Мастер-класс для педагогов «Организация закаливающих процедур в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ детский сад
№10 «Мишутка» г. Карачев
Васюкова Н.Л.
Цель: обобщить и систематизировать представления о проведении закаливающих процедур в ДОУ с помощью массажных ковриков, игрового массажа и бодрящей гимнастики после сна.
Предварительная работа: поиск информации, анализ и обобщение опыта работы.
Оборудование: проектор; экран; электронная презентация с аудиозаписью варианты массажных ковриков.
Ход мастер-класса:
1 слайд
Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о закаливании.
К нам, педагогам, часто обращаются родители часто болеющих детей с вопросом «Как укрепить здоровье малыша?».
Отвечаем на их вопросы:
- Надо детей закаливать!
Вопрос педагогам: Какие естественные факторы природы используют для закаливания?
- Закаливать свой организм можно разными способами в любое время года. Летом надо ходить босиком по речной гальке или скошенному лугу, а зимой, следует использовать ортопедический массажный коврик. Так же для закаливания используются различные виды игрового массажа. Он прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической целью.
2 слайд.
Ведущий: Сейчас на экране вы видите изображение ступни. Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики
3 слайд. (массаж ушных раковин)
Ведущий: Еще один вид игрового массажа – массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
4 слайд (массаж рук)
Ведущий: Еще хотелось бы сказать о массаже рук и пальцев. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
5 слайд (Босохождение и дых гимнастика)
Ведущий: Так же важным при проведении закаливающих процедур является босохождение и дыхательная гимнастика.
Босоножье - это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
6 слайд.
Ведущий: Итак, подведем итог. Игровой массаж оказывает положительное влияние на весь детский организм и способствует закаливанию организма. Так же он:
Стимулирует биологически активные точки организма;
Снимает у детей напряжение;
Улучшает кровоснабжение кожи;
Уменьшается напряжение мышц;
Кроме этого игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам превратиться в детей. И пройти закаливающие процедуры после дневного сна.
Практическая часть:
1. Пробуждение. (Воспитатель звенит в колокольчик)
В.: Колокольчик золотой.
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит,
«Закаляйтесь!» - всем велит.
2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати.
В.:На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх за голову, потянуться. (4р.)
Вот на спинку все легли
Расшалились тут они.
И. п.: лежа на спине, руки за головой.
Выполнить упражнение «Жуки» (4 р.).
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх перед собой и потереть ладони друг об друга (4р.).
3. Комплекс закаливающих мероприятий перед кроваткой.
В.:Встали мои котятки,
Выгнули спинки.
И. п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться (4р.).
Разгладили лапки.
В.: А теперь мы будем печь блины и угощать друзей.
Массаж рук и пальцев
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)
Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)
Бурому братишке.
Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)
И съедим мы сами!
В.: А чтобы съесть блины надо на них подуть.
Дыхательная гимнастика.
4. Ходьба по дорожкам здоровья
В.: А теперь пойдем мы в лес,
Он полон сказок и чудес
Идем по дорожке,
Высоко поднимая ножки.
Киски по лесу гуляли,
За природой наблюдали
. Выполнение ходьбы по дорожке здоровья
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кого мы с вами встретили? (воспитатель показывает игрушку ежика)
Воспитатель:
Ежик, ежик, полечи
Ножки нам пощекочи.
Дети выполняют упражнение с массажным мячом «Ежик»:
Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мяч с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой) .
Воспитатель: Ребята, поблагодарим нашего ежика и отдадим ему мячики. Попрощаемся с ним.
А мы идем дальше.
Дальше по лесу пойдем
На полянку попадем
На полянку мы зайдем
Обувь там свою найдем.
Дети обуваются.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в лес? А теперь обувайтесь и одевайтесь.