СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках и во внеурочное время"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс проведен на семинаре по патриотическому воспитанию школьников. Реализует идею совмещения стадий ТФКМ и блоков умений читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках и во внеурочное время"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

п. Красногорняцкий

Октябрьский район

Ростовская область













Мастер-класс

«Приемы и методы формирования читательской грамотности

у обучающихся

на уроках русского языка»











Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

С.В. Скубба





Февраль 2023 г.






- Добрый день, уважаемые гости. Представляем Вашему вниманию мастер – класс «Приемы и методы формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка». Цель мастер-класса - поделиться приемами работы с текстом в рамках урока русского языка по теме «Предложения с обобщающим словом при ОЧП». Я хочу продемонстрировать свое видение, как можно совмещать стадии ТФКМ с блоками умений по формированию ЧГ.

Ребятам предлагается текст историка Балязина «Подлинный патриотизм самой высокой пробы».

- Ребята, в названии текста, который предложен вам для чтения, есть слово «патриотизм». Как вы понимаете значение этого слова?

(варианты ответов: любовь к Родине, готовность защищать свою Родину, охрана природы, стремление трудиться на благо своей Родины и для её процветания)


Стадия ТФКМ

Приемы

1 блок умений по формированию ЧГ

Вызов

Мозговой штурм, работа с текстом (вопросы на знание и понимание информации)

нахождение и извлечение информации



- Ребята, познакомьтесь с содержанием предложенного вам текста

ПОДЛИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ.


1. К вечеру бой стал затихать.  2.Обе армии стояли одна против другой, обескровленные, измотанные, поредевшие, но всё равно готовые к дальнейшей борьбе.

3.Французы отошли с занятых ими высотрусские остались там, где стояли в конце сражения.

4. Кутузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но когда возле полуночи получил донесение о потерях, - а они превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными, - то никакого иного решения, кроме отступления, он принять не мог. 5.Французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, - около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов. 6.Однако и у них не было выбора – они должны были идти вперёд до конца.

7.«Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где были проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».

8. А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. 9.Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

10.На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединённых сознанием общего долга и любовью к Отечеству.

11. И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов, России верные сыны.

12.И всё же, сколь ни ярки были вспышки этой искромётной офицерской доблести, при всей их красивости чем-то напоминали они торжественные огни праздничного фейерверка, в то время как лавинная, всесокрушающая солдатская доблесть была подобна могучему лесному пожару, который, ревя и неистовствуя, неудержимо шёл высокой жаркой стеной, круша и испепеляя всё, что стояло на его пути.

13. История сохранила нам имена героев Бородина: Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко, Игната Филонова и многих других.

14. А это и был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой, столь же единой, как и государство.

15. Это и был подлинный патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты. 16.Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миручто нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели.

( ПО В.БАЛЯЗИНУ)


- Послушаем выразительное чтение текста.

-А теперь я предлагаю выполнить задания, которые помогут определить, насколько вы были внимательны при чтении текста.


  1. Что объединяло на Бородинском поле солдат, офицеров и генералов? Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на этот вопрос. (№ 10: сознание общего долга и любовь к Отечеству)


  1. ВЕРНО-НЕВЕРНО: если утверждение соответствует содержанию текста, поставьте «+» в колонке со словом «да», если не соответствует, поставьте « - » в колонке со словом «нет»


п.п

Утверждение

Да

Нет

1

Французы отошли с занятых ими высотрусские остались там, где стояли в конце сражения

+


2

Донесение о потерях Кутузов получил после полуночи


-

3

Потери русских в Бородинском превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными; французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, - около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов

+


4

На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев… это и был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой…

+



  1. Как автор называет офицеров и генералов, положивших «поровну крови и

доблести, мужества и самоотверженности» на весы победы? Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на этот вопрос. (№ 11: России верные сыны)


- Используя критерии оценивания, подведем итог работы по 1 блоку заданий.


Стадия ТФКМ

Приемы

2 блок умений по формированию ЧГ

Осмысление

Схема «Фишбоун», работа со словарем, составление графических схем по теме урока «Обобщающие слова при ОЧП»

интеграция и интерпретация информации



- Когда мы работаем с текстом, с информацией, необходимо её понимать. Давайте посмотрим, насколько глубоко вы проникли в ткань прочитанного текста, умеете ли работать с дополнительной информацией.


  1. Схема «Фишбоун»: заполните «рыбий скелет» и, обобщив полученную информацию, в выводе напишите, какова основная мысль прочитанного вами текста. Укажите номер предложения (-ий), в котором (-ых) отражена основная мысль текста. (№15-16) (Приложение)


- При составлении «Рыбьего скелета» вы использовали предложения из текста. Есть ли среди них предложения с обобщающим словом при ОЧП? ПРОЧИТАТЬ!!! Составьте к ним схемы, которые объяснят знаки препинания. (1 группа)

Перестройте предложения так, чтобы ОЧП и обобщающие слова поменялись местами. Что изменилось?(2 группа)


  1. Прочитайте высказывание А. Толстого: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».

Эта цитата подтверждает основную мысль текста, расширяет её или противоречит ей? Свой ответ обоснуйте.


  1. Кого из героев Бородинского сражения упоминает автор в тексте? Что вы знаете о них? Поработав со «Словарем исторических имен», найдите соответствия:


1

А) Русский генерал-майор времён Отечественной войны 1812 года, командир армейского партизанского отряда. Зять М. И. Кутузова. Начал военную службу 30 января 1801 унтер-офицером. Принимал участие в кампании 1805 года, включая Аустерлицкое сражение.

В начале сентября 1812 года был назначен командиром армейского партизанского отряда, действовал с ним под Москвой, затем участвовал в преследовании отступавшей французской армии в составе корпуса генерала М. И. Платова. В ноябре 1812 года отличился в боях при Красном. 26 декабря 1812 года присвоено звание генерал-майора.


КУДАШЕВ (4)

2


Б) 27 ноября, соединившись с партизанскими группами графа Орлова-Денисова, Давыдова и Сеславина, он нанёс сокрушительное поражение французскому генералу Ожеро при селе Ляхове. Сражавшийся до последнего французский генерал, тем не менее, вынужден был сдаться, сложив перед подполковником, выступившим перед ним в качестве парламентера, значительное количество оружия.


ФИГНЕР (3)


3

В) Это произошло под Шенграбеном. Вражеские войска, казалось, уже точно одержат победу, но генерал с 6000 солдатами вышел против 30-тысячного войска. В результате он не только одержал победу, но и привел пленных, среди которых были один полковник, два офицера младших чинов и 50 солдат. Заодно прихватил и знамя французов. За этот подвиг великий полководец был награжден орденом Святого Георгия второй степени

БАГРАТИОН (1)

4

 

Г) Русский поэт, мемуарист, генерал-лейтенант. Во время Отечественной войны 1812 года возглавил партизанское движение, и вошёл в историю как отважный командир отряда летучих гусар.



ДАВЫДОВ (2)



1

2

3

4






- Используя критерии оценивания, подведем итог работы по 2 блоку заданий.


Стадия ТФКМ

Приемы

3 блок умений по формированию ЧГ

Рефлексия

синквейн, инфографика

оценка и использование информации



- Высшим показателем ваших читательских умений является способность использовать полученные знания и творчески перерабатывать их. Давайте проверим, насколько сформированы эти умения у вас.


  1. На основе прочитанного и услышанного составьте синквейн на тему «Патриотизм» («Патриот») ИЛИ оформите инфографику по содержанию текста.


Патриотизм

Мужественный, любящий Родину

Защищать, трудиться, прославлять

Патриотизм – высшая нравственная ценность человека

Любовь к Родине


Патриот

Верный Родине, смелый, доблестный

Защищать, охранять, любить

Патриот – человек, который не просто любит свою Родину, но и готов защитить её при необходимости

Верный сын России





- Используя критерии оценивания, подведем итог работы по 3 блоку заданий.















Инфографика





































Критерии оценивания:

Номер задания

Балл

Содержание критерия


1

1

Указано предложение 10.

0

Другой ответ ИЛИ ответ отсутствует


2

2

Утверждения отмечены следующим образом:

1 +; 2-; 3+;4+

1

Допущена 1 ошибка

0

Допущено 2 и более ошибок


3

1

Указано предложение 11.

0

Другой ответ ИЛИ ответ отсутствует

4

3

Верно оформлена схема «Фишбоун», указаны номера предложений 15 и 16

2

Допущено 1-2 ошибки при оформлении схемы ИЛИ неверно указаны номера предложений

1

Допущено 3 ошибки при оформлении схемы И неверно указаны номера предложений

Допущено 3 ошибки при оформлении схемы И верно указаны номера предложений

0

Допущено более 3 ошибок при оформлении схемы И неверно указаны номера предложений

Допущено более 3 ошибок при оформлении схемы И верно указаны номера предложений

5

3

В ответе выбран вариант «расширяет». Дано обоснование, в котором содержится мысль о том, что патриотизм – это не только готовность защищать свою Родину в трудные годы, но и стремиться трудиться на её благо в мирное время, гордиться её достижениями.

2

В ответе выбран вариант «подтверждает». Дано обоснование, в котором содержится мысль о том, что патриотизм – это готовность защищать свою Родину в трудные годы.

1

В ответе выбраны варианты: «расширяет» ИЛИ «подтверждает». Обоснование не дано.

0

В ответе выбран вариант «противоречит».

6

2

Соответствия отмечены следующим образом:

1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А

1

Допущена 1-2 ошибки

0

Допущено более 2 ошибок

7

max

4 балла

Синквейн, правильно составленный, - 4 балла

Инфографика, творчески оформленная, - 4 балла


«5» - 14-16 б.

«4» - 11-13 б.

«3» - 8-10 б.













ЛИСТ САМООЦЕНКИ__________________________________________________________


Номер задания

Мой ответ

Количество баллов в соответствии с критериями оценивания

1





2




3





4





5











6




7

Синквейн:

Патриотизм Патриот















Общее количество баллов


«5» - 14-16 б.

«4» - 11-13 б.

«3» - 8-10 б.


Отметка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!