Просмотр содержимого документа
«Маркеры высокого риска для своевременного предупреждения суицидов у обучающихся»
Для своевременного предупреждения суицидов у обучающихся следует в первую очередь распознавать маркеры высокого риска.
🟡 К ситуационным маркерам риска относят:
🔺 жизненные трагедии (смерть любимого человека, глубоко переживаемая несчастная любовь, травмирующий опыт пережитого насилия);
🔺 социально-дезадаптирующие ситуации (конфликты, вынужденная социальная изоляция, вынужденное переселение, ситуации позора или унижения);
🔺 ситуации сильнейшего разочарования.
🟡 К поведенческим маркерам риска относят:
🔺 проявления зависимого поведения;
🔺 самоизоляция и резкое снижение повседневной активности;
🔺 резкое изменение привычек, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
🔺 предпочтение тем общения и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
🔺 частое прослушивание траурной или печальной музыки;
🔺 окружение себя мрачной символикой;
🔺 «приведение дел в порядок» («прощальные» действия: написание писем, раздаривание личных вещей).
🟡 К эмоциональным и коммуникативным маркерам риска относят:
🔺 депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
🔺 переживание одиночества;
🔺 прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» – косвенное);
🔺 шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.
🟡 К когнитивным маркерам риска относят:
🔺 «темная триада»: негативное видение себя, негативное видение окружающих, негативное видение будущего;
🔺 ничтожность собственной личности;
🔺 бесперспективность, безнадежность;
🔺 «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
🔺 наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.