СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными

технологиями, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

  1. Заинтересовать педагогов и родителей этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.
  2. Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»»

Мастер-класс «Эффективные современные технологии

в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»


Цель: Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными

технологиями, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

  1. Заинтересовать педагогов и родителей этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.

  2. Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.

Ход.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, дружно отвечайте.

  • Он слон – она …

  • Он лось – она …

  • Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

  • Он морж – она …

  • Он заяц – она …

  • Он бук – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

  • Он тигр – она …

  • Он осел – она …

  • Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

Теоретическая часть.

Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов организма, действия с опорой на вспомогательные средства, получение ощущений от разных анализаторов, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует:

  • Повышению у детей интереса к выполнению заданий.

  • Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.

  • Расширению детских представлений об окружающем их мире.

  • Повышению мотивации к занятиям.

  • Обогащаются лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.


На мастер-классе предлагаю рассмотреть следующие технологии:

  • Биоэнергопластика;

  • Кинезиотерапия;

  • Массаж «Су-джок»;

  • Развитие речевого дыхания.


Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.

Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развиваются координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

Одновременно выполняются упражнения:

  • «Улыбочка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

  • «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

  • «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой

ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет.

  • «Иголочка» - рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.

  • «Качели» - кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь

с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх.

  • «Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два.

  • «Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

  • «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

Это - динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.


Кинезиологические упражнения

Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.

Выполним некоторые из них.

  • «Колечко». Соединить в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполнять в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

  • «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.

  • «Лезгинка». Левая рука - в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.

  • «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо. При команде «Хлопок» одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  • «Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.

  • «Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочках. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.

  • «Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.

  • «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.


Массаж «Су-джок»

Еще одна нетрадиционная технология работы – «Су-Джок терапия» («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:

«Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит.

Между пальчиками бежит и пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».

- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.

«Я колечко одеваю и на пальчике катаю.

Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».

Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.

При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Рекомендую массаж выполнять в начале занятия, в середине или перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.

Развитие речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

«Ветерок» к нитке или шнурку привяжите несколько ленточек. Предложите ребенку подуть на них.

«Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.

«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.

«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.

«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.

«Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».


В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • Существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки, автоматизации и дифференциации).

  • Повышает интерес и положительный эмоциональный настрой.

  • Активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка.

  • Развивает все компоненты речевой системы.

  • Уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность.

  • Повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.

  • Способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

  • Регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка.

  • Создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов.

  • Реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.


Литература:

  1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. [с.221–234]

  2. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001. [с.132–134]

  3. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999. [с.87–92]

  4. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]

  5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]

  6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с.22–24]

  7. Берлина В. С., Чекалина С. В. Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций. [с.221–234]

  8. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]

  9. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с.6–7]

  10. Деннисон Г., Деннисон И. Гимнастика мозга. -М.,2003г. [с.7–9]

  11. Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М., 2003г. [с.34–42]

  12. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. — М., 2005г. [с.76–88]





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!