СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: « Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС и ФОП ДО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может использоваться педагогами дошкольного образования для представления опыта на педагогических советах, методических объединениях и пр. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: « Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС и ФОП ДО».»

Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: « Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей

в соответствии с ФГОС и ФОП ДО».


Подготовила: старший воспитатель

МДОБУ «ДСКВ «Золотой ключик»

Костылева Елена Юрьевна


Цель: Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить учатников мастер-класса с методами и приемами применяемыми воспитателем в образовательной области «Познавательное развитие»;

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников;

  • Развивать умение педагогов  аргументировано проводить оценку результатов работы.

Оборудование: 4 стола по количеству тематических блоков, магнитная доска.

Демонстрационный материал: таблички для магнитной доски, дидактические игры.

Раздаточный материал: разноцветрные бумажные цветочки для проведения рефлексии.

Ожидаемые результаты:

  • Транслирован опыт работы по использованию методов и приемов на мелкую моторику в организации деятельности по познавательному развитию детей;

  • Расширены кругозор участников мастер-класса, их мотивация на использовании материалов в практике;

  • Участники проявили коммуникативные навыки, активность в работе мастер-класса.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС и ФОП ДО». Тема очень обширная и многогранная, говорить о познавательном развитии можно бесконечно. Сегодня же я предлагаю нам с вами разобраться в том, что же такое, собственно говоря, познавательно развитие и из каких тематических блоков оно состоит. И, конечно же, мне хочется вспомнить с вами работу, которую мы проводим в данном направлении.

Сегодняшнее выступление я решила провести в форме мастер-класса. Так как мы говорим о познавательном развитии, то мы с вами тоже будем познавать, исследовать и пойдем проблемно-поисковым путем.

А именно, я приглашаю вас принять участие в блиц-турнире, по итогам которого, мы найдем ответы на поставленные в самом начале вопросы. Приглашаю к участию желающих.

И так, основной наш вопрос: «Что такое познавательное развитие, из каких тематических блоков оно состоит». (На магнитной доске крепится табличка «познавательное развитие» и знак «?»).

Мы начинаем наше исследование! Будем путешествовать по «островам», которые и будут тематическими блоками, а какими именно мы сейчас и определим.

И так первый остров!

I. «Формирование элементарных математических представлений»

Перед вами на столе представлены дидактические игры. Какие же именно?

Первая игра «Разгадай головоломку» (игры на развитие зрительного восприятия, логического мышления, внимания) Попробуйте выполнить.

И так мы сейчас с вами выполняли задания на счет, размер, порядок, цвет, геометрические фигуры. Как вы думаете, над чем мы сейчас работали, какие умения формировали и соответственно, как называется данный тематический блок познавательного развития??? Да, конечно, это формирование элементарных математических представлений. (На доску крепится табличка «формирование элементарных математических представлений», рисуется стрелочка)

Итак, первый тематический блок познавательного развития - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ну а мы двигаемся дальше и добираемся до второго острова.

II. «Ознакомление с предметным окружением и окружающим миром»


Первая игра «Чудесный мешочек». Цель этой игры формировать, закреплять знания, детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.) развивает мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагается детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и называет его характерные признаки. А остальные дети должны по описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Ну что коллеги предлагаю вам побыть в роли детей и немного поиграть.

Следующая игра «Животные и птицы, как говорят и что едят»

Следующая игра Собери листочки» (игра на пространственную ориентацию, знание деревьев и листьев, счёт).

А теперь давайте определимся, на что же были направлены данные задания и как назвывается наш «остров», какой это тематический блок? Да вы правильно определили, это ознакомление с предметным окружением и окружающим миром.

(Крепится следующая табличка на магнитную доску)

Второй тематический блок познавательного развития - Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

И Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

А мы продолжаем дальше, и я приглашаю вас на следующий остров.

III. « Ознакомление с социальным миром»

Здесь у нас находится игра «Играем в профессии»

На кругу у нас изображены картинки разных профессий, а на прищепках предметы профессий, суть игры состоит в том, что надо детям подобрать правильный ответ, т.е. к нужной профессии надо найти пару. И так, попробуем поиграть.

Итак, мы сейчас говорили о чем? О профессиях, врачах, парикмахерах, о семье - а иными словами о социальном мире. И название этому тематическому блоку – «Ознакомление с социальным миром».

(Крепится следующая табличка).

Третий тематический блок познавательного развития - Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Ну а мы подошли к последнему этапу.

IV. «Познавательно- исследовательская деятельность»

1. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

- Посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие. (Показывает глобус)

-Что это?

- Глобус.

- А что мы можем увидеть на глобусе?

- А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?    

Примерные ответы:

- Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.

-А что находится в реках, морях, океанах?

- Вода.

- А где можно встретить воду?

Примерные ответы:

- Вода есть в кране, в тучке.

- Вода есть в бассейне.

- Вода есть в луже, в организме.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?

- А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.

2. Проведение опыта-эксперимента

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

- Как вы считаете, имеет ли вода запах?

- Давайте проверим. Имеет вода запах?

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет запаха.

- Обозначим это свойство этой схемой.

Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

- Как вы думаете, имеет ли вода вкус?

-Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

Примерные ответы детей:

- Вода не имеет вкуса.

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3. Вода прозрачная.

- Как вы считаете, имеет ли вода цвет?

-Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком? (Предположения)

- Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.

- Как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?

-Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?

- Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?

Какой сделаем вывод?

Вывод: сахар в воде растворяется.

-Что получится, если в стакан с водой опустить песок?

- Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.

Растворился песок в воде?

- Песок в воде не растворился.

- Какой вывод делаем?

- Песок в воде не растворяется.

Опыт 5. Вода не имеет формы, то есть находится в жидком состоянии.

- Ребята, что произойдет, если мы воду перельём в другой сосуд?

- Давайте поэкспериментируем. Что произошло?

- Какой делаем вывод?

- Вода не имеет формы и имеет жидкое состояние.


Давайте определимся, чем же мы сейчас занимались? Вы правы, конечно же, это исследование. И называется данный тематический блок – познавательно-исследовательская деятельность.

(Крепится последняя табличка на магнитную доску).

Познавательно-исследовательская деятельность - это развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах.

Спасибо вам за участие в нашем блиц-турнере, присаживайтесь на свои места.

И давайте совместно подведем итоги и дадим, наконец, ответ на вопрос чтоже такое познавательное развитие и какие тематические блоки в нем выделяют.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

Образовательная область «Познавательное развитие» выделяет следующие тематические блоки:

-«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

- «Приобщение к социокультурным ценностям»,

-«Формирование элементарных математических представлений»,

-«Ознакомление с миром природы и предметным окружением».


Вот и подошел к концу наш блиц-турнир, а вместе с ним и мой мастер-класс.

Рефлексия.

А сейчас я предлагаю вам оценить мое выступление. Перед вами цветочки разных цветов. Кому все было понятно и все понравилось, прикрепите на магнитную доску красный цветок, кому понравилось, но не все было понятно – желтый, а кому не понравилось и не понятно – синий. Вот такой пестрый цветочный луг у нас с вами получился. Всем спасибо за оценку моего труда! До новых встреч!









«Что такое познавательное развитие, из каких тематических блоков оно состоит»?

I. «Формирование элементарных математических представлений»

II. «Ознакомление с предметным окружением

и окружающим миром»

III. « Ознакомление с социальным миром»

IV. «Познавательно- исследовательская деятельность»






















Анкета для участника МО по познавательному развитию дошкольников

Оцените по 5 бальной системе уровень вашего профессионального мастерства по основным направлениям работы.

Направления

Оценка

I. «Формирование элементарных математических представлений»


II. «Ознакомление с предметным окружением

и окружающим миром»


III. « Ознакомление с социальным миром»


IV. «Познавательно- исследовательская деятельность»


Какие направления, темы, вызывают затруднения в работе, и Вы хотели бы узнать о них более подробно с следующем учебном году?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО)__________________________________________________________________


Анкета для участника МО по познавательному развитию дошкольников

Оцените по 5 бальной системе уровень вашего профессионального мастерства по основным направлениям работы.

Направления

Оценка

I. «Формирование элементарных математических представлений»


II. «Ознакомление с предметным окружением

и окружающим миром»


III. « Ознакомление с социальным миром»


IV. «Познавательно- исследовательская деятельность»


Какие направления, темы, вызывают затруднения в работе, и Вы хотели бы узнать о них более подробно с следующем учебном году?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО) __________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!