Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому направлению развития детей № 5
села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
(МКДОУ д/с №5 с. Арзгир)
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ д/с №5 с. Арзгир
__________________ И.Д. Крюкова
Мастер – класс
для педагогов на тему:
«Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе».
Подготовил: учитель – логопед
высшей категории
МКДОУ д\с № 5 с. Арзгир
Кузан Наталья Владимировна
Цель мастер- класса: Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер – класса в формировании основ финансовой грамотности в логопедической работе дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
Познакомить педагогов с необходимостью воспитания, его возможностями;
Способствовать развитию интереса к играм экономического содержания независимо от лексической темы и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;
Побудить участников мастер – класса к широкому использованию речевых игр в развитии финансовой грамотности.
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления называется «Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе».
Я расскажу вам как я внедряю в свою работу финансовую грамотность.
Финансовое просвещение – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Проблема формирования основ финансовой грамотности в логопедической работе, что это? С первого взгляда не до конца было понятно, с чего можно было бы начать, и как связать работу учителя – логопеда с финансовым развитием детей. Но углубившись в этот вопрос, постепенно стало понятно что, в той или иной степени, мы на занятиях касаемся этой темы.
Важно, чтобы ребенок с нарушениями речи правильно понимал значение слов и смысловое родство этих слов. Как для нормотипичных детей, так и для детей с нарушениями речи особенно важно, чтобы словарь накапливался в определенной системе.
Я прошу занять свои места желающим поучаствовать в моем мастер –классе педагогов. Первая команда называется «Экономисты», а вторая «Финансисты». Перед вами стоят сейфы в которых вы будите копить свои честно заработанные деньги . При правильных ответах на вопросы вы будите брать монеты и вкладывать их в сейф.
Давайте и мы с вами окунемся в финансовую грамотность и рассмотрим тему «Семья» с логопедической точки зрения.
В процессе изучения темы, мы с вами знаем такое слово как «монета». Вы знаете, что монета – это денежный знак, который изготавливается из металла, имеет определенную форму, вес и достоинство.
Давайте с вами подберем родственные слова и синонимы к этому слову (копейка, денежка, грош).
Кто зарабатывает в семье деньги?
Мама и папа – работают на работе.
Бабушка и дедушка – получают пенсию.
Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают стипендию.
Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью. Называется это семейный бюджет, который тратится на нужды всех членов семьи.
Игра «Объясни значение выражения»:
Команде «Экономисты» нужно будет объяснить значение выражения:
Звонкая монета
Фальшивая монета
Команде «Финансисты» нужно будет объяснить значение выражения:
Памятная монета
Иностранная монета
Следующее задание: «Закончи предложение»
Цель: Изменение слов по падежам.
Задание: Закончить предложение, со словом «монета».
Команде «Экономисты» нужно будет закончить предложение со словом «монета»:
У Тани в кошельке лежат …….
У Вани в карманах нет …….
Команде «Финансисты» нужно будет закончить предложение со словом «монета»:
У меня много …….
В кошельке лежала одна золотая …….
Расширяем глагольный словарь:
Ответьте мне на вопрос : Что можно делать с монетами?
Ответы: Что – то купить, положить в копилку, отнести и положить на счет в банке, отдать мама, посчитать, потерять, пересчитать и тд.
Работа над словообразованием сложных слов (путем сложения двух основ):
Команда «Экономисты»
Работу дает – работодатель
Заработанная плата – зарплата.
Команда «Финансисты»
Универсальный магазин – универмаг.
Сберегательный банк - сбербанк
Играет тихая музыка
В качестве динамической паузы можно использовать игру с мячом:
«Что не купишь на монеты?» (любовь, дружбу, семью, чувства, доверие, доброту и тд.)
А теперь поработаем с деформированной фразой:
Папы, у, монет, 6, кармане, в.
Объясните пожалуйста значение фразеологических оборотов:
Платить той же монетой- отвечать тем же самым, таким же отношением, поступком.
Принимать за чистую монету – принять за правду, какой либо вымысел.
За каждое правильно выполненное задание, дети как и вы сегодня получают «монеты». В конце занятия подводятся итоги, кто больше заработал монет. Затем решаются не сложные экономические задачи: как, когда и куда рационально потратить заработанные деньги?
А вам интересно сколько вы накопили денег? Для этого вам необходимо открыть сейфы, но код от сейфов вы не знаете. Чтобы получить код от сейфов вы должны собрать пазл купюры и на обратной стороне вы увидите нужный код сейфа. (Звучит музыка)
Посчитайте свои честно заработанные деньги и ответьте мне на вопрос как, когда рационально вы потратите заработанные деньги? (Ответы коллег)
Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой грамотности содержится в следующих формах художественного слова – потешки сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Ознакомление со сказками затрагивает различные стороны речи, обогащает словарь. Во время пересказа дети пользуются простыми и сложными предложениями, делая свою речь красочной. Во время исполнения роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи. (Терем – теремок, Мужик и медведь, Сказка о рыбаке и рыбке, Телефон, Муха – цокотуха и тд.)
Таким образом, формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе способствует решению следующих задач:
Формированию основ экономической культуры у детей – дошкольников;
Побуждению детей к общению друг с другом;
Комментированию своих действий;
Способствует закреплению навыков пользования звуками;
Совершенствованию разговорной речи;
Расширению словарного запаса;
Формированию грамматического строя речи.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: работа, направленная на формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе увеличивает интерес детей с нарушениями речи к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения речевого материала детьми.
Спасибо за внимание!