СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маршрутный лист "Синтаксис"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист "Синтаксис"»


Министерство образования и науки Курской области
ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
Кафедра СГО










Проект


«Маршрутный лист по разделам языкознания

«Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение»
для работы с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала предмета "Русский язык"»




























Выполнили
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
N 39 им. К. Ф. Ольшанского » города Курска:
Кислова Е. Г.

Киреева В. А.

Канищева А. В.

Легкая Л. В.
Проверили:
заведующий кафедрой СГО, к.п.н.
Бабкина Марина Валентиновна; старший преподаватель кафедры СГО, к.п.н.
Каськова Ирина Александровна



Курск 2023

Цель: добиться полного понимания учебного материала о сложных  предложениях, формировать знания и понятия, научить практическому применению знаний, расширить, углубить знания, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль за степенью усвоения учебного материала.

Особенности неуспевающих учащихся:

- низкий уровень знаний;

- отсутствие познавательного интереса;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.



План работы:

Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

Дополнительные занятия с учеником :

“Правила составления плана устного ответа”

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение в творческую деятельность         

Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию         

Работа с учеником на уроке:

в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников;

организация самостоятельной работы на уроке:

разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное  задание, выполненное ранее, напоминание приема  и способа решения, ссылка на правила и свойства,

более тщательный контроль с указанием на ошибки;

при организации самостоятельной работы: выбор наиболее содержательных упражнений, более подробное объяснение

последовательности выполнения задания, предупреждение

о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия)

Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки



Виды работ со слабоуспевающими учениками:
  1) диагностические задания (2 уровня сложности);

2) объяснительные диктанты;

3) тестовые задания;
4)  карточки- тренажеры (2 уровня сложности);
  5) тематические задания (2 уровня сложности);
6) творческие задания (повышенный уровень сложности).


Теоретические материалы:


Сложное предложение

Сложное предложение — это два или несколько простых предложений, объединенных по смыслу и обладающих интонационной законченностью.

Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией. В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на

союзные

бессоюзные

Виды сложных предложений

В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией. Союзные предложения разделяются на два основных вида:

сложносочинённые (ССП)

сложноподчинённые (СПП)


Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение — это сложное предложение, в составе которого простые равноправные предложения соединены с помощью сочинительных союзов:

соединительных (и, да, тоже, также, ни…ни);

противительных (а, но, да = но, зато, только, же);

разделительных (или, либо, не то…не то, то…то).

В таблице приведены основные виды сложносочиненных предложений с примерами.

Какое значение выражают

Какие союзы употребляются между частями ССП

Примеры

Временные значения (одновременности, последовательности), реже – причинно-следственные

соединительные союзы и, да (в значении и), ни – ни, как – так и, не только – но и, тоже, также

1.Дедушка налил свежего меда, и две пчелки закружились над блюдцем.

2.Как ты скажешь, так мы и сделаем.

Значение противопоставления, сопоставления явлений

противительные союзы а, но, да (в значении но), однако, же, зато

1.Мы собирались пойти гулять, но к вечеру похолодало.

2.Пробило полночь, а он все не мог уснуть.

Значение чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений

Разделительные союзы или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

1.То мышь в углу скребется, то сверчок за печкой стрекочет.

2.Можешь завтра ко мне прийти, или я к тебе приду.\

3.Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.

Между частями сложносочиненных предложений перед союзом всегда ставится запятая.

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчиненное предложение состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними  неравноправная. Они связаны по смыслу подчинительной связью. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным. Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.

В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые включены в придаточную часть. По значению придаточные предложения делятся на группы:

В таблице приведены типы сложноподчиненных предложений с примерами.






Тип придаточного предложения

На какой вопрос отвечает придаточная часть

Союзы и союзные слова


Примеры

Определительное (относится к существительному)

Какой?

который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

На окраине стоял дом, который построили еще в прошлом веке.

Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства)

Падежные вопросы

что, кто, как, как бы, чтобы и др.

Мы обрадовались, что погода улучшилась.

Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение)

-

что, отчего, почему, зачем и др.

Профессор уже ушел, о чем студент узнал от лаборанта.





Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства)

времени

Когда? Как долго?

когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как

Когда я приду домой, мы обсудим этот вопрос.

места

Где? Откуда? Куда?

где, куда, откуда

Саша пошёл туда, где находится старая библиотека.

причины

Почему? Отчего?

потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку

Я купил яблок, потому что груш в магазине не было.

следствия

Вследствие чего?

так что

Поезд задержался на час, так что мы успели выпить кофе.

условия

При каком условии?

если, если – то, коли, коль скоро, раз

Если начнется дождь, спрячемся под тем деревом.

цели

С какой целью? Зачем?

чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы

Чтобы ничего не забыть, я написал список.

уступки

Вопреки чему? Несмотря на что?

хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай

Хотя Маше не нравилась эта книга, она ее дочитала до конца.

сравнения

Подобно чему? Как?

как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как

В квартире было темно, словно наступила ночь.

образа действия

Каким образом? Как?

как, будто, как будто, точно, словно

Миша собирал модель самолета так, как было показано на рисунке.

меры и степени

В какой мере и степени?

как, что, сколько, настолько

Тут так красиво, что просто дух захватывает.


Вид придаточного

К чему относится

На какой вопрос отвечает

Чем присоединяется



Определительное

К существительному в главной части



Какой?

Союзными словами: который, что, где, куда и др.





Изъяснительное



Чаще к сказуемому в главной части



Вопросы

косвенных

падежей

Союзами: что, как, будто, чтобы

Союзными словами: кто, что и др.

Частицей: ли

Обстоятельственные:









Степени





























к сказуемому в главной части или всей главной части









В какой степени? Насколько?





Союзы и союзные слова:

Что, как, будто, словно, сколько



Образа действия

Как? Каким образом?

Союзы и союзные слова:

Что, как, чтобы, словно

Места

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда



Времени



Когда? Как долго? С(до) каких пор?

Союзами: когда, пока, с (до) тех пор как, как только

Условия

При каком условии?

Союзами: если, раз, когда



Причины



Почему? Отчего?

Союзами: потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо

Цели

Зачем? С какой целью?

Союзами: чтобы, для того чтобы



Сравнительные

Как?

В сравнении с чем?

Союзами: как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно



Уступительные



Несмотря на что?

Союзами: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни



Следствия

Что является следствием этого?

Союзными словами: так что


Если придаточная часть находится внутри главного предложения, то на письме придаточное предложение всегда отделяется от главного при помощи запятых с двух сторон. Если придаточная часть находится в начале или в конце предложения, то она отделяется от главного предложения одной запятой.

Примеры:

  1. Тропинка, на которую указал лесник, была усыпана желудями и шишками.

  2. Я помню, как в детстве мы бегали босые у реки.


Бессоюзное предложение


Бессоюзное предложение (БСП) — это два и более простых предложения, соединенные по смыслу и интонацией без участия союзов и союзных слов.

Пример: Дождь быстро промочил землю, в воздухе запахло свежестью.


В бессоюзном сложном предложении важное значение имеет порядок расположения простых предложений, их смысловые взаимоотношения, от которых зависит постановка знаков препинания. Между частями БСП могут складываться разные смысловые отношения:

сопоставления (противопоставления), времени , условия, следствия, присоединения, сравнения, причины, пояснения, дополнения и пр.


В зависимости от характера смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения ставятся следующие знаки препинания:

запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

Рассмотрим подробнее смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Значение


Какой знак препинания ставится


Правило


Примеры


Одновременности, последовательности, перечисления


запятая, точка с запятой


Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и.

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП чем-либо осложнены (уже есть запятые хотя бы в одной из грамматических основ).

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.


Андрей вернулся поздно; Маша, уставшая за день, уже спала.


Противопоставления (сопоставления)


тире


В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади


Времени и условия


тире


Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда.

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься — люби и саночки возить

Сравнения


тире


Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится – гроза разразится.

Улыбнется – тучи разгонит.

Присоединения


тире


Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употребляется слово это.

Хлеб всему голова – так учила бабушка.

Она снова опоздала – это случалось часто.

Следствия


тире


Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон – я отвлекся от работы.

Пришли гости – мы быстро накрыли на стол

Причины


двоеточие


Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что.

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения


двоеточие


Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть.

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения


двоеточие


Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т.д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто


Сложные предложения с разными видами связи

 Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем  из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзной связью; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце][курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятаятире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце]но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате]  (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад]  (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка)[в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины]  (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.






Практическая часть:

Диагностическое задание:

  • расставьте недостающие знаки препинания,

  • определите вид предложения по наличию основы,

  • определите вид сложного предложения,

  • определите вид сложноподчинённого предложения

  1. Сокровища музыки неисчерпаемы, и также неисчерпаемы её

возможности. (двусост., двусост., ССП)

  1. В те годы я ещё не знал, что деньги – бремя. (двусост., двусост., СПП с придат изъяснит.)

  2. Как у глаза есть веко, так и у дурака есть самоуверенность для защиты

от возможности поражения своего тщеславия. (двусост., двусост., СПП

с придат обстоят сравнит)

  1. Я не мог уяснить, что же произошло. (двусост., двусост., СПП

с придат изъяснит.)

  1. Богатая семья. Большое имение под Москвой. Особняк в Москве. (все назывные)

  2. Если тебя со мной увидят, будешь неприятности иметь.(неопред-личное, определ-личное, СПП с придат обстоят условия)

  3. Известно, что по-настоящему люди страдают только от досадных

мелочей. (безличное, двусостав, СПП с придат изъяснит)

  1. Хочу, чтобы обо мне заботились.(определ-личное, неопредел-личное, СПП с придат изъяснит)

  2. Заявляю об этом без тени смущения, потому что гордиться тут

нечем.(определ-личное, безличное, СПП с придат обст. причины)

  1. Приезжайте: у нас много интересного – не соскучитесь.(определ-личн., назывное, определ-личное,СБС)

  2. Мне импонировала роль супермена, которого легко обидеть. (двусост,

безличное, СПП с придат определит)

  1. Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из

земли, чтобы узнать, прижился ли он. (двусост,двусост,безличное, двусост, СПП с придат определ, цели, изъяснит; последовательное подчинение)

  1. Полуторка шла, и навстречу не попадалось никого. (двусост, безличное, СПП)

  2. В хуторах все помещения оказывались занятыми, и негде было не

только переночевать, но и поставить лошадей. (двусост, безличное, ССП)

  1. Теперь я не могу разобрать, где именно стоял этот дом, но помню, что

из его сада был просторный вид на широкий и глубокий овраг. (двусост, двусост, двусост; СПП с придат изъяснит, придат. изъяснит;

параллельное подчинение)

  1. Когда потом разведочная флотилия возвращалась в лагерь к остальным

войскам и царь узнал подробности дела, он щедро наградил храбрецов. (двусост, двусост, двусост., СПП с придат обстоят времени, времени; однородное подчинение)

  1. Синцову по дороге хотелось узнать, почему у всегда спокойного

лейтенанта такое взволнованное лицо. (безличное, двусост.; СПП с

придат изъяснит.)

  1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником три года

незаметных. ( двусост,двусост; СПП с придат определит)

  1. Я чувствовал здесь спокойствие и довольство, так что меня клонило ко сну. (двусост,безличное; СПП с придат обстоят следствия)

  2. Я отыскал здесь те письма, которые брат писал матушке в течение года. (двусост, двусост; СПП с придат определительным)

  3. Опустошённость Печорина была так глубока, что его не может увлечь

даже любовь. (двусост, двусост; СПП с придат обстоят меры)

  1. Решили ехать ночью, так как буран заставил нас задержаться в пути на двое суток.(неопредел – личн., двусост, СПП с придат обстоят причины)

  2. Чем больше девочка подрастала, тем больше становилась похожа на

отца.(СПП с придат сравнит.)

  1. Несмотря на то, что был ноябрь, дни стояли тёплые и солнечные.

(СПП с придат уступки)

  1. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить очертания человека. (двусост, безличное, СПП с придат обстоят меры)



Объяснительный  диктант.


№1.

Туман (не) вставал, (не)бродил ветерок, все было одноцветно и бе…молвно. Я стоял перед цепью красивых гор, ра..кинутых (полу)кругом; молодой  зеленый  лес  покрывал  их  (с)верху  (до)низу. Прозрачно  синело  над  ними  южное  небо;  со..нце  с  вершины  играло  лучами;  (в)низу  болтали  проворные  ручьи.


- Вставьте  пропущенные  буквы,  раскройте  скобки.

-Определите, в бессоюзных сложных предложениях явления происходят одновременно или последовательно?

- Объясните  знаки  препинания.

- Подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы.


№2. С  утра  в  степи  было  (по)весеннему  холодно;  ветер  просушивал  колеи  грязной  дороги  и  шуршал  прошлогодним бур..яном.  Темны  и теплы были апрельские  ночи;  мягко  благоухали  сады  черемухой,  лягушки  заводили  в  прудах  дремотную,  чуть  звенящую  музыку.  Ноч..  была  страшно  морозная  и  ветре..ая;  сухой  мерзлый  снег  ви..жал  и  скр..пел  под  санями;  за  (не)обозримым  мертвым полем  выходил  красный  огромный  месяц.


- Вставьте  пропущенные  буквы,  раскройте  скобки.

- Сделайте  синтаксический  разбор 1предложения.

- Объясните  знаки  препинания.

- Подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы.



Задания повышенной сложности

Упражнение 1.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.

Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.

Составьте схемы предложений 3-4, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.



1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба.

2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую.

3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.

4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.

5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой.

6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.

(К. Паустовский)



Упражнение 2.

Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.

Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.



1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.

3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.



Упражнение 3.

Расставьте знаки препинания. Определите, двусоставной или односоставной является каждая часть сложного предложения, определите тип односоставной предикативной конструкции (безличная, неопределенно-личная и т.п.)



1) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов.)

2) Сделалось так темно что в каюте и салонах зажгли электричество. (В. Катаев.)

3) Когда я читаю или слышу об ухе с дымком меня непременно посещает одно и то же но очень радостное воспоминание как одноглазый мой дед Павел лупил меня палкой за уху пахнущую дымом потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства. (В. Астафьев.)



Тестирование по теме «Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение»



1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное   

2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?

Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)

3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.

5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.

6. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)

8. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.

9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений. 
(Знаки препинания не расставлены.)

1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А. Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В. Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)

10. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)

12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?

1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот крик лиса прибежит.

13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.



Ответы:

1. 1)
2. 4)
3. 3)
4. 2)
5. 4)
6. 3)
7. 2), 3)
8. 1)
9. 1), 2), 4)
10. 4)
11. 1), 2), 4)
12. 1)
13. 2, 3
14. 1, 8
15. 7, 8.





Задание 1. Карточки-тренажеры

Легкий уровень сложности

Расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных предложени. Выделите грамматические основы.


1 вариант

1. Ему почудилось  будто скрипнула дверь.

2. Казалось что город устал от зимы.

3. По всем приметам знаю  какой будет весна.

4. Куда ни взглянешь, всюду тянулась невесёлая степь.

5. Если проза в любви неизбежна  так возьмём и с неё долю счастья.

6. Всё это было бы смешно  когда бы не было так грустно.

7. Чем ближе летние деньки  тем меньше времени остаётся до экзаменов.

8. Кабы он получше платил за труды  так и Янко бы его не покинул.

9.Можно было сверху заглянуть в машинное отделение  что Петя с наслаждением и сделал.

10.  Я пошёл посмотреть  горит ли камин.



 Расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных предложений.

2 вариант

1. Я решил узнать, хорошо ли ему отдыхалось.

2. Я воображал себя офицером гвардии, что, по­моему, было верхом благополучия. 3. Кабы ты умел думать  то увидел бы причину происходящего.

4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

5. Всё было прекрасно  когда ты меня слушался.

6. Если очень постараться, так и нетрудным станет самое сложное.

7. Где бы ты ни был  помни обо мне.

8. По выражению глаз мамы понимаю, какое у неё сегодня настроение.

9. Кажется  что уже ничего не случится.

10. И сердце вновь горит и любит оттого что не любить оно не может. 





Задание 1. Карточки-тренажеры

Средний уровень сложности


Карточка 1. (Вариант 1)

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.


   Он сел на постели долго таращил глаза на голубоватые потные окошки на смутно белеющую печь.
  Сладок предрассветный сон и голова валится на подушку и глаза слипаются но Яшка переборол себя.

   Всё исчезло притаилось сейчас и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба.

  Кто-то проснулся раньше Яшки стучал возле кузницы молотком; чистые металлические звуки прорываясь сквозь пелену тумана долетали до большого невидимого амбара и возвращались оттуда уже ослабленными.

   Яшка соскочил с крыльца замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (Рига – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай).

   

Карточка 2. (Вариант 2)

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.


   Подсыпав червякам свежей земли он побежал вниз по тропинке перевалился через плетень и задами пробрался к сараю где на сеновале спал его новый приятель – Володя.

   Володя зашевелился на сене долго возился и шуршал там наконец неловко слез наступая на незавязанные шнурки.

   Лицо его измятое после сна было бессмысленно и неподвижно а в волосы набилась сенная труха она же видимо попала ему и за рубашку потому что стоя уже внизу он всё дергал тонкой шеей поводил плечами и почёсывал спину.

   Володя выглянул на улицу лицо его оживилось глаза заблестели он начал торопливо зашнурывать ботинки.

   Володя промолчал покраснел и принялся за другой ботинок.





Тематическое задание

Легкий уровень сложности


Списать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор выделенных предложений.

1.   Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет (И. Тургенев). И ме­тался ветер быстрый по бурьянам и снопами мчались искры по туманам... (А. Блок). Чины людьми даются а люди могут обма­нуться (А. Грибоедов). Они, конечно, не знают меня да я-то их знаю (Ф. Достоев­ский). Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают ко­му-то непрожитые годы (М. Шолохов). Жизнь даётся один раз и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А. Чехов). Скажи ты ей два слова и она спасена (А. Чехов).

2.   Стано­вилось жарко и я поспешил домой (М. Лермонтов).   Залает пёс домовый иль ветерок заше­лестит в листах темнеющей пролетит (Н. Языков). То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит (Н. Некрасов). Федя никогда не плакал зато нахо­дило на него временами дикое упрямство (И. Тургенев). Она не двигалась только чуть-чуть шеве­лились брови (В. Распутин).  Был уже весенний месяц март однако по ночам деревья трещали от холода как в декабре (А. Чехов).



Тематическое задание

Средний уровень сложности.



1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

2) Произведите синтаксический разбор одного сложносочиненного и одного сложноподчиненного предложения, постройте схемы.

3) В первом абзаце во всех сложных предложениях выделите грамматические основы и укажите виды придаточных.



Уже в (не) з…пам…тные времена среди жителей Древней Греции пр…выше всего ц…нились в разговоре краткость и ясность. Само слово лак…низм произошло от названия области Древней Греции – Лаконики жители которой сп…ртанцы отл…чались суровыми нравами а так(же) краткостью и точностью речи. С…хранилось пр…дание о том как одна сп…ртанка пров…жая сына в бой сказала ему Со щитом или на щите. Это знач..ло в…звращайся с победой или вовсе не в..звращайся живым. Пот..рять щит в бою считалось позором а тело погибшего воина пр..носили на щите.

Извес(?)ны уд…тельные л…конизм выр…зительность речи меткость русских п…словиц и п…говорок.

Ч(?)рызвачайно высоко ц…нили краткость речи выдающиеся русские писптали. Краткость сестра талагта г…в…рил з..мечательный русский ст…лист А.П.Чехов.

Овладение и(с,сс)ку(с,сс)твом из…ясняться кратко и выразительно что(бы) как писал Н.А. Некрасов словом было тесно а мыслям пр…сторно, - задача (не)лёгкая но при ж…лании вполне осущ…ствимая. Прежде всего надо научит(?)ся и…бегать эл…ментарных ошибок мног…словия. (Н)пример в прел…жении На гор…зонте по…вились л…д…ные айсберги слово л…д…ные соверше(н,нн)о лишнее ведь айсберги и есть пл…вучие горы.



Творческое задание


Напишите сочинение-миниатюру по аналогии. Определите синтаксическую структуру предложений в тексте Д.С. Лихачева о милосердии. Создайте собственное рассуждение на эту тему, сохранив синтаксическую модель предложений.

1) Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. 2) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. 3) Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости. Неспособности жить. 4) Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.


Примерная работа учащегося.

1) Жадность, агрессивность, злоба делают человека некрасивым. 2) Лицо человека, которое озаряется улыбкой, становится прекрасным. 3) Дело и в том, что добрая реакция на окружающее, приветливость и оптимизм – это признак душевной и духовной силы, способности жить. 4) Человек, который доброжелательно относится к окружающим, делает счастливым себя и украшает жизнь других.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!