ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА
на тему «Игра «Умная шнуровка» как прием активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР»
1. Актуальность, применение: У детей с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, низкий уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
В своей работе при обучении детей с ЗПР использую игровые технологии, т.к. игровая деятельность – это важный этап в развитии познавательной деятельности ребёнка, а дидактические игры являются одним из основных вариантов обучения детей с ЗПР.
2. Цель мастер-класса: Знакомство участников с игровыми приемами активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Задачи мастер-класса:
- Актуализировать участникам выбор игрового приема;
- Создать условия для продуктивной деятельности участников мастер-класса;
- Познакомить с дидактическим материалом «Умная шнуровка»;
- Отработать практический приём работы с дидактическим материалом;
- Провести моделирование заданий с использованием пособия «Умная шнуровка»;
- Оценить эффективность представленного приема в работе с дошкольниками.
3. Оборудование: дидактический материал «Умная шнуровка».
4. Участники: учитель-дефектолог , родители коррекционной группы.
5. Регламент: 20 минут
6. Форма проведения: игра
7. Результаты:
Игровой приём «Умная шнуровка» позволит участникам мастер-класса:
- сформировать представление о разнообразии и эффективности применения игры в разных предметных областях;
- сформировать умение проектировать и моделировать игру в учебно-воспитательном процессе;
- развивать свою активную творческую позицию по созданию новых игровых технологий;
8. Структура мастер-класса
Этапы мастер-класса | Задача | Средства методы | Виды деятельности участников | Результаты |
Организационный момент | Актуализировать участникам выбор игрового приема | Консультация «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» | Первичное восприятие информации | Готовность к восприятию информации |
Основная часть |
1. Этап знакомства с игровым приёмом | Познакомить с дидактическим материалом «Умная шнуровка» | Пособие «Умная шнуровка» | Знакомство с пособием | Сформировано представление об игровом приёме |
2. Практический этап | Продемонстрировать приемы работы пособия «Умная шнуровка» | Пособие «Умная шнуровка» | Практическая деятельность | Первичное закрепление полученных навыков |
3. Этап моделирования заданий | Провести моделирование заданий с использованием пособия «Умная шнуровка» | Задание от педагога | Моделирование игрового приема | Сформировано умение проектировать игровой прием |
Заключительная часть (вопросы, рефлексия) | Оценить эффективность представленного приема в работе с обучающимися | Приём рефлексии | Выбор и обоснование | Оценка мастер-класса |
9. Описание компетенций педагога-мастера, необходимых для проведения данного мастер-класса.
Участники мастер-класса должны:
Знать: специфику работы и особенности обучающихся с ЗПР;
Уметь: умение проектировать и моделировать игру в учебно-воспитательном процессе;
Быть: способным, готовым включаться в активную продуктивную деятельность.
ХОД МАСТЕР –КЛАССА:
Сегодня вашему вниманию мы представим ряд игровых заданий, которые используются нами в непосредственной образовательной деятельности для развития речи детей и в то же время ориентированы на всестороннее развитие каждого дошкольника. Ребенок, в этих играх, будет развивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, не догадываясь об этом.
Дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами, картинками.
Мы покажем вам несколько дидактических игр как с привлечением различного наглядного материала. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Игра «Собери бусы» очень интересна и привлекательная для детей младшего и среднего возраста.
Задача играющего состоит в том, чтобы научиться нанизывать бусины на шнурок.
Цель: Формирование умения у детей собирать бусы на шнурок.
Задачи:
1) Обогащать сенсорный опыт детей;
2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»; активный словарь: бусины, шнурок.
3) Развитие мелкой моторики,
4) Развитие зрительного восприятия, цветового восприятия.
Оборудование:
Разноцветные бусинки
Цветные шнурки.
Игровое действие:
Нанизывать бусинки на шнурок.
Ход игры:
Вариант 1) Ребенок нанизывает бусинки на шнурок в любом порядке.
Вариант 2): Ребенок нанизывает бусинки на шнурок по заданному порядку.
Вариант 3): Придумать свой вариант бус.
Игра «Повтори узор»
Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор, второй –
повторяет.
Игра «Разные дорожки»
Цель - учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием (мишка пойдет по широкой дорожке, мышка побежит по узкой, а заяц - по извилистой)
ИТОГИ:
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать детям необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой у привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она ребенка? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые* игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и ребенку в его играх, конечно же, тоже хочется это делать.
И еще хотелось бы напомнить, что действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.