СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марийская кухня

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена особенностям марийской кухни.

Просмотр содержимого документа
«Марийская кухня»

ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ МАРИЙСКОГО НАРОДА

Петрова Е.И., Петрова К.В., Иванов Н.С. – 11 класс,

МОБУ «Шойбулакская СОШ»

Руководитель – Мошкина М.В., учитель истории и обществознания


Культура является важной частью истории марийского народа. Еще тысячу лет назад, когда все мари разговаривали на одном общем языке, стали складываться основные элементы марийской культуры: музыка, танцы, искусство вязания, шитья, вышивания, изготовление орудий труда и многое другое. В этот же период складывалась марийская кухня. Кухня – один из основных элементов материальной культуры марийского народа. Она служит для удовлетворения самых насущных потребностей человека – физиологических (или естественных). Хозяйкой на кухне всегда считалась женщина. Именно она была, есть и остается хранительницей семейного очага, вокруг которого собираются все члены семьи. Издревле марийский народ почитал женщину как прародительницу. Женщина передавала все свои умения и навыки ведения хозяйства дочери. Это происходило в течение многих столетий. Но в современном XXI веке люди стали забывать свои традиции. Все меньше людей народа мари разговаривают на своем родном языке, который воспевали писатели и поэты земли марийской. Люди перенимают культуру других народов, забывая о том, что марийская культура тоже богата и насыщена яркими красками. Изюминкой марийской культуры является ее кухня. К сожалению, молодое поколение стало забывать, что блюда марийской кухни не только вкусны, но и полезны, так как народ мари жил в лесах у рек и в пищу использовал дары природы. И с веками рецепты претерпели лишь незначительные изменения. Вот почему вопрос об изучении марийской национальной кухни является актуальным. Мы поставили перед собой цель – познакомить современное общество с рецептами марийской кухни как элементом культуры и быта марийского народа. Для того чтобы реализовать цель, нам необходимо изучить литературу по теме, собрать рецепты марийской кухни, провести соцопрос, выпустить информационные буклеты с рецептами, сделать выводы по проделанной работе.

Блюда марийской кухни отличаются насыщенностью вкусов, хотя некоторые и не сложны в приготовлении. Основной чертой марийской кухни является то, что она включается в себя блюда из продуктов, которые дает природа: мед (мӱй пӱрӧ, ӱяча, мӱян печенье), дичь (кайык шылан комангинде), зверье (кӱктымӧ шордо шыл, кӱктымӧ маска шыл, кӱктымӧ меран шыл), ягоды (турня пӧчыж когыльо, емыж перемеч), рыба (кол шӱр, кӱктымӧ кол).

Марийский край богат полями, пашнями. Возделывание земли, посев семян и уборка урожая – вот какими были основные занятия марийского крестьянина до ХХ века. Хлеб являлся основным источником силы. Не даром про него сложили пословицы и поговорки. В марийской кухне блюда из муки и крупы занимают главную роль (кинде, эгерче, коман мелна, шӱрашан мелна, пучымыш).

Много в марийской кухне блюд с кисло-соленым вкусом: лашка шӱр, кол шӱр, туара, пура [3, с. 7]. Что отличает блюда марийской кухни, так это умеренное употребление приправы, специй, поэтому кушанья не острые, но довольно сытные.

Большое влияние на марийскую кухню оказывали соседи. Встречаются схожие блюда, но обладающие территориальными особенностями. В разных районах республики одинаковые по рецептуре блюда называются по-разному. Так, в Новом Торъяле пулашкамуно, а в Козьмодемьянске - мунопулашка (мынывлошка), пуламык – Морки [3, с. 8]. Горные мари испытывали сильное влияние христианства, но сохранили свои старые обычаи.

Курньык, кыравец – обрядовый мясной пирог, сохранившийся от прежнего ритуала жертвоприношения, хотя сами слова заимствованы от славян. Горные мари пекли их с мясом: курятиной, утятиной, гусятиной, говядиной, свининой, зайчатиной. Раньше в них добавляли яйца и рыбу. А то место у пирога, где кушали это жертвенное блюдо, называлось «курньык лык», где молились и обращались к Богу [1, с. 44].

Ӱяча – это блюдо тоже имело ритуальное значение. Горные черемисы гоняют шайтана ранней весной. В канун гонения они готовят маленькие, кругленькие, жаренные в масле лепешечки-ӱяча и три яйца. На следующий день вся молодежь собирается вместе и пускается скакать по всей деревне. Кто первый прискачет, тот и получает все лепешки [1, c. 44].

Наиболее распространенными блюдами являются блины – мелна, подкогыльо, пучымыш, туара, немыр, ӱяча, салмагинде, эгерче, сокта, когыльо [3, c. 8].

Раньше все блюда изготовлялись из пресного теста: когыль, кыравец, лашка, эгерче. Пироги назывались когыльо и подкогыльо. Они готовились по-разному. Словом «подкогыльо» называли все маленькие пирожки, которые варили в бульоне [1, c. 45]. Их делали с творогом, мясом, картошкой, капустой. Когыльо пекли на сковороде в печи.

Во время праздника Шорыкйол готовили обрядовые блюда и напитки: кыравец, отварные мясные пирожки, домашнее пиво, нӧшмӧ шӱр. Также почиталась и курица. Из ее мяса варили суп и пекли кыравец. В поминальные дни готовили рыбные блюда, колплошка. Молочные продукты тоже были в почете. Из него делали творожный напиток, сухие сырники (туара), сырники в масле [2, c. 5].

Мы провели в школе социальный опрос среди обучающихся старших классов Шойбулакского сельского поселения, куда входит 27 деревень. Всего опросили 36 человек. Вопросы были следующие: готовите ли вы блюда марийской кухни? кто готовит марийские блюда в вашей семье? сохраняете ли вы традиционные рецепты марийской кухни? нравятся ли вам рецепты марийской кухни? хотели бы вы больше узнать про марийскую кухню?

В результате, на вопрос «Готовите ли вы блюда марийской кухни?» 13 человек из 36 опрошенных ответили «да», 2 человека «да», а 21 человек ответил «иногда». Из ответов на второй вопрос следует, что в основном в семьях марийские блюда готовят мама и бабушка. Радует, что современное поколение стремиться сохранять традиционные рецепты марийской кухни (55,5% опрошенных). И абсолютному большинству (86,1%) нравятся традиционные рецепты марийской кухни.

Результаты опроса оформлены в диаграммах.

1. 2.

1. Готовите ли вы блюда марийской кухни?

2.Кто готовит марийские блюда в вашей семье?

3. 4.

3.Сохраняете ли вы традиционные рецепты марийской кухни?

4.Нравятся ли вам рецепты марийской кухни?

5.

5.Хотели бы вы больше узнать про марийскую кухню?

Таким образом, следует сделать вывод, что традиции марийского народа еще живы и соблюдаются современным поколением. Большинство людей из сельской местности продолжают готовить блюда марийской кухни, сохраняя традиционные рецепты, переходящие из поколения в поколение.

Обзор литературы:

  1. Марийская крестьянская кухня. Сост. К. Юадаров. Й-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2003. – 48 с.

  2. Марийская кухня. Сост. Э. Меджитова. Й-Ола: Марийское книжное издательство, 1990. – 160 с.

  3. Марийские национальные блюда. С.Г. Ершов и др. Й-Ола: Марийское книжное издательство, 1970. – 112 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!