Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
п. Красногорняцкий
Октябрьский район
Ростовская область
Мастер-класс
«Приемы и методы формирования читательской грамотности
у обучающихся
на уроках русского языка»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
С.В. Скубба
Февраль 2023 г.
- Добрый день, уважаемые гости. Представляем Вашему вниманию мастер – класс «Приемы и методы формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка». Цель мастер-класса - поделиться приемами работы с текстом в рамках урока русского языка по теме «Предложения с обобщающим словом при ОЧП». Я хочу продемонстрировать свое видение, как можно совмещать стадии ТФКМ с блоками умений по формированию ЧГ.
Ребятам предлагается текст историка Балязина «Подлинный патриотизм самой высокой пробы».
- Ребята, в названии текста, который предложен вам для чтения, есть слово «патриотизм». Как вы понимаете значение этого слова?
(варианты ответов: любовь к Родине, готовность защищать свою Родину, охрана природы, стремление трудиться на благо своей Родины и для её процветания)
Стадия ТФКМ | Приемы | 1 блок умений по формированию ЧГ |
Вызов | Мозговой штурм, работа с текстом (вопросы на знание и понимание информации) | нахождение и извлечение информации |
- Ребята, познакомьтесь с содержанием предложенного вам текста
ПОДЛИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ.
1. К вечеру бой стал затихать. 2.Обе армии стояли одна против другой, обескровленные, измотанные, поредевшие, но всё равно готовые к дальнейшей борьбе.
3.Французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения.
4. Кутузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но когда возле полуночи получил донесение о потерях, - а они превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными, - то никакого иного решения, кроме отступления, он принять не мог. 5.Французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, - около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов. 6.Однако и у них не было выбора – они должны были идти вперёд до конца.
7.«Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где были проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».
8. А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. 9.Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».
10.На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединённых сознанием общего долга и любовью к Отечеству.
11. И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов, России верные сыны.
12.И всё же, сколь ни ярки были вспышки этой искромётной офицерской доблести, при всей их красивости чем-то напоминали они торжественные огни праздничного фейерверка, в то время как лавинная, всесокрушающая солдатская доблесть была подобна могучему лесному пожару, который, ревя и неистовствуя, неудержимо шёл высокой жаркой стеной, круша и испепеляя всё, что стояло на его пути.
13. История сохранила нам имена героев Бородина: Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко, Игната Филонова и многих других.
14. А это и был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой, столь же единой, как и государство.
15. Это и был подлинный патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты. 16.Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миру, что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели.
( ПО В.БАЛЯЗИНУ)
- Послушаем выразительное чтение текста.
-А теперь я предлагаю выполнить задания, которые помогут определить, насколько вы были внимательны при чтении текста.
Что объединяло на Бородинском поле солдат, офицеров и генералов? Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на этот вопрос. (№ 10: сознание общего долга и любовь к Отечеству)
ВЕРНО-НЕВЕРНО: если утверждение соответствует содержанию текста, поставьте «+» в колонке со словом «да», если не соответствует, поставьте « - » в колонке со словом «нет»
№ п.п | Утверждение | Да | Нет |
1 | Французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения | + | |
2 | Донесение о потерях Кутузов получил после полуночи | | - |
3 | Потери русских в Бородинском превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными; французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, - около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов | + | |
4 | На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев… это и был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой… | + | |
Как автор называет офицеров и генералов, положивших «поровну крови и
доблести, мужества и самоотверженности» на весы победы? Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на этот вопрос. (№ 11: России верные сыны)
- Используя критерии оценивания, подведем итог работы по 1 блоку заданий.
Стадия ТФКМ | Приемы | 2 блок умений по формированию ЧГ |
Осмысление | Схема «Фишбоун», работа со словарем, составление графических схем по теме урока «Обобщающие слова при ОЧП» | интеграция и интерпретация информации |
- Когда мы работаем с текстом, с информацией, необходимо её понимать. Давайте посмотрим, насколько глубоко вы проникли в ткань прочитанного текста, умеете ли работать с дополнительной информацией.
Схема «Фишбоун»: заполните «рыбий скелет» и, обобщив полученную информацию, в выводе напишите, какова основная мысль прочитанного вами текста. Укажите номер предложения (-ий), в котором (-ых) отражена основная мысль текста. (№15-16) (Приложение)
- При составлении «Рыбьего скелета» вы использовали предложения из текста. Есть ли среди них предложения с обобщающим словом при ОЧП? ПРОЧИТАТЬ!!! Составьте к ним схемы, которые объяснят знаки препинания. (1 группа)
Перестройте предложения так, чтобы ОЧП и обобщающие слова поменялись местами. Что изменилось?(2 группа)
Прочитайте высказывание А. Толстого: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».
Эта цитата подтверждает основную мысль текста, расширяет её или противоречит ей? Свой ответ обоснуйте.
Кого из героев Бородинского сражения упоминает автор в тексте? Что вы знаете о них? Поработав со «Словарем исторических имен», найдите соответствия:
1 | | А) Русский генерал-майор времён Отечественной войны 1812 года, командир армейского партизанского отряда. Зять М. И. Кутузова. Начал военную службу 30 января 1801 унтер-офицером. Принимал участие в кампании 1805 года, включая Аустерлицкое сражение. В начале сентября 1812 года был назначен командиром армейского партизанского отряда, действовал с ним под Москвой, затем участвовал в преследовании отступавшей французской армии в составе корпуса генерала М. И. Платова. В ноябре 1812 года отличился в боях при Красном. 26 декабря 1812 года присвоено звание генерал-майора. КУДАШЕВ (4) |
2 | | Б) 27 ноября, соединившись с партизанскими группами графа Орлова-Денисова, Давыдова и Сеславина, он нанёс сокрушительное поражение французскому генералу Ожеро при селе Ляхове. Сражавшийся до последнего французский генерал, тем не менее, вынужден был сдаться, сложив перед подполковником, выступившим перед ним в качестве парламентера, значительное количество оружия. ФИГНЕР (3) |
3 | | В) Это произошло под Шенграбеном. Вражеские войска, казалось, уже точно одержат победу, но генерал с 6000 солдатами вышел против 30-тысячного войска. В результате он не только одержал победу, но и привел пленных, среди которых были один полковник, два офицера младших чинов и 50 солдат. Заодно прихватил и знамя французов. За этот подвиг великий полководец был награжден орденом Святого Георгия второй степени БАГРАТИОН (1) |
4 | | Г) Русский поэт, мемуарист, генерал-лейтенант. Во время Отечественной войны 1812 года возглавил партизанское движение, и вошёл в историю как отважный командир отряда летучих гусар. ДАВЫДОВ (2) |
- Используя критерии оценивания, подведем итог работы по 2 блоку заданий.
Стадия ТФКМ | Приемы | 3 блок умений по формированию ЧГ |
Рефлексия | синквейн, инфографика | оценка и использование информации |
- Высшим показателем ваших читательских умений является способность использовать полученные знания и творчески перерабатывать их. Давайте проверим, насколько сформированы эти умения у вас.
На основе прочитанного и услышанного составьте синквейн на тему «Патриотизм» («Патриот») ИЛИ оформите инфографику по содержанию текста.
Патриотизм
Мужественный, любящий Родину
Защищать, трудиться, прославлять
Патриотизм – высшая нравственная ценность человека
Любовь к Родине
Патриот
Верный Родине, смелый, доблестный
Защищать, охранять, любить
Патриот – человек, который не просто любит свою Родину, но и готов защитить её при необходимости
Верный сын России
- Используя критерии оценивания, подведем итог работы по 3 блоку заданий.
Инфографика
Критерии оценивания:
Номер задания | Балл | Содержание критерия |
1 | 1 | Указано предложение 10. |
0 | Другой ответ ИЛИ ответ отсутствует |
2 | 2 | Утверждения отмечены следующим образом: 1 +; 2-; 3+;4+ |
1 | Допущена 1 ошибка |
0 | Допущено 2 и более ошибок |
3 | 1 | Указано предложение 11. |
0 | Другой ответ ИЛИ ответ отсутствует |
4 | 3 | Верно оформлена схема «Фишбоун», указаны номера предложений 15 и 16 |
2 | Допущено 1-2 ошибки при оформлении схемы ИЛИ неверно указаны номера предложений |
1 | Допущено 3 ошибки при оформлении схемы И неверно указаны номера предложений Допущено 3 ошибки при оформлении схемы И верно указаны номера предложений |
0 | Допущено более 3 ошибок при оформлении схемы И неверно указаны номера предложений Допущено более 3 ошибок при оформлении схемы И верно указаны номера предложений |
5 | 3 | В ответе выбран вариант «расширяет». Дано обоснование, в котором содержится мысль о том, что патриотизм – это не только готовность защищать свою Родину в трудные годы, но и стремиться трудиться на её благо в мирное время, гордиться её достижениями. |
2 | В ответе выбран вариант «подтверждает». Дано обоснование, в котором содержится мысль о том, что патриотизм – это готовность защищать свою Родину в трудные годы. |
1 | В ответе выбраны варианты: «расширяет» ИЛИ «подтверждает». Обоснование не дано. |
0 | В ответе выбран вариант «противоречит». |
6 | 2 | Соответствия отмечены следующим образом: 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А |
1 | Допущена 1-2 ошибки |
0 | Допущено более 2 ошибок |
7 | max 4 балла | Синквейн, правильно составленный, - 4 балла Инфографика, творчески оформленная, - 4 балла |
«5» - 14-16 б.
«4» - 11-13 б.
«3» - 8-10 б.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ__________________________________________________________
Номер задания | Мой ответ | Количество баллов в соответствии с критериями оценивания |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | Синквейн: Патриотизм Патриот | |
Общее количество баллов | «5» - 14-16 б. «4» - 11-13 б. «3» - 8-10 б. |
Отметка | |