Мастер-класс «Эффективные современные технологии
в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Цель: Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными
технологиями, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Заинтересовать педагогов и родителей этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.
Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.
Ход.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, дружно отвечайте.
Он слон – она …
Он лось – она …
Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он бук – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
Он осел – она …
Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
Теоретическая часть.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов организма, действия с опорой на вспомогательные средства, получение ощущений от разных анализаторов, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует:
Повышению у детей интереса к выполнению заданий.
Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.
Расширению детских представлений об окружающем их мире.
Повышению мотивации к занятиям.
Обогащаются лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.
На мастер-классе предлагаю рассмотреть следующие технологии:
Биоэнергопластика
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.
Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развиваются координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.
Одновременно выполняются упражнения:
«Улыбочка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.
«Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.
«Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой
ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет.
«Иголочка» - рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.
«Качели» - кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь
с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх.
«Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два.
«Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо.
«Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
Это - динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Кинезиологические упражнения
Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.
Выполним некоторые из них.
«Колечко». Соединить в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполнять в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.
«Лезгинка». Левая рука - в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.
«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо. При команде «Хлопок» одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.
«Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочках. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.
«Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.
«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
Массаж «Су-джок»
Еще одна нетрадиционная технология работы – «Су-Джок терапия» («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:
«Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит.
Между пальчиками бежит и пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».
- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.
«Я колечко одеваю и на пальчике катаю.
Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».
Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.
При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Рекомендую массаж выполнять в начале занятия, в середине или перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.
Развитие речевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Ветерок» к нитке или шнурку привяжите несколько ленточек. Предложите ребенку подуть на них.
«Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.
«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
«Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».
В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки, автоматизации и дифференциации).
Повышает интерес и положительный эмоциональный настрой.
Активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка.
Развивает все компоненты речевой системы.
Уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность.
Повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
Регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка.
Создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов.
Реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.
Литература:
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. [с.221–234]
Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001. [с.132–134]
Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999. [с.87–92]
Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с.22–24]
Берлина В. С., Чекалина С. В. Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций. [с.221–234]
Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]
Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с.6–7]
Деннисон Г., Деннисон И. Гимнастика мозга. -М.,2003г. [с.7–9]
Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М., 2003г. [с.34–42]
Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. — М., 2005г. [с.76–88]