СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Читательская грамотность в практике современного учителя на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Читательская грамотность в практике современного учителя на уроках истории и обществознания»»

Мастер – класс

«Читательская грамотность в практике современного учителя на уроках истории и обществознания»

Цель: знакомство педагогов с приёмами работы с текстом в рамках повышения читательской грамотности:

Задачи:

 

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий;

  • показать практическое применение разных типов заданий при работе с текстом.


ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса(приложение 1); раздаточный материал (приложение 3), рабочий лист(приложение 4)


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов по формированию читательской грамотности.

5. Подведение итогов мастер-класса.

6. Рефлексия.

Структура мастер- класса

-Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свой мастер класс я бы хотела со слов А.Н.Толстого «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно, быть интересно». ( слайд 1)

- Для того чтобы детям на уроке было интересно читать, нужно использовать разнообразные приёмы и задания при работе с тексом.

И сегодня на нашем мастер - классе «Читательская грамотность в практике современного учителя» я познакомлю с приемами, которые помогут в развитии читательской грамотности.

- Уважаемые коллеги! Существует множество форм, методов и приёмов работы по формированию читательской грамотности. Сегодня поработаем с некоторыми приёмами, которые направлены на понимание текста.

- Перед тем, как приступить к работе с текстом, я предлагаю вам сгруппироваться. На каждом столе лежат кусочки изображения. Возьмите их, поднимитесь и найдите участников вашей команды, собрав изображение.



1. Мотивация учения. (СЛАЙД 2)

1.Верите ли вы, что читательская грамотность – это основа успешности ученика? (да, верю)

2.Верите ли вы, что читательская грамотность – это синоним начитанности, хорошей техники чтения? (нет, не верю)

3. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? (нет. Не верю)

4.Верите ли вы, что сформированность у учащихся читательской грамотности занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий? (да, верю)

5. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей? (нет, не верю)

-Я начала работу мастер-класса, используя приём «Верю- не верю», который является одним из средств формирования читательской грамотности ученика. Он развивает умение слушать и слышать говорящего, активизирует работу на уроке, будет уместен во время актуализации или обобщения материала.



Приёма «Ассоциативный куст».

- Посмотрите еще раз на собранную картинку. Возьмите рабочий лист №1, который лежит посередине стола один на группу. Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, гладя на изображение. 1 минута

- Давайте послушаем, какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп).

- Молодцы! 1 минута.

- Как вы считаете, какая будет тема текста? Конечно, мы сегодня будем читать текст Суворова А.В. Приём «Антиципация» (предугадывание) один из важных приёмов до чтения текста.

- У вас у каждого на краю стола лежит лист с текстом. Сейчас вы будете работать индивидуально. Вам необходимо будет ознакомиться с текстом.. Для ознакомления текста даю 3 минуты.







8 класс

Александр Васильевич Суворов

А.В. Суворов родился в 1730 г. в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Рассказы отца о Петре Великом и войне со шведами очаровали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники весьма сомневались в самой возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756-1762 гг., первой и второй русско-турецких войнах, польских походах 1768-1772 и 1794 гг., войнах с Францией. В русско-турецких войнах эпохи Екатерины II он заслужил славу лучшего российского генерала. За победу при Фокшанах и Рымнике (1789) Суворов был пожалован бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного, шпагой с надписью «Победителю Верховного Визиря», также украшенной бриллиантами, графским титулом с наименованием Рымникского и орденом Святого Георгия 1-й степени. За подавление польского восстания 1794-1795 гг. получил звание фельдмаршала. В 1797 г. выдающийся русский полководец А.В. Суворов, почти полвека беззаветной преданностью служивший Отечеству, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что не боясь монаршего гнева, выступил против опруссачивания русской армии. Завершил свою карьеру Суворов при Павле I генералиссимусом, получив этот чин в 1799 г. после беспримерных итальянского и швейцарского походов. Прославленный полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя Емельяна Пугачева в Симбирск. Умер А.В. Суворов в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 г. 29 Свой взгляд на военное искусство А.В. Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Упорство в бою — «натиск», может демонстрировать только обученная армия. Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. Например, «бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «пуля - дура, штык - молодец». Суворов считал, вслед за Румянцевым, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы русские, все одолеем!».

Задание 1. Пронумеруйте последовательность событий, в которых участвовал А. В. Суворов.


Подавление Польского восстания


Участие в подавление восстания Е. Пугачева


Итальянский и швейцарский поход Победы при Рымнике и Фокшанах


Победы при Рымнике и Фокшанах


Участие в Семилетней войне

Ответ: 42531



Задание 2. Объясните значение понятия «генералиссимус». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Ответ: высший военный чин, присваиваемый полководцам, которые командовали несколькими (союзными армиями).



Задание 3. За какие заслуги А. В. Суворов получил награды/военные чины. Ответ представьте в виде таблицы.

Награды

Заслуги

орден Святого Андрея Первозванного, шпагу, с надписью «Победителю Верховного Визиря, орден святого Георгия, графский титул

Звание фельдмаршала

Чин генералиссимуса



За победу при Фокшанах и Рымнике

За подавление Польского восстания

За успешные итальянский и швейцарский походы





4. Выпишите из текста все «крылатые фразы», принадлежащие А. В. Суворову _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ответ:«глазомер, быстрота и натиск», «бей не числом, а умением», «Тяжело в учении — легко на походе!», «пуля - дура, штык - молодец», «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», ««24 чaсa на -находить в тексте требуемую информацию 31 размышлeние для сдaчи и – вoля; первые мoи выстрeлы – ужe нeвoля; штурм – смeрть»

Задание 5. А. В. Суворову принадлежит высказывание: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Выпишите их текста фразу, которая объясняет, с каким событием она связана. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Ответ: А. В. Суворов выступил против опруссачивания русской армии.



Задание 6. Составьте интеллект – карту « А.В. Суворов»

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе бумаги в графическом виде.



Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

При помощи «Интеллект - карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информаций без вычеркиваний и вставок (советы при составлении интеллект – карт - приложение 1). На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интеллект - карт очень эффективно для использования на уроках истории и обществознания, как средство формирования читательской Интеллект - карты построены на принципах, на которых построено наше мышление, поэтому информацию, записанную в виде интеллект - карт, легко воспринимать и запоминать, что делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся и понятным.





















Приложение 1



























Приложение 2

8 класс

Александр Васильевич Суворов

А.В. Суворов родился в 1730 г. в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Рассказы отца о Петре Великом и войне со шведами очаровали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники весьма сомневались в самой возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756-1762 гг., первой и второй русско-турецких войнах, польских походах 1768-1772 и 1794 гг., войнах с Францией. В русско-турецких войнах эпохи Екатерины II он заслужил славу лучшего российского генерала. За победу при Фокшанах и Рымнике (1789) Суворов был пожалован бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного, шпагой с надписью «Победителю Верховного Визиря», также украшенной бриллиантами, графским титулом с наименованием Рымникского и орденом Святого Георгия 1-й степени. За подавление польского восстания 1794-1795 гг. получил звание фельдмаршала. В 1797 г. выдающийся русский полководец А.В. Суворов, почти полвека беззаветной преданностью служивший Отечеству, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что не боясь монаршего гнева, выступил против опруссачивания русской армии. Завершил свою карьеру Суворов при Павле I генералиссимусом, получив этот чин в 1799 г. после беспримерных итальянского и швейцарского походов. Прославленный полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя Емельяна Пугачева в Симбирск. Умер А.В. Суворов в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 г. 29 Свой взгляд на военное искусство А.В. Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Упорство в бою — «натиск», может демонстрировать только обученная армия. Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. Например, «бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «пуля - дура, штык - молодец». Суворов считал, вслед за Румянцевым, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы русские, все одолеем!».

Приложение 3



Задание 1. Пронумеруйте последовательность событий, в которых участвовал А. В. Суворов.


Подавление Польского восстания


Участие в подавление восстания Е. Пугачева


Итальянский и швейцарский поход Победы при Рымнике и Фокшанах


Победы при Рымнике и Фокшанах


Участие в Семилетней войне

Задание 2. Объясните значение понятия «генералиссимус». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Задание 3. За какие заслуги А. В. Суворов получил награды/военные чины. Ответ представьте в виде таблицы.

Награды

Заслуги










Задание 4. Выпишите из текста все «крылатые фразы», принадлежащие А. В. Суворову _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Задание 5. А. В. Суворову принадлежит высказывание: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Выпишите их текста фразу, которая объясняет, с каким событием она связана. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________



Задание 6. Составьте интеллект – карту « А.В. Суворов»











Приложение 4

12 советов при составлении интеллект – карт

1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.


2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.


3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.


4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать. 


5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.


6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.


7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.


8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.


9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.


10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное. 


11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.


12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!