К 130-летию со дня рождения поэтессы
(8 октября 1892 года – 31 августа 1941 года)
“ Марина Цветаева: поэзия, ставшая песней”
«Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».
Валерий Брюсов (русский поэт)
Марина Ивановна Цветаева
– гениальная русская поэтесса Серебряного века, прозаик и драматург, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе XX века.
Родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора-филолога и пианистки. С раннего детства жила в мире книг и книжных сюжетов, ведь уже с 4 лет малышка умела читать. Особенно любимы ею были книги Пушкина и Гетте. Любила Мария и музыку, в детстве она обучалась игре на фортепиано.
Писать Марина Цветаева начала довольно рано - в возрасте шести лет. У неё получалось писать стихи не только на русском языке, но и на французском и немецком.
Начало творческого пути
Первый сборник стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом» вышел в 1910 году. Эта книга сразу привлекла внимание многих известных писателей того времени. Среди них были Гумилёв, Волошин, Брюсов.
Через пару лет появился сборник «Волшебный фонарь». В это же время поэтесса примыкает к кругу московских символистов.
В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».
Поиски и терзания…
В 20-е годы стихи Цветаевой были опубликованы в сборнике «После России» (1928 г.). Однако они не принесли ей популярности, но в этот период большое признание получила её проза.
В 30-е годы Марина Цветаева пишет серию произведений, которую посвятила известным и значимым для неё людям:
в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»;
в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;
в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;
в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;
в 1937 г. – «Мой Пушкин»
Музыка в жизни Марины Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева обладала утонченным музыкальным вкусом и могла найти родственные своей душе мотивы в самых разнообразных жанрах от немецкого фольклора до французского шансона. Вместе с тем, сердце поэта было отдано классической музыке, любовь к которой формировалась у Цветаевой с детства.
Бетховен, Шуман, Шуберт, Моцарт – «бессмертное духовное начало» поэтического творчества Цветаевой. Они и учителя, и источник вдохновения, и отдушина в трудную минуту.
Стихи, которые в полной мере говорят об отношении самой поэтессы к воспетому ею искусству Музыки:
Верьте Музыке: проведет
Сквозь гранит,
Ибо Музыка — динамит...
Музыкальность поэзии
Уже современники обнаруживали в строках Марины Цветаевой мелодизм. Высказывания поэтессы о музыке, собранные воедино, способны многое объяснить в ее творчестве.
СТИХ
Музыка всем своим существом безудержно вовлечена в богатейший мир поэтических образов Цветаевой
В статье “Искусство при свете совести” Цветаева делает попытку раскрыть процесс создания своих стихов: “Слышу не слова, а какой-то беззвучный напев внутри головы, какую-то слуховую линию — от намека до приказа. Это целый мир, и сказать о нем — целый отдельный долг.
Цветаева как-то заметила: “Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание”.
.
Сергей Прокофьев слышал в стихах Марины Цветаевой “ускоренное биение крови, пульсирование ритма”. Эта черта поэзии Цветаевой очевидна, но в устах Прокофьева подобное признание весьма знаменательно.
Многие стихотворения Марины Цветаевой были положены на музыку и превращены в песни. Над ними работали как классические эстрадные исполнители, так и рок-музыканты.
«Мне нравится, что вы больны не мной…» Известный романс на музыку Микаэла Таривердиева из всенародно любимой «Иронии судьбы или С легким паром».
«Генералам двенадцатого года». Песня, известная как «Романс Настеньки», звучит в культовой картине «О бедном гусаре замолвите слово».
«Уж сколько их упало в эту бездну… » было написано в 1913 году двадцатилетней Мариной. Музыку к нему написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
У Тамары Гвердцители есть целый альбом на стихи Цветаевой
"Посвящение женщине" , создан для любителей романсов.
Около 15 лет жизни Марина Ивановна Цветаева провела в эмиграции, в основном во Франции.
Живя в Париже, она постоянно тосковала по родине, что нашло своё отражение во множестве её стихотворений, написанных в те годы.
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где — совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
В последние годы своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами зарубежной литературы на русский язык. Это был тяжелый период.
Ей пришлось и голодать. Её выступления, сборники не были оценены по достоинству современниками.
Она не дождалась признания при жизни.
Зима 1940 года. Марина Цветаева
В честь великой поэтессы названы улицы в некоторых городах России: в Королёве, в Томске и в Липецке.
А к 90-летнему дню рождения Марины астрономы из Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету в её честь.
Лучшим памятником великой поэтессе остается ее творчество:
- семнадцать поэм,
- восемь пьес,
- пятьдесят произведений в прозе,
- более восьмисот стихотворений
- и около тысячи писем.
Памяти Марины Цветаевой…
Музеи Марины Цветаевой открыты в Москве, в Борисоглебском переулке, в Болшеве, Александрове, Феодосии, Елабуге, в селе Усень-Ивановское в Республике Башкортостан, в селе Ново-Талицы Ивановской области.
Памятники поэтессе установлены в Москве, на берегу Оки в городе Таруса, в селе Усень-Ивановское, в Александрове, Харькове, Одессе, во Франции, в городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви.
Мемориальный Дом-музей
Марины Цветаевой в Болшеве (г. Королев)
Музей Марины Цветаевой
(с. Усень-Ивановское)
В настоящее время Марина Ивановна Цветаева
по праву считается одним из самых ярких
представителей Серебряного века русской поэзии.
Ее стихи очень популярны, многие из них были
положены на музыку и стали известными романсами .