СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маша Миронова. Нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маша Миронова. Нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Конспект урока в 8а классе по теме «Маша Миронова, нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».





Личностные результаты: выразительное чтение прозаического текста с целью понимания нравственных проблем;

Метапредметные результаты:

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты: умение анализи­ровать текст повести с позиции ее идей­но-тематической направленности.

Применяемые технологии и приемы: формирующее оценивание, работа со словом-образом, техника «Сигналы рукой», трехминутное эссе (ЦОР Google-формы), самооценивание.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок 4й из 4х).

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, компьютер, проектор, электронные устройства учащихся, учителя



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие, организация внимания

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке продолжаем работу с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Вспомним некоторые эпизоды, связанные с содержание повести. Мини-тест (1 слайд)

Работа в парах. Взаимопроверка

1.Какая пословица предваряет повествование?

2.Повествование в повести ведется от первого лица. Укажи его имя 

3.Что мучило Петра Гринева по отъезду из симбирского трактира? 

4.Какое природное явление застало Петрушу и Савельича в пути?     

 5  Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?   

6.Что   представляла   из   себя   Белогорская   крепость?

Работа со словом – образом «Белогорская крепость»

Что вы представляете? Используя текст, словесно нарисуйте. И представьте Машу Миронову, живущую в Белогорской крепости.

Тема  урока: «Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини».

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. Я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению  и систематизации  материала.







1.Береги честь смолоду

2.Петр Гринев

3.Чувство вины перед Савельичем за глупый проигрыш

4.буран

5.Подарил заячий тулуп

6.Деревушка, окруженная бревенчатым забором




3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставлю перед учащимися проблему.


В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  (в первом значении).

Выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова?  (индивидуальное домашнее задание) 

Слайд 2

ЧЕСТЬ

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду 

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

Итак, определения нравственных категорий запишем в тетрадь:

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

2) Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Организую работу учащихся, консультирую их, осуществляю контроль за выполнением заданий.

- Расскажите о своем первом знакомстве с Марьей Ивановной.

  • - Какое впечатление она на вас произвела? (девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели).

  • - А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне? (С первого взгляда она не очень мне понравилась).

  • - Гринев говорит: «Мне стало жаль ее». По какому поводу он так подумал? (Мать Маши, Василиса Егоровна, за столом при гостях стала рассказывать о том, что Маша - бесприданница, что выйти замуж ей поэтому трудно будет. Маша «покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку»).

- Какие черты характера проявляются у Маши с первых минут знакомства с ней? (скромность, стеснительность, послушание, простота. Это черты характера простой русской девушки).

- Давайте вспомним, как представлен образ Маши в начале и середине повести? Какой вы представляете себе героиню? (скромная, застенчивая, боязливая, слабая робкая, послушная

, спокойная, скромная, милая девушка, «трусиха»)

Работа с текстом.

- Очень характерный маленький диалог происходит между Гриневым и

Василисой Егоровной во время обеда в первый день приезда Гринева в крепость. - Давайте его прочитаем.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

- Какое качество характера Маши называет ее мать? (Маша - трусиха)

Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? (Да, но только в начале романа.)

- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.


Вопрос классу.

-Маша влюбляется в Гринева почти с первого взгляда. А с чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

- У нас осталась еще одна карточка-иллюстрация.

- Давайте зачитаем, какие слова находит Маша, чтобы объяснить свой отказ.

- Зачитайте в 5 главе эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)

  • - Почему она отказывает Гриневу? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу


Вопрос классу.

- Как Марья Ивановна объясняет свое отношение к Швабрину? 

- Перескажите отрывок о второй дуэли Гринева и Швабрина. Как ведет себя Маша, когда Петр Андреевич ранен и лежит 5 дней в бреду?

(Марья Ивановна от меня не отходила.)

- Какие черты характера Маши проявляются в данных отрывках? (благоразумие, осторожность, искренность, милосердие, чуткость и доброта)






Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение.










Слушают учителя, анализируют предложения.
















4. Первичное закрепление


Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.





Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

6. Первичный контроль

Организую работу по применению новых знаний.


- вспомните эпизод 5ой главы, в котором Маша отказывалась выйти замуж без родительского благословения. Какие качества героини проявляются в этом эпизоде? (Сила ее любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: «Без их благословения не будет нам счастья».

- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? (Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).


- С чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

Вывод. Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.

Беседа с классом.

- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

-  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

- Маша Миронова  - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

Все ли понятно по тексту?

Этап усвоения. Техника «Сигналы рукой»

Я понимаю (большой палец вверх)

Я еще не понял (большой палец в сторону)

Я не совсем понял (помахать рукой)

Что непонятно? Объясняем. Участвуют все, объясняем вместе, дополняем друг друга


Учитель:- Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Петра Гринева?  (Маша понимает, что ради спасения ее чести он никогда на суде не произнесет ее имени. Она принимает решение самостоятельно ехать в Петербург, составляет план действий, требующий смелости и энергии. Судьба ей покровительствует, но в ней самой скрыта способность притягивать к себе людей самых различных по характеру и положению)

- Меняется ли наше впечатление о характере Маши Мироновой в продолжении чтения повести?


Заключительное слово учителя.

- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом? (Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки. 

- Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки характеристики героев: Маши Мироновой, Гринева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать

Трехминутное эссе:


  1. Что, по-вашему, на уроке было наиболее важным?

  2. Что запомнилось?

  3. Что показалось интересным?


https://forms.gle/xSw75T65L8xMbb4Y6


Ученикам предлагается написать эссе со своих электронных устройств, перейдя по ссылке. *У кого нет электронных устройств, подготовлен бумажный вариант.


Лист самооценки (у каждого ученика на парте, учащиеся заполняют, сдают учителю)


Самооценка

Возможные баллы (от1 до 5)

Выполнял работу качественно, вовремя


Работал в паре


Поднимал руку и помогал другим


Внимательно слушал


Вел обсуждение


Комментировал


Выполнил (не выполнил) трехминутное эссе



Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.




7. Инф-я о д/з

Обеспечиваю понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

- Что есть нравственная красота в вашем понимании? (письменно, 4-5 предложений)

- Ответить на вопрос «В чем притягательность образа Маши Мироновой?»

- Собрать материал по всей повести о Пугачеве;


Записывают д/р




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!