СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мастер -класс "Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности во внеурочное время"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мастер -класс "Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности во внеурочное время"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА ВАСИЛЬЕВИЧА БЕЛЯВСКОГО














Мастер-класс

на тему: «Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности»










Выполнила:

учитель математики

Васюткина И.В.












Жуковка, 2024 г.

- Добрый день, коллеги! Меня зовут Васюткина Ирина Васильевна, я учитель математики МБОУ Жуковской СОШ №1 им.Б.В.Белявского.

Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас выполнить одно нехитрое задание.

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью).

Теперь попрошу рассчитаться на 1й, 2й, 3й. (Определяют номер команды, распределяются на команды)


Желаю вам позитивного настроя, продуктивной работы и творческих успехов. Только вместе в сотрудничестве мы можем работать на результат.


Начать своё выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Учитель оказался очень мудрым наставником для своих учеников. Ведь он понимает, что самые прочные знания те, которые добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Это самое главное, чему сегодня школа должна учить своих детей. Ещё в те далёкие времена педагоги определили важность и ценность формирования функциональной грамотности школьников.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Перед нами, педагогами, возникают такие вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как формировать функциональную грамотность?

Тема мастер-класса «Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности».

Коллеги, в ходе мастер-класса мы будем с вами составлять тематический кластер. 1 этап – обозначьте тему.

2 этап – определение. Пожалуйста, скажите, что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

В ходе мастер-класса рассмотрим виды функциональной грамотности:

1.    Читательская грамотность

2.    Математическая грамотность

3.    Естественнонаучная грамотность

4.    Финансовая грамотность

5.    Глобальные компетенции

6.    Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству. 


Коллеги, приступим к 3 этапу составления кластера: форм и методов формирования функциональной грамоты достаточно и они вам знакомы. Зачитайте, пожалуйста. Вопросов об их организации не должно возникнуть.

Я хотела бы остановиться на приемах формирования функциональной грамоты, основываясь на ее видах.


  1. Читательская грамотность (кластер).

Коллеги, предлагаю вам ознакомиться с условием задачи. Прочтите вслух.

Задача 1.

Северский Донец имеет длину 1053 км, Волчья с притоками – триста двадцать три км, Миус – 258 км, Самара – триста одиннадцать км, Кальмиус – 209 км, Грузский Еланчик – девяносто один километр км.

1 прием «Бортовой журнал»: - данный прием предполагает запись учащимися ключевых моментов во время изучения темы.

Задания: 1.Расположите реки в порядке возрастания их протяженности.

  1. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.

Задача 1.

Северский Донец имеет длину 1053 км, Волчья с притоками – триста двадцать три км, Миус – 258 км, Самара – триста одиннадцать км, Кальмиус – 209 км, Грузский Еланчик – девяносто один километр км.



№ п/п

Название реки

Протяженность, км















2 прием «Верные или неверные утверждения» - из перечня определить какие утверждения являются верными (поставив напротив метку «+»), а какие неверными (поставив напротив метку «-»).

Задача 1.

Северский Донец имеет длину 1053 км, Волчья с притоками – триста двадцать три км, Миус – 258 км, Самара – триста одиннадцать км, Кальмиус – 209 км, Грузский Еланчик – девяносто один километр км.



Задания: 1.Определите, какие утверждения являются верными, а какие нет..

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.

№ п/п

Название реки

Протяженность, км

Верно(+)/

Неверно (-)

Северский Донец

91


Волчья

323


Миус

311


Самара

1053


Кальмиус

209


Грузский Еланчик

258




3 прием «Забей гол!» или «Установи соответствие» - прием на соотнесение данных.

Задания: 1. Соотнесите название реки с ее протяженностью.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.

Задача 1 .

Северский Донец имеет длину 1053 км, Волчья с притоками – триста двадцать три км, Миус – 258 км, Самара – триста одиннадцать км, Кальмиус – 209 км, Грузский Еланчик – девяносто один километр км.


Название реки

Протяженность, км

Северский Донец

Волчья

Миус

Самара

Кальмиус

Грузский Еланчик

91

323

311

1053

209

258









2. Следующий вид функциональной грамотности – финансовая (кластер)


1 прием «Шаг за шагом» - поэтапное решение задачи с пошаговым объяснением.


Задача 2. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 200 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 1 взрослого и 3 школьников?



Задания: 1.Реши задачу по действиям с пояснениями.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.


2 прием «Ассоциации» - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.


Задача 2. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 200 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 1 взрослого и 3 школьников?


Задания: 1. Реши задачу и определи примерный перечень канцелярских товаров на сумму, составляющую половину ответа.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.


3 прием «Да-Нет» - установление причинно-следственных связей для конкретного ответа в виде слов «да» или «нет».


Задача 2. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 200 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 1 взрослого и 3 школьников?


Задания: 1. Реши задачу и ответь на вопрос: хватит ли 1000 руб, чтобы 1 взрослому и 3 школьникам съездить в город и обратно?

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.










  1. Естественнонаучная грамотность (кластер).


Прочтите, пожалуйста, задание.

Группа учеников 5 класса вместе с учителем биологии поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в Вконтакте Миша, ведущая свой блог о научных фактах Олеся, начинающий специалист по хищным растениям Антон, а также заядлый Рутубер Тарас. В экопарке в десять часов утра Миша первым делом сфотографировал растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые). Второе фото этого же растения Миша сделал в одиннадцать часов двадцать минут. Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, Миша сделал в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, Миша обратил внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумал Миша и пошёл спрашивать у учителя о том, что увидел.


1 приём «Поиск информации» - предполагает поиск запрашиваемой информации.

Группа учеников 5 класса вместе с учителем биологии поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в Вконтакте Миша, ведущая свой блог о научных фактах Олеся, начинающий специалист по хищным растениям Антон, а также заядлый Рутубер Тарас. В экопарке в десять часов утра Миша первым делом сфотографировал растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые). Второе фото этого же растения Миша сделал в одиннадцать часов двадцать минут. Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, Миша сделал в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, Миша обратил внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумал Миша и пошёл спрашивать у учителя о том, что увидел.


фото

Время

1 фото


2 фото


3 фото


Задания: 1.Заполните таблицу.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.


2 приём «Работа с условием задачи» -приём, где учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут выполнить задание.


Группа учеников 5 класса вместе с учителем биологии поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в «Вконтакте» Миша, ведущая свой блог о научных фактах Олеся, начинающий специалист по хищным растениям Антон, а также заядлый рутубер Тарас. В экопарке в десять часов утра Миша первым делом сфотографировал растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые). Второе фото этого же растения Миша сделал в одиннадцать часов двадцать минут. Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, Миша сделал в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, Миша обратил внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумал Миша и пошёл спрашивать у учителя о том, что увидел.

Задания :1. Определите промежуток времени между 1 и 3 снимком.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.

3 приём «Ложная альтернатива» - внимание ребенка уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или». Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Группа учеников 5 класса вместе с учителем биологии поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в «Вконтакте» Миша, ведущая свой блог о научных фактах Олеся, начинающий специалист по хищным растениям Антон, а также заядлый рутубер Тарас. В экопарке в десять часов утра Миша первым делом сфотографировал растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые). Второе фото этого же растения Миша сделал в одиннадцать часов двадцать минут. Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, Миша сделал в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, Миша обратил внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумал Миша и пошёл спрашивать у учителя о том, что увидел.

Задания. 1. Ответь на вопросы.

1.Снимки делали Антон или Олеся?

2. Миша сделал 4 или 5 снимков?

3. Олеся рутуберша или пользователь сети «ВКонтакте» ?

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.

  1. Математическая грамотность (кластер)


Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.


  1. Креативное мышление (кластер).


1 прием «Исключение лишнего». -  прием, в ходе которого ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство элементов этого ряда, и найти одно лишнее.


1. Сумма, разность, множитель, частное

2. 9; 12; 8; 15

3. см, дм, м², км.


Задания: 1.Найди лишнее, обоснуй свой ответ.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.


2 прием «Классификация» -  это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.



Задания: 1. Разбей на группы выражения:

10*4; 100:2; 69:3; 15*4; 77:11; 30*3.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.



3 прием – «Аналогия» - предполагает поиск сходства между объектами в некотором отношении.


Задания:1. Выполни задания аналогично образцу.

1.уменьшаемое – разность, множитель - …?

2.продолжите ряд: 1, 5, 13, 29, …

                                7, 19, 37, 61, …

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.








  1. Глобальные компетенции (кластер).

Читаем вслух задачу.

Задача 1.

Из плохо закрытого по небрежности водопроводного крана каждую секунду вытекает одна капля воды. Сколько граммов воды вытечет за 5 мин, если масса 100 капель равна 7 г?

Прием «Яркое пятно» - это прием, который вызывает интерес или удивление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.

Задания: 1. Реши задачу, используя интересный факт.

2. При ответе: прочтите название приема, раскройте его сущность, дайте ответ на задание 1.

Вот и завершили мы с вами кластер (шпаргалку).



Рефлексия:

На столах у вас лежат геометрические фигуры:

Желтые кружочки, олицетворяющие яркое теплое солнышко

Голубые квадраты – как бескрайнее небо.

Красные треугольники, как запрещающие знаки.

Если Вы считаете, что бесполезно провели время, поднимите красные треугольники.

Если считаете, что тема недостаточно раскрыта, то поднимите голубой квадрат.

Если Вы вынесли из мастер-класса для себя ценную информацию и вам было интересно, то поднимите желтый кружок.

Спасибо Вам, коллеги, за активную работу и высокую оценку мастер-класса.

Я в свою очередь хочу пожелать вам понимающих родителей, хороших учеников и пусть в формировании функциональной грамотности Вы станете первым асом! Хочу вам подарить карандаш, чтобы вы могли фиксировать в ежедневнике самые нужные мысли с возможностью всегда внести изменения.




Скачать

© 2024, 27 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!