздаются контурные карты, на которых отмечены цифрами географические объекты.

Задача учащихся: написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

Работа со статистическими данными Для повышения навыков  работы со статистическими данными  лучше всего подходят следующие  приемы : преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм решение различных географических задач работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Работа со статистическими данными

Для повышения навыков  работы со статистическими данными  лучше всего подходят следующие  приемы :

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
  • решение различных географических задач
  • работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
На формирование умений и навыков На развитие внимания На формирование знания учебного материала  МОДЕЛИ На формирование понимания изучаемого материала На развитие мировоззрения

На формирование умений и навыков

На развитие внимания

На формирование знания учебного материала

МОДЕЛИ

На формирование понимания изучаемого материала

На развитие мировоззрения

20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье в Северной Осетии сошёл ледник Колка. В результате происшествия погибли 19 и пропали без вести по меньшей мере 106 человек, в том числе почти все члены съёмочной группы фильма «Связной», включая режиссёра картины Сергея Бодрова — младшего. Подвижки Колки уже были зафиксированы ранее: за 100 лет до этой катастрофы — в 1902 году — жертвами обвала стали десятки местных жителей. Учёные полагают, что спустя некоторое время ледник сойдёт снова. Вопросы к тексту: 1. Какие причины способствовали сходу ледника?  2. Какова вероятность повторения трагедии ? 3. Можно ли предотвратить трагедию? Предложите свои варианты вопросов к тексту.

20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье в Северной Осетии сошёл ледник Колка. В результате происшествия погибли 19 и пропали без вести по меньшей мере 106 человек, в том числе почти все члены съёмочной группы фильма «Связной», включая режиссёра картины Сергея Бодрова — младшего. Подвижки Колки уже были зафиксированы ранее: за 100 лет до этой катастрофы — в 1902 году — жертвами обвала стали десятки местных жителей. Учёные полагают, что спустя некоторое время ледник сойдёт снова.

Вопросы к тексту:

1. Какие причины способствовали сходу ледника?

2. Какова вероятность повторения трагедии ?

3. Можно ли предотвратить трагедию?

Предложите свои варианты вопросов к тексту.

  Прочитайте, пожалуйста, текст и выполните задания по нему. Задание 1. Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию? Обведи «да» или «нет» для каждого утверждения 1)    использование на ТЭС природного газа вместо угля; 2)    создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях; 3)    осушение болот в верховьях малых рек; 4)    строительство ГЭС на равнинных реках; 5)    создание лесополос в зоне степей; 6)    извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд; 7)    распашка земель вдоль склонов; 8)    создание полезащитных лесополос в степной зоне.   Задание 2. Что значит комплексное использование минерального сырья? Какие две важнейшие проблемы решает комплексное использование минерального сырья? Напиши ответ

  Прочитайте, пожалуйста, текст и выполните задания по нему.

Задание 1.

Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию? Обведи «да» или «нет» для каждого утверждения

  • 1)    использование на ТЭС природного газа вместо угля;
  • 2)    создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях;
  • 3)    осушение болот в верховьях малых рек;
  • 4)    строительство ГЭС на равнинных реках;
  • 5)    создание лесополос в зоне степей;
  • 6)    извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд;
  • 7)    распашка земель вдоль склонов;
  • 8)    создание полезащитных лесополос в степной зоне.

  Задание 2.

  • Что значит комплексное использование минерального сырья? Какие две важнейшие проблемы решает комплексное использование минерального сырья? Напиши ответ
  Тема «Строение земной коры» 7 класс 12 сентября 2007 г. у берегов Индонезии в точке с координатами З0 с.ш.. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли, по меньшей мере, 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек. Вопрос 1. Как называется волна, разрушившая поселок? Вопрос 2. Карту какого из материков необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия? Вопрос 3. На дне какого океана произошло землетрясение? Вопрос 4. Объясните, почему в этом районе часто происходят землетрясения. Вопрос 5. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры?

  Тема «Строение земной коры» 7 класс

12 сентября 2007 г. у берегов Индонезии в точке с координатами З0 с.ш.. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли, по меньшей мере, 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек.

Вопрос 1. Как называется волна, разрушившая поселок?

Вопрос 2. Карту какого из материков необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?

Вопрос 3. На дне какого океана произошло землетрясение?

Вопрос 4. Объясните, почему в этом районе часто происходят землетрясения.

Вопрос 5. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов

Суматры?

На международную географическую олимпиаду приехали индус, нигериец, шотландец, ирландец, китаец, японец и мексиканец. Что вы закажете им на завтрак? Почему «зеленая революция» коснулась земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? Представьте, что вас попросили разработать маршрут доставки товаров из Шанхая в Варшаву. Какие транспортные пут вы бы предложили и почему?

На международную географическую олимпиаду приехали индус, нигериец, шотландец, ирландец,

китаец, японец и мексиканец. Что вы закажете им на завтрак?

Почему «зеленая революция» коснулась земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах?

Представьте, что вас попросили разработать маршрут доставки товаров из Шанхая в Варшаву. Какие транспортные пут вы бы предложили и почему?

Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Рождаются зверята из яиц, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары…   Задание: Прочитайте строки из стихотворения ( о каком материке идет речь ?)  Составьте к нему географический комментарий.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Рождаются зверята из яиц,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары… Задание:

  • Прочитайте строки из стихотворения ( о каком материке идет речь ?)
  • Составьте к нему географический комментарий.

Какая планета ? Действие фантастического романа, написанного почти 100 лет назад, происходит на одной из действительно существующих планет Солнечной системы. Эта планета находится ближе к Солнцу, чем Земля, а по размерам она лишь немного меньше, чем наша планета. Задание 1. На какой планете Солнечной системы происходит действие романа ? А) Марс Б) Венера В) Юпитер Г) Меркурий

Какая планета ?

Действие фантастического романа, написанного почти 100 лет назад, происходит на одной из действительно существующих планет Солнечной системы. Эта планета находится ближе к Солнцу, чем Земля, а по размерам она лишь немного меньше, чем наша планета.

Задание 1. На какой планете Солнечной системы происходит действие романа ?

А) Марс

Б) Венера

В) Юпитер

Г) Меркурий

Состав атмосферы планеты  - Углекислый газ (96,5%)  - Азот (3,5%)  - Другое (0,1%) Задание 2. Могут ли человекоподобные существа и зеленые растения существовать на такой планете ? Запишите ответ «Могут» или «Не могут» и объясните свое решение, используя данные на диаграмме.

Состав атмосферы планеты

- Углекислый газ (96,5%)

- Азот (3,5%)

- Другое (0,1%)

Задание 2. Могут ли человекоподобные существа и зеленые растения существовать на такой планете ?

Запишите ответ «Могут» или «Не могут» и объясните свое решение, используя данные на диаграмме.

1 балл: Выбрано «Не могут» и в объяснении говорится, что и человекоподобным существам и растениям нужен кислород для дыхания, а на диаграмме его нет ( «Им нужен кислород», «Там нет кислорода», «Им нечем дышать») 0 баллов: Выбрано «Могут» Выбрано «Не могут» и объяснение не дано или дано неверное («Там нет воздуха», «Углекислый газ(или азот) ядовитый»)
  • 1 балл:
  • Выбрано «Не могут» и в объяснении говорится, что и человекоподобным существам и растениям нужен кислород для дыхания, а на диаграмме его нет ( «Им нужен кислород», «Там нет кислорода», «Им нечем дышать»)
  • 0 баллов:
  • Выбрано «Могут»
  • Выбрано «Не могут» и объяснение не дано или дано неверное («Там нет воздуха», «Углекислый газ(или азот) ядовитый»)
- науки о Земле и Вселенной  Научное объяснение явлений - Глобальный  Средний   Развернутый ответ   Применить соответствующие научные знания для объяснения явления

- науки о Земле и Вселенной

  • Научное объяснение явлений

- Глобальный

  • Средний
  • Развернутый ответ
  • Применить соответствующие научные знания для объяснения явления
Когда такой аппарат спускается на поверхность планеты, он проходит через ее атмосферу. Задание 3. Могут ли приборы, установленные на аппарате, определить во время спуска следующие характеристики ? Отметьте все верные ответы из списка. А) Атмосферное давление Б) Температура окружающей среды В) Возраст этой планеты Г) Состав атмосферы (из каких газов состоит)

Когда такой аппарат спускается на поверхность планеты, он проходит через ее атмосферу.

Задание 3. Могут ли приборы, установленные на аппарате, определить во время спуска следующие характеристики ?

Отметьте все верные ответы из списка.

А) Атмосферное давление

Б) Температура окружающей среды

В) Возраст этой планеты

Г) Состав атмосферы (из каких газов состоит)

 Барометр – прибор для измерения атмосферного давления. Термометр- прибор для измерения температуры воздуха. Газоанализатор- прибор для определения состава воздуха .

Барометр – прибор для измерения

атмосферного давления.

Термометр- прибор для измерения

температуры воздуха.

Газоанализатор- прибор для

определения состава воздуха .

1 балл: Отмечены ответы А,Б и Г 0 баллов: Другие ответы или ответы не выбраны
  • 1 балл:
  • Отмечены ответы А,Б и Г
  • 0 баллов:
  • Другие ответы или ответы не выбраны
- науки о Земле и Вселенной Содержательная область  Понимание особенностей естественнонаучного исследования Глобальный  Высокий  Выбор нескольких ответов из списка  оценки -Распознавать и формулировать цель данного исследования Компетентностная область  оценки Контекст Уровень сложности Формат ответа  Объект оценки

- науки о Земле и Вселенной

  • Содержательная область
  • Понимание особенностей естественнонаучного исследования
  • Глобальный
  • Высокий
  • Выбор нескольких ответов из списка

оценки

-Распознавать и формулировать цель данного исследования

  • Компетентностная область

оценки

  • Контекст
  • Уровень сложности
  • Формат ответа
  • Объект оценки
   В результате формирования естественнонаучной грамотности обучающиеся получают возможность самостоятельно успешно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии.

В результате формирования естественнонаучной грамотности обучающиеся получают возможность самостоятельно успешно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии.

Спасибо!!!

Спасибо!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!